kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "Дороманская культура". (10 класс0

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по прграмме Емохоновой Л.Г. Данный урок содержит приложение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Дороманская культура". (10 класс0»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область



Урок 25

Дороманская культура. «Каролингское возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор

(УМК Емохоновой Л.Г., 10 класс)







Учитель русского языка, литературы, МХК

Курбатова Г.Н.



























2017 год

Тип урока: урок-панорама.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию новых знаний по предмету через работу над новым информационным материалом.

  2. Способствовать развитию критического мышления через приемы технологии.

  3. Расширить знания учащихся о культуре Средневековья; дать представление об особенностях Дороманской культуры.

Задачи урока:

  1. Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство с особенностями дороманской архитектуры, мозаичным и фресковым декором.

  2. Развитие способности к анализу художественного произведения.

  3. Выделить характерные черты произведений дороманской культуры.

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, проектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слово учителя.

  2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

  • Почему стенопись Дионисия на тему Акафиста созвучна торжественно-мажорному облику храмов эпохи Ивана 3? Для ответа используйте иллюстрации из задания 3 19 в рабочей тетради.

  • Как соотносятся церковные мелодии, звучавшие в русских храмах начала 16 века с живописью на стенах? Приведите примеры.

  1. Новый материал урока.

  1. Введение (по тексту учебника): 1 слайд. Расцвет красочной христианской культуры Западной Римской империи был пресечен низложением в 476 г. последнего римского императора. Этим ознаменовалось наступление средневековой эры в развитии художественной культуры Западной Европы.

  2. Работа с презентацией. 2 слайд. Средневековую культуру Западной Европы приято подразделять на дороманскую (6 – 10 вв.), романскую (11 – 12 вв.) и готическую (13 – 15 вв.).

В христианской Европе стихийно возникали и также стихийно исчезали варварские государства, из которых наиболее дееспособным оказалось государство франков. Оно появилось в 5 веке и достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого (3 слайд), короновавшегося в 800 г. в Риме. Романно-нерманский мир. Сплоченный не только христианством, но и императорской властью Карла, стал именоваться Священной Римской империей и окончательно отделился от Византии.

Культура этого периода получила название «каролингское Возрождение» по имени короля Каролингской династии и по ориентации на римскую античность.

Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре – капелла в Ахене (788 – 805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого (4 слайд).

Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре – капелла в Ахене (788 – 805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квадратном цоколе (5 и 6 слайды). Сравните планы капеллы в Ахене и Базилики Сан-Витале в Равенне.

(7 слайд). Внутренне убранство капеллы было выполнено в древнеримских традициях с использованием декоративных приемов, сложившихся в эпоху раннего христианства в Равенне. Второй и третий ярусы поддерживают мраморные и яшмовые античные колонны; мраморными плитами отделаны стены на треть высоты.

(8 слайд). По стенам и сводам, на золотом фоне расцветают яркие мозаичные ковры. На них чередуются зеленые виноградные лозы с винно-красными гроздьями ягод. Белые и синие васильки на золотых стеблях, святые мужи и жены в белых одеяниях в изумрудной траве с алыми маками у ног.

(9 слайд). В золотом пространстве под куполом восседает на троне Христос, горят звезды, вспыхивают золотыми, красными, синими искрами крылья ангела, льва. Тельца и орла, предстоят с обращенными к Христу ликами белоснежные фигуры франкских королей.

(10 слайд). В отличие от капелл базилики той поры – неврачные и тяжеловесные строения, сложенные из грубого камня. Как и римские, они имели прямоугольный объем с апсидой на одной из узких сторон. Массивные прямоугльные опоры делили внутренне пространство на 3 нефа, из которых более высокий и широкий центральный имел плоское деревянное перекрытие. (11 слайд).

(12 слайд). С ростом христианской общины и усложнением ритуала богослужения произошло преобразование пространства храма: между нефами и апсидой появился поперечный неф – трансепт. Немного выступая за пределы основной части здания, он придал церкви в плане форму латинского креста.

(13 слайд). Снаружи к рукавам трансепта пристроены высокие прямоугольные башни-колокольни, зрительно их удлиняющие. Восточную сторону завершает прямоугольная апсида.

