Урок МХК в 10 классе на тему: "Изобразительное искусство Древнего Рима"
Урок МХК в 10 классе на тему: "Изобразительное искусство Древнего Рима"
Урок МХК в 10 классе по теме: "Изобразительное искусство Древнего Рима". целью урока является ознакомление учащихся с достижениями изобразительного искусства Древнего Рима.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок МХК в 10 классе на тему: "Изобразительное искусство Древнего Рима"»
Алтынник Антонина Николаевна
Учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ «Вейделевская СОШ»
Урок МХК в 10 классе
Тема урока: Изобразительное искусство Древнего Рима
Цель урока:
- дать представление о достижениях Древнего Рима в изобразительном искусстве; научить выделять особенности живописных произведений Древнего Рима;
- развивать навыки художественного анализа;
- воспитывать уважение и интерес к искусству античности.
Универсальные учебные действия
- сопоставлять художественно-образное содержание произведений изобразительного искусства;
- выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров.
Проверка знаний. Тестовая работа по теме: Архитектурные достижения Древнего Рима. Проверка домашнего задания. - ответы на вопросы Главы 9 Учебника.
Знакомство с новым материалом.
Лучшим в художественном наследии римской скульптуры был портрет.
Римский скульптурный портрет
Точно передает Передает сложность соотношения между портретное сходство физическим и духовным миром человека
История римского скульптурного портрета
Этрусский портрет
Греческий портрет
Древнейший обычай этрусков: снимать восковую или гипсовую маску с лица умершего и хранить её в специальных нишах и шкафах.
Позднее, у римлян, эти маски стали заменятся скульптурными портретами из камня.
Заказчик стремился к правдоподобности изображения
В Древней Греции преобладали скульптурные изображения богов,
а в эпоху Римской республики и империи интерес представляла личность государственная и общественная
I. Искусство этрусков
«ВЕЧЕРНИЕ ТЕНИ» - неестественно удлиненные женские и мужские скульптуры, связанные с культом мертвых
Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в Средние века, вероятно, сделана также этрусками.
Замечательным достижением мирового искусства явились терракотовые статуи и рельефы этрусков. ТЕРРАКОТОВАЯ СТАТУЯ АПОЛЛОНА
II. Искусство Римского государства
Впервые общественный человек был поднят на высокий пьедестал.
Площади городов и провинций украшали портреты прославленных личностей: полководцев и императоров, выдающихся политических деятелей и просто достойных граждан.
Как представляет человека той эпохи известный римский оратор и общественный деятель Цицерон (106— 43 гг. до н. э.) в трактате «06 обязанностях»: «Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве. Всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах... он... будет держаться справедливости и нравственной красоты»
1 - Скульптура Римской республики
Скульптуры – небольшие бюсты видных общественных деятелей.
Фигуры задрапированыв тоги (большие широкие покрывала -плащи , перекинутые через плечо и образовавшие красивые складки).
Тога одевалась поверх туники(длинная рубашка с короткими рукавами).
«Брут Капитолийский»
Один из лучших скульптурных памятников. Именно он стал для римлян образцом истинного гражданина, для которого чувство долга пред родиной превыше родственных чувств.
Перед нами некрасивый, немолодой человек. Небритые щеки, тонкий и горбатый нос, пряди заметно редеющих волос - все эти детали призваны с максимальной точностью передать портретное сходство. Скульптору удалось передать решительный характер персонажа, живой и смелый взгляд.
2 - Скульптура Римской империи
Основы искусства заложены в эпоху правления Октавиана Августа
Это время называют «золотым веком» Римского государства.
Именно тогда создавался официальный стиль римского искусства.
Было создано многочисленное количество статуй прославленного римского императора – для римлян он был эталоном гражданственности и патриотизма.
«Октавиан Август»
Множество статуй этому императору было воздвигнуто ещё при жизни. В данной статуе удачно сочетаются и индивидуальные, и идеализированные черты императора.
Гордая величественная поза, ораторский жест правой руки, панцирь, украшенный аллегорическими рельефами, жезл в руке – все призвано подчеркнуть значительность образа.
«Конная статуя император Марк Аврелий»
- до сих пор возвышается в самом центре Рима. Современники называли его «философом и мыслителем на троне».
Марк Аврелий в простой одежде, без каких-либо императорских отличий и знаков, восседает на коне. Спокойным жестом он обращается к толпе.
Художнику удалось передать волевой характер, способность подчинять своей власти окружающих.
Римские мастера проявляли интерес не только к императорам, но и к достойным гражданам Отечества.
«Оратор Авл Метелл»
Свободный римлянин, сдержанный и деловой человек, исполненный чувством собственного достоинства.
Его ноги слегка расставлены, властный жест руки призывает к вниманию и тишине, на плечи небрежно наброшено тога.
У него немолодое лицо, с морщинами. Вначале глаза его были инкрустированы цветным стеклом, что придавала лицу большую живость и выразительность.
В III веке Римская империя вступила в эпоху кризисов и кровопролитных войн, дворцовых переворотов, народных восстаний и вторжений варварских племён.
Главными объектами изображения становятся в скульптуре становятся грубые, жестокие властители Рима.
«Портрет Каракаллы»
- Один из самых злобных и жестоких императоров.
Его голова дана в резком повороте. Стремительность движения и напрягшиеся мускулы шеи позволяют почувствовать напористую силу, вспыльчивость и яростную энергию. Гневно сдвинутые брови, прорезанный морщинами лоб, подозрительный взгляд исподлобья, массивный подбородок – всё говорит о беспощадной жестокости, мстительности и властном характере.
Римские мастера изображали также людей далёких от политики и власти.
«Портрет Сириянки».
Тонкое продолговатое лицо с неправильными чертами лица по-своему трогательно и привлекательно. Выражение лица немного грустное и задумчивое. Сложная прическа кажется слишком большой для её изящной головы. Несомненно перед нами портрет женщины, принадлежавшей к высшим слоям общества. В нем мастерски переданы не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир героини.
Живопись в Римской республики
изобразительное искусство Римской республики впитало в себя достижения всех завоеванных земель и народов.
в Римской республике развиваются многие жанры живописи: батальный – фрески с изображением военных действий, написанные с натуры; мифологический – фрески, иллюстрирующие сцены из античной мифологии; натюрморт и пейзаж.
разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей фрескамозаика
Фре́ска — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей
Великолепна техника исполнения фресок - это богатейшая цветовая палитра, виртуозность лессировки.
Лессировка — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.
На плоскость стены шестикратно наносили слой грунта с тончайшей мраморной пылью.
Краски составляли из тщательно растёртых полудрагоценных камней и осколков синего и зелёного стекла.
Всё это защищало фрески от растрескивания и на поверхности появлялся яркий блеск.
Лессировка придавала фреске воздушность и прозрачность.
От выцветания краски защищало покрытие и полировка фрески слоем воска с добавлением оливкового масла.
Виллам присуща большая роскошь и отделка из драгоценных материалов.
Неотъемлемой частью вилл была стенная живопись.
Различалось два типа вилл: вилла рустика - сельская вилла, имеющая хозяйственный или промышленный характер, и вилла пеурбана - городская, предназначенная для отдыха и всевозможных развлечений.
Главное сокровище виллы – фриз зала Мистерий, на котором изображены фигуры высотой в человеческий рост. 29 участников ритуального действия – праздник, посвящённый богу Вакху (бог празднества и виноделия).
На фреске и мифологические персонажи и участники мистерии (совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались лишь посвящённые).
Во фресках всё чаще стали встречаться пейзажные зарисовки, натюрморты и бытовые сцены.
Особенность росписи: разрушить пространство между внутренним пространством архитектуры и окружающим внешним миром.
«Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I век».
Девушка символизирует весну. Она как будто плывёт по воздуху, удаляясь в глубину пространства. В левой руке – рог изобилия, а правой слегка касается цветов. Её одежда гармонирует с фоном цветущего луга
Мозаика — искусство и техника создания изображений посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла (смальты).
На стенах вилл и дворцов знати изображали странствующих актёров, обитателей морского дна, домашние животные и птицы.
Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III около 100 г. до н. э. Италия, Неаполь, Национальный археологический музей