Урок МХК в 10 классе на краеведческом по теме «Женская поэзия XX века. Тема осени в творчестве материале
старооскольских поэтесс»
Цели:
-
Определить своеобразия раскрытия темы осени в женской поэзии родного края.
-
Постичь условности поэтического языка, разные приемы воплощения мысли.
-
Привить любовь к родному краю.
Эпиграф: Действительно, это прежде всего стихи женщины - что так редко в наше время. В них и милосердие, и свет истинной женской души.
Виктор Астафьев
ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА
Портреты старооскольских поэтесс, выставка книг старооскольских поэтов и писателей, рисунки обучащихся на тему «Осень», магнитофонная запись стихотворений Лиры Абдуллиной, музыка В. Семеновского «Осенние пейзажи» (аудиозапись), запись песен Г. Левицкого на стихи старооскольских поэтесс, осенние букеты.
Словарик: авенадос, буриме, акростих.
План анализа стихотворного произведения.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Вступительное слово учителя (музыка). Определение темы урока и формулирование целей.
Прочитайте эпиграф к уроку. О чем пойдет речь сегодня? Да, о поэзии, о женской поэзии. Обратите внимание на оформление кабинета, вспомните задания к уроку. О чем же будут рассказывать поэтические строки? Правильно, об осени, замечательной и такой разной.
II. Проверка домашнего задания: «Тема осени в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой». Анализ стихотворений А. Ахматовой « Заплаканная осень, как вдова…», «Три осени», «О, жизнь без завтрешнего дня! Ты – осень и обман…»; анализ стихотворений М. Цветаевой «Осень в Тарусе», «Незримо Пушкинские строки вплелись в осенний листопад…», «Мы с вами разные, как осень и весна…» Таким образом, поэты передают свое настроение, чувства и эмоции, связывая их с осенней природой.
Осень. Удивительное время года. Ни на что не похожее. И отношение к осени у нас тоже разное. Для одних она добрая волшебница, капризная и непредсказуемая; для других - осень - ворчливая, сердитая, приносящая грусть и печаль. Отличается ли «женская» поэзия от «мужской»? Если, да, то чем? Почему именно осень стала одной из ведущих тем стихотворений старооскольских поэтесс? На эти и другие вопросы попробуем дать ответы.
Кто они, поэтессы Старого Оскола?
III. Стихотворения и творческие биографии старооскольских поэтесс.
Лира Абдуллина
1. Рассказ ученика о биографии и творчестве поэтессы.
Лира Абдуллина осталась со своей семьей, с нами. Послушайте ее голос.
-
Магнитофонная запись стихотворения об осени «Печаль» Л. Абдуллиной.
-
Анализ стихотворения учителем по предложенному плану.
Ольга Нешумова
-
Поэтический дар матери передался дочери (рассказ ученика).
-
Стихотворение Ольги Нешумовой «Листья» (читает ученица).
-
Анализ стихотворения по предложенному плану.
-
Вопрос учителя: «С помощью каких эпитетов поэт передает радость, ожидание чего-то таинственного?
Звучит гитара в память о них. Играют ученицы.
Татьяна Олейникова
-
Рассказ ученика о творческой биографии поэтессы.
-
Стихотворение «Осень» (читает ученица).
-
Анализ стихотворения по предложенному плану.
-
Вопрос учителя: «В чем здесь условность поэтического языка? С помощью каких средств выразительности мы понимаем, что осень у Татьяны Олейниковой не только время года, но и состояние души: печаль, воспоминания об утраченном?
Стихотворение Т. Олейниковой «Ах, эта осень»!
-
Чтение наизусть (читает ученица).
-
Анализ стихотворения по предложенному плану.
-
Вопрос учителя: «С помощью каких приемовТатьяна Ивановна Олейниковарисует состояние души лирической героини?
Стихотворение Т. Олейниковой «Темные ночи»
-
Чтение наизусть (читает ученица).
-
Анализ стихотворения по предложенному плану.
-
Вопрос учителя: Как прослеживается собственное «Я» поэтессы?
Магнитофонная запись - песня Григория Левицкого на стихи Татьяны Олейниковой «Осенний вальс».
Какие картины нарисовало ваше воображение? Изменилось ли ваше восприятие стихотворения после прослушивания песни?
Светлана Костенко
-
Рассказ о поэтессе.
-
Чтение стихотворения «В лесу» под аккомпанемент на баяне «Осенние мотивы».
-
Анализ стихотворения по предложенному плану.
-
Вопрос учителя: Какой вы представляете себе поэтессу после прочтения
стихотворения?
IV. Новые имена
Пришли в поэзию молодые авторы, стихотворения которых печатают на страницах городских газет: Ольга Валова, Вера Котенева, Лидия Пойменова, Татьяна Марюха, Галина Щербинина, Галина Воронина.
-
Стихотворение «Осенние звуки» Г. Ворониной.
-
Стихотворение «Дождь и дождик» Веры Котеневой.
У этих поэтесс признание и почитатели еще впереди. Пожелаем им удачи.
V. Картинная галерея
Это работы наших ребят. Подписи к их картинам подобрали ученики.:
-
Не слышно птичьих голосов
У молчаливых берегов.
Шурша, приходит осень,
Как по листве опавшей лоси.
Г.Щербинина
На пригорке высится церковь златоглавая,
Сеет листья под ноги осень запоздалая.
Вера Котенева
3) Осень - озорница разыгралась,
Краски разноцветные достала,
А потом пошла гулять по лесу
И деревья все разрисовала.
Т. Марюха
4) Дождь промозглый, колючий,
Сеет осень сквозь сито,
И ворчит из-за тучи
Напоследок сердито.
Ольга Валова
5) Ранняя осень, пока ты нам в радость,
Не прибавляешь года.
Речка течет, полноводнее стала,
Мирно пасутся стада.
Светлана Костенко
6) Вот и снова незаметно
Последний лист слетел, скорбя,
И, покружив на крыльях ветра,
Упал в ладони ноября.
Ольга Нешумова
7) Листья кленовые -
Щепкой отколотой
Падают, кружатся,-
Крашены золотом.
Т. Олейникова
8) Иду аллеею осенней,
И на душе легко и ясно.
Ну, что такое время года,
Когда в природе все прекрасно?
Нелли Богданович
-
Творческая мастерская. Проба пера.
Ученикам дается 5-7 минут на выполнение творческих заданий, затем стихотворения зачитываются. Ученики высказывают свое мнение об услышанных работах.
1. Знакомство с понятиями (на доске) авенадос, акростих, буриме.
2. Напишите, что такое «осень» по вашему мнению, одним из трех предложенных способов.
1) Буриме (рифмы записаны на доске). не греет
. не поют
. по небу
. плывут
- < > березка . разбросала
. густой
Вот что получилось:
-
Солнышко не греет,
Птицы не поют,
Облака по небу Льдинками плывут.
За окном березка
Стала золотой,
Листья разбросала
По траве густой.2) Авенадос
Например:
Осень - это листопад.
Осень - это и листопад и дождь.
Осень - это и листопад, и дождь, и туман.
Осень - это и листопад, и дождь, и туман, и хмурое небо.
Осень - это грусть.
3) Акростих Например:
Осень. Хмуро за окном.
Стало желтым все кругом.
Если дождь идет стеной,
Надо зонт носить с собой.
Ь
-
Рефлексия.
На ваших столах лежат осенние листья. Составьте из них букеты, которые соответствовали бы вашему настроению.
Почему вы выбрали именно эти листья?
VIII. Подведение итогов
К теме осени обращались ни один раз поэты и прозаики, музыканты и художники. У каждого из них осень своя, неповторимая, раскрывающая состояние души человеческой.
Каждый поэт видит осень по-своему.
Вслед за именитыми поэтами старооскольские поэтессы вписали свою строчку в тему осени. Прочитайте эпиграф еще раз.
Прав ли Виктор Астафьев? Почему? Подойдут ли эти слова к оценке творчества поэтесс нашего края?
Мы пришли к выводу, что слова «осень», «поэзия», «женщина» - имена существительные женского рода. Таким образом, осень лишь символ, образ женщины в разные минуты ее жизни.
Осень у каждой поэтессы разная, разные настроения и чувства таинственной женской души.
Оценки за урок.
IX. Домашнее задание: Выучите наизусть понравившееся стихотворение об осени. Напишите сочинение-эссе по теме «Как вы понимаете слова Виктора Астафьева, взятые эпиграфом к уроку?»
-