(14 слайд). Линейность архитектуры несколько смягчает каменный узор на портале, состоящий из растительных и зооморфных элементов.

(15 слайд). Представление о том, как выглядело живописное убранство каролингских базилик, дают фрески церкви Санкт_Иоханн в Мюстере (9 век). Их называют «Библией для неграмотных», ибо в императорском указе – «Карловых книгах» - говорится, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».

  1. Просмотр фрагмента фильма телеканала «Культура» «Вайль Мюстер – Где Карла Великого Считают Святым».

  2. Работа в парах с текстом учебника (приложение).

  3. Заполнение таблицы «Особенности Дороманской культуры».

Памятники культуры

Как создавались

Изменения

Капеллы

По античному образцу

Традиционная римская конструкция получает новое истолкование согласно христианской символике

Базилики

По римскому образцу. Прямоугольные опоры делили пространство на 3 нефа, центральный неф имел плоское перекрытие

Появление трансепта (продольного нефа), завершающегося башнями-колокольнями. Украшение портала (входа)

Мозаики

Выполнены в Древнеримских традициях. Изображают библейские сюжеты


Фрески

Живопись имеет сходство с позднеантичной. Правильные пропорции, естественные движения

Усложнение изображения движений, энергичная светотеневая моделировка, приглушенная цветовая гамма



  1. Работа в рабочей тетради: задание № 20 на с.28.

  1. Рефлексия. Итоги урока.

  2. Домашнее задание. Выучить урок 25. Вопросы 1 – 3, с.152.







































Приложение

Карточка № 1

    1. Средневековую культуру Западной Европы принято подразделять на:


готическую

11 – 12 вв.

романскую

13 – 15 вв.

дороманскую

6 – 10 вв.



(Соедините стрелками)

Появившееся в 5 веке государство франков достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого, короновавшегося в 800 г. в Риме. Романо-германский мир, сплоченный не только христианством, но и императорской властью Карла, стал именоваться Священной Римской империей и окончательно отделился от Византии.










Карточка № 2


Культура этого периода получила название_______________________________________ по имени короля Каролингской династии и по ориентации на_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Карточка № 3


Капелла в Ахене (788-805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квадратном цоколе. Традиционная римская конструкция получила при этом мистическое истолкование согласно христианской символике чисел – 7, 12,8.

Квадрат - _________________________________(число_____).

Круг символизирует________________________(число_____).

Из суммы этих чисел возникает магическое число___________, означающее________________________________________________________________. Их произведение дает____________________________________________________________________________как синтез__________________________________________________________________. Оно означает_________________________________________________________________,, созданную______________________________________________________, которые после сошествия на них Святого Дух смогли говорить на всех языках и нести христианское учение на 4 стороны света. Восьмиугольник, соответствующий развернутой по горизонтали восьмерке, - знак_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Внутренне убранство капеллы было выполнено в__________________________________________________ традициях с использованием декоративных приемов, сложившихся в эпоху раннего христианства в Равенне.




Карточка № 4


С ростом христианской общины и усложнением ритуала богослужения произошло преобразование пространства храма: между нефами и апсидой появился поперечный неф_______________________________________________. Немного выступая за пределы основной части здания, он придал церкви форму латинского креста. К подобному типу базилик относится церковь Сен-Мишель де Кюкса (9 век).

Внешне скромные базилики изнутри украшали_____________________________________, покрывавшие всю поверхность стен.




Церковь Сен-Мишель де Кюкса. 9 век


Отметьте на плане:

  1. Атриум

  2. Башни-колокольни

  3. трансепт

  4. апсиду









Карточка № 5


Представление о том, как выглядело живописное убранство каролингских базилик, дают фрески церкви Санкт-Иоханн в Мюстере (9 век).

Их называют_______________________________________________________, ибо в императорском указе – «Карловых книгах» - говорится, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».

Перечислите сюжеты фресок:

  1. _______________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________

  4. _______________________________________________________________________

  5. _______________________________________________________________________

Все росписи выполнены в___________________________________________гамме с энергичными мазками______________________________, что наполняет пространство церкви мягким сиянием и словно омывает присутствующих в храме теплыми медовыми потоками.

































5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок на тему: "Дороманская культура". (10 класс0

Автор: Курбатова Галина Николаевна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401552


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства