Почему стенопись Дионисия на тему Акафиста созвучна торжественно-мажорному облику храмов эпохи Ивана 3? Для ответа используйте иллюстрации из задания 3 19 в рабочей тетради.
Как соотносятся церковные мелодии, звучавшие в русских храмах начала 16 века с живописью на стенах? Приведите примеры.
Новый материал урока.
Введение (по тексту учебника): 1 слайд. Расцвет красочной христианской культуры Западной Римской империи был пресечен низложением в 476 г. последнего римского императора. Этим ознаменовалось наступление средневековой эры в развитии художественной культуры Западной Европы.
Работа с презентацией. 2 слайд. Средневековую культуру Западной Европы приято подразделять на дороманскую (6 – 10 вв.), романскую (11 – 12 вв.) и готическую (13 – 15 вв.).
В христианской Европе стихийно возникали и также стихийно исчезали варварские государства, из которых наиболее дееспособным оказалось государство франков. Оно появилось в 5 веке и достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого (3 слайд), короновавшегося в 800 г. в Риме. Романно-нерманский мир. Сплоченный не только христианством, но и императорской властью Карла, стал именоваться Священной Римской империей и окончательно отделился от Византии.
Культура этого периода получила название «каролингское Возрождение» по имени короля Каролингской династии и по ориентации на римскую античность.
Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре – капелла в Ахене (788 – 805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого (4 слайд).
Наиболее известный пример подражания античному образцу в архитектуре – капелла в Ахене (788 – 805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квадратном цоколе (5 и 6 слайды). Сравните планы капеллы в Ахене и Базилики Сан-Витале в Равенне.
(7 слайд). Внутренне убранство капеллы было выполнено в древнеримских традициях с использованием декоративных приемов, сложившихся в эпоху раннего христианства в Равенне. Второй и третий ярусы поддерживают мраморные и яшмовые античные колонны; мраморными плитами отделаны стены на треть высоты.
(8 слайд). По стенам и сводам, на золотом фоне расцветают яркие мозаичные ковры. На них чередуются зеленые виноградные лозы с винно-красными гроздьями ягод. Белые и синие васильки на золотых стеблях, святые мужи и жены в белых одеяниях в изумрудной траве с алыми маками у ног.
(9 слайд). В золотом пространстве под куполом восседает на троне Христос, горят звезды, вспыхивают золотыми, красными, синими искрами крылья ангела, льва. Тельца и орла, предстоят с обращенными к Христу ликами белоснежные фигуры франкских королей.
(10 слайд). В отличие от капелл базилики той поры – неврачные и тяжеловесные строения, сложенные из грубого камня. Как и римские, они имели прямоугольный объем с апсидой на одной из узких сторон. Массивные прямоугльные опоры делили внутренне пространство на 3 нефа, из которых более высокий и широкий центральный имел плоское деревянное перекрытие. (11 слайд).
(12 слайд). С ростом христианской общины и усложнением ритуала богослужения произошло преобразование пространства храма: между нефами и апсидой появился поперечный неф – трансепт. Немного выступая за пределы основной части здания, он придал церкви в плане форму латинского креста.
(13 слайд). Снаружи к рукавам трансепта пристроены высокие прямоугольные башни-колокольни, зрительно их удлиняющие. Восточную сторону завершает прямоугольная апсида.
(14 слайд). Линейность архитектуры несколько смягчает каменный узор на портале, состоящий из растительных и зооморфных элементов.
(15 слайд). Представление о том, как выглядело живописное убранство каролингских базилик, дают фрески церкви Санкт_Иоханн в Мюстере (9 век). Их называют «Библией для неграмотных», ибо в императорском указе – «Карловых книгах» - говорится, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
Просмотр фрагмента фильма телеканала «Культура» «Вайль Мюстер – Где Карла Великого Считают Святым».
Традиционная римская конструкция получает новое истолкование согласно христианской символике
Базилики
По римскому образцу. Прямоугольные опоры делили пространство на 3 нефа, центральный неф имел плоское перекрытие
Появление трансепта (продольного нефа), завершающегося башнями-колокольнями. Украшение портала (входа)
Мозаики
Выполнены в Древнеримских традициях. Изображают библейские сюжеты
Фрески
Живопись имеет сходство с позднеантичной. Правильные пропорции, естественные движения
Усложнение изображения движений, энергичная светотеневая моделировка, приглушенная цветовая гамма
Работа в рабочей тетради: задание № 20 на с.28.
Рефлексия. Итоги урока.
Домашнее задание. Выучить урок 25. Вопросы 1 – 3, с.152.
Приложение
Карточка № 1
Средневековую культуру Западной Европы принято подразделять на:
готическую
11 – 12 вв.
романскую
13 – 15 вв.
дороманскую
6 – 10 вв.
(Соедините стрелками)
Появившееся в 5 веке государство франков достигло небывалых размеров во время правления Карла Великого, короновавшегося в 800 г. в Риме. Романо-германский мир, сплоченный не только христианством, но и императорской властью Карла, стал именоваться Священной Римской империей и окончательно отделился от Византии.
Карточка № 2
Культура этого периода получила название_______________________________________ по имени короля Каролингской династии и по ориентации на_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 3
Капелла в Ахене (788-805) – придворная молельня, входившая в дворцовый комплекс Карла Великого. Капелла воспроизводит один из видов древнеримской архитектурной конструкции: восьмиугольный в плане средний объем капеллы возвышается над более низким круглым обходом, и все это покоится на квадратном цоколе. Традиционная римская конструкция получила при этом мистическое истолкование согласно христианской символике чисел – 7, 12,8.
Круг символизирует________________________(число_____).
Из суммы этих чисел возникает магическое число___________, означающее________________________________________________________________. Их произведение дает____________________________________________________________________________как синтез__________________________________________________________________. Оно означает_________________________________________________________________,, созданную______________________________________________________, которые после сошествия на них Святого Дух смогли говорить на всех языках и нести христианское учение на 4 стороны света. Восьмиугольник, соответствующий развернутой по горизонтали восьмерке, - знак_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Внутренне убранство капеллы было выполнено в__________________________________________________ традициях с использованием декоративных приемов, сложившихся в эпоху раннего христианства в Равенне.
Карточка № 4
С ростом христианской общины и усложнением ритуала богослужения произошло преобразование пространства храма: между нефами и апсидой появился поперечный неф_______________________________________________. Немного выступая за пределы основной части здания, он придал церкви форму латинского креста. К подобному типу базилик относится церковь Сен-Мишель де Кюкса (9 век).
Внешне скромные базилики изнутри украшали_____________________________________, покрывавшие всю поверхность стен.
Церковь Сен-Мишель де Кюкса. 9 век
Отметьте на плане:
Атриум
Башни-колокольни
трансепт
апсиду
Карточка № 5
Представление о том, как выглядело живописное убранство каролингских базилик, дают фрески церкви Санкт-Иоханн в Мюстере (9 век).
Их называют_______________________________________________________, ибо в императорском указе – «Карловых книгах» - говорится, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы каждый неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг».
Все росписи выполнены в___________________________________________гамме с энергичными мазками______________________________, что наполняет пространство церкви мягким сиянием и словно омывает присутствующих в храме теплыми медовыми потоками.