kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК МХК В 10 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок МХК в 10 классе на краеведческом по теме «Женская поэзия XX века. Тема осени в творчестве материале

старооскольских поэтесс»

 Цели:

  1. Определить своеобразия раскрытия темы осени в женской поэзии родного края.

  2. Постичь условности поэтического языка, разные приемы воплощения мысли.

  3. Привить любовь к родному краю.

 Эпиграф: Действительно, это прежде всего стихи женщины - что так редко в наше время. В них и милосердие, и свет истинной женской души.

Виктор Астафьев

ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА

Портреты старооскольских поэтесс, выставка книг старооскольских поэтов и писателей, рисунки обучащихся на тему «Осень», магнитофонная запись стихотворений Лиры Абдуллиной, музыка В. Семеновского «Осенние пейзажи» (аудиозапись), запись песен Г. Левицкого на стихи старооскольских поэтесс, осенние букеты.

Словарик: авенадос, буриме, акростих.

План анализа стихотворного произведения.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступительное слово учителя (музыка). Определение темы урока и формулирование целей.

    Прочитайте эпиграф к уроку. О чем пойдет речь сегодня? Да, о поэзии, о женской поэзии. Обратите внимание на оформление кабинета, вспомните задания к уроку. О чем же будут рассказывать поэтические строки? Правильно, об осени, замечательной и такой разной.

II. Проверка домашнего задания: «Тема осени в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой». Анализ стихотворений А. Ахматовой « Заплаканная осень, как вдова…», «Три осени», «О, жизнь без завтрешнего дня! Ты – осень и обман…»; анализ стихотворений М. Цветаевой «Осень в Тарусе», «Незримо Пушкинские строки вплелись в осенний листопад…», «Мы с вами разные, как осень и весна…» Таким образом, поэты передают свое настроение, чувства и эмоции, связывая их с осенней природой.

Осень. Удивительное время года. Ни на что не похожее. И отношение к осени у нас тоже разное. Для одних она добрая волшебница, капризная и непредсказуемая; для других - осень - ворчливая, сердитая, приносящая грусть и печаль. Отличается ли «женская»  поэзия от «мужской»? Если, да, то чем? Почему именно осень стала одной из ведущих тем стихотворений старооскольских поэтесс? На эти и другие вопросы попробуем дать ответы.

Кто они, поэтессы Старого Оскола?

III. Стихотворения и творческие биографии старооскольских поэтесс.

                 Лира Абдуллина

1.               Рассказ ученика о биографии и творчестве поэтессы.

Лира Абдуллина осталась со своей семьей, с нами. Послушайте ее голос.

  1. Магнитофонная запись стихотворения об осени «Печаль» Л. Абдуллиной.

  2. Анализ стихотворения учителем по предложенному плану.

                    Ольга Нешумова

  1. Поэтический дар матери передался дочери (рассказ ученика).

  2. Стихотворение Ольги Нешумовой «Листья» (читает ученица).

  3. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  4. Вопрос учителя: «С помощью каких эпитетов поэт передает радость, ожидание чего-то таинственного?

                    Звучит гитара в память о них. Играют ученицы.

                  Татьяна Олейникова

  1. Рассказ ученика о творческой биографии поэтессы.

  2. Стихотворение «Осень» (читает ученица).

  3. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  4. Вопрос учителя: «В чем здесь условность поэтического языка? С помощью каких средств выразительности мы понимаем, что осень у Татьяны Олейниковой не только время года, но и состояние души: печаль, воспоминания об утраченном?

     Стихотворение Т. Олейниковой «Ах, эта осень»!   

  5. Чтение наизусть (читает ученица).

  6. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  7. Вопрос учителя: «С помощью каких приемовТатьяна Ивановна Олейниковарисует состояние души лирической героини?

                     Стихотворение Т. Олейниковой  «Темные ночи»

  8. Чтение наизусть (читает ученица).

  9. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  10. Вопрос учителя: Как прослеживается собственное «Я» поэтессы?

    Магнитофонная запись - песня Григория Левицкого на стихи Татьяны Олейниковой «Осенний вальс».

    Какие картины нарисовало ваше воображение? Изменилось ли ваше восприятие стихотворения после прослушивания песни?

                    Светлана Костенко

  1. Рассказ о поэтессе.

  2. Чтение стихотворения «В лесу» под аккомпанемент на баяне «Осенние мотивы».

  3. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  4. Вопрос учителя: Какой вы представляете себе поэтессу после прочтения
    стихотворения?

IV.                 Новые имена

Пришли в поэзию молодые авторы, стихотворения которых печатают на страницах городских газет: Ольга Валова, Вера Котенева, Лидия Пойменова, Татьяна Марюха, Галина Щербинина, Галина Воронина.

  1. Стихотворение «Осенние звуки» Г. Ворониной.

  2. Стихотворение «Дождь и дождик» Веры Котеневой.

У этих поэтесс признание и почитатели еще впереди. Пожелаем им удачи.

V.                    Картинная галерея

Это работы наших ребят. Подписи к их картинам подобрали ученики.:

  1. Не слышно птичьих голосов

    У молчаливых берегов.

    Шурша, приходит осень,

     Как по листве опавшей лоси.

Г.Щербинина

На пригорке высится церковь златоглавая,

Сеет листья под ноги осень запоздалая.

Вера Котенева

3)        Осень - озорница разыгралась,
Краски разноцветные достала,
А потом пошла гулять по лесу
И деревья все разрисовала.

Т. Марюха

4)        Дождь промозглый, колючий,
Сеет осень сквозь сито,

И ворчит из-за тучи

 Напоследок сердито.

Ольга Валова

5)        Ранняя осень, пока ты нам в радость,
Не прибавляешь года.

Речка течет, полноводнее стала,

Мирно пасутся стада.

Светлана Костенко

6)     Вот и снова незаметно

Последний лист слетел, скорбя,

И, покружив на крыльях ветра,

Упал в ладони ноября.

Ольга Нешумова

7)        Листья кленовые -
Щепкой отколотой
Падают, кружатся,-
Крашены золотом.

Т. Олейникова

8) Иду аллеею осенней,

И на душе легко и ясно.

Ну, что такое время года,

 Когда в природе все прекрасно?

Нелли Богданович

  1. Творческая мастерская. Проба пера.

     Ученикам дается 5-7 минут на выполнение творческих заданий, затем стихотворения зачитываются. Ученики высказывают свое мнение об услышанных работах.

1.               Знакомство с понятиями (на доске) авенадос, акростих, буриме.

2.    Напишите, что такое «осень» по вашему мнению, одним из трех предложенных способов.
1) Буриме (рифмы записаны на доске). не греет

 . не поют

. по небу

 . плывут

  1. < > березка    . разбросала

         . густой

    Вот что получилось:

    1. Солнышко не греет,

      Птицы не поют,

      Облака по небу Льдинками плывут.

      За окном березка

      Стала золотой,

      Листья разбросала

      По траве густой.2)   Авенадос

    Например:

    Осень - это листопад.

    Осень - это и листопад и дождь.

    Осень - это и листопад, и дождь, и туман.

    Осень - это и листопад, и дождь, и туман, и хмурое небо.

    Осень - это грусть.

    3)                         Акростих Например:

    Осень. Хмуро за окном.

    Стало желтым все кругом.

    Если дождь идет стеной,

    Надо зонт носить с собой.

    Ь

    1. Рефлексия.

      На ваших столах лежат осенние листья. Составьте из них букеты, которые соответствовали бы вашему настроению.

      Почему вы выбрали именно эти листья?

    VIII. Подведение итогов

    К теме осени обращались ни один раз поэты и прозаики, музыканты и художники. У каждого из них осень своя, неповторимая, раскрывающая состояние души человеческой.

                 Каждый поэт видит осень по-своему.

    Вслед за именитыми поэтами старооскольские поэтессы вписали свою строчку в тему осени. Прочитайте эпиграф еще раз.

    Прав ли Виктор Астафьев? Почему? Подойдут ли эти слова к оценке творчества поэтесс нашего края?

    Мы пришли к выводу, что слова «осень», «поэзия», «женщина» - имена существительные женского рода. Таким образом, осень лишь символ, образ женщины в разные минуты ее жизни.

    Осень у каждой поэтессы разная, разные настроения и чувства таинственной  женской души.

    Оценки за урок.

    IX. Домашнее задание: Выучите наизусть понравившееся стихотворение об осени. Напишите сочинение-эссе по теме «Как вы понимаете слова Виктора Астафьева, взятые эпиграфом к уроку?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК МХК В 10 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ »

Урок на краеведческом материале

по теме «Женская поэзия XX века. Тема осени в творчестве старооскольских поэтесс»

Цели:

  1. Определить своеобразия раскрытия темы осени в женской поэзии родного края.

  2. Постичь условности поэтического языка, разные приемы воплощения мысли.

  3. Привить любовь к родному краю.


Эпиграф: Действительно, это прежде всего стихи женщины - что так редко в наше время... В них и милосердие, и свет истинной женской души.

Виктор Астафьев

ОБОРУДОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА

Портреты старооскольских поэтесс, выставка книг старооскольских поэтов и писателей, рисунки обучащихся на тему «Осень», магнитофонная запись стихотворений Лиры Абдуллиной, музыка В. Семеновского «Осенние пейзажи» (аудиозапись), запись песен Г. Левицкого на стихи старооскольских поэтесс, осенние букеты.

Словарик: авенадос, буриме, акростих.

План анализа стихотворного произведения.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вступительное слово учителя (музыка). Определение темы урока и формулирование целей.

Прочитайте эпиграф к уроку. О чем пойдет речь сегодня? Да, о поэзии, о женской поэзии. Обратите внимание на оформление кабинета, вспомните задания к уроку. О чем же будут рассказывать поэтические строки? Правильно, об осени, замечательной и такой разной.

II. Проверка домашнего задания: «Тема осени в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой». Анализ стихотворений А. Ахматовой « Заплаканная осень, как вдова…», «Три осени», «О, жизнь без завтрешнего дня! Ты – осень и обман…»; анализ стихотворений М. Цветаевой «Осень в Тарусе», «Незримо Пушкинские строки вплелись в осенний листопад…», «Мы с вами разные, как осень и весна…» Таким образом, поэты передают свое настроение, чувства и эмоции, связывая их с осенней природой.

Осень. Удивительное время года. Ни на что не похожее. И отношение к осени у нас тоже разное. Для одних она добрая волшебница, капризная и непредсказуемая; для других - осень - ворчливая, сердитая, приносящая грусть и печаль. Отличается ли «женская» поэзия от «мужской»? Если, да, то чем? Почему именно осень стала одной из ведущих тем стихотворений старооскольских поэтесс? На эти и другие вопросы попробуем дать ответы.

Кто они, поэтессы Старого Оскола?


III. Стихотворения и творческие биографии старооскольских поэтесс.

Лира Абдуллина

1. Рассказ ученика о биографии и творчестве поэтессы.

Лира Абдуллина осталась со своей семьей, с нами. Послушайте ее голос.

  1. Магнитофонная запись стихотворения об осени «Печаль» Л. Абдуллиной.

  2. Анализ стихотворения учителем по предложенному плану.

Ольга Нешумова

  1. Поэтический дар матери передался дочери (рассказ ученика).

  2. Стихотворение Ольги Нешумовой «Листья» (читает ученица).

  3. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  4. Вопрос учителя: «С помощью каких эпитетов поэт передает радость, ожидание чего-то таинственного?

Звучит гитара в память о них. Играют ученицы.

Татьяна Олейникова

  1. Рассказ ученика о творческой биографии поэтессы.

  2. Стихотворение «Осень» (читает ученица).

  3. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  4. Вопрос учителя: «В чем здесь условность поэтического языка? С помощью каких средств выразительности мы понимаем, что осень у Татьяны Олейниковой не только время года, но и состояние души: печаль, воспоминания об утраченном?


Стихотворение Т. Олейниковой «Ах, эта осень»!

  1. Чтение наизусть (читает ученица).

  2. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  3. Вопрос учителя: «С помощью каких приемов Татьяна Ивановна Олейникова рисует состояние души лирической героини?


Стихотворение Т. Олейниковой «Темные ночи»

  1. Чтение наизусть (читает ученица).

  2. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  3. Вопрос учителя: Как прослеживается собственное «Я» поэтессы?


Магнитофонная запись - песня Григория Левицкого на стихи Татьяны Олейниковой «Осенний вальс».

Какие картины нарисовало ваше воображение? Изменилось ли ваше восприятие стихотворения после прослушивания песни?

Светлана Костенко

  1. Рассказ о поэтессе.

  2. Чтение стихотворения «В лесу» под аккомпанемент на баяне «Осенние мотивы».

  3. Анализ стихотворения по предложенному плану.

  4. Вопрос учителя: Какой вы представляете себе поэтессу после прочтения
    стихотворения?


IV. Новые имена

Пришли в поэзию молодые авторы, стихотворения которых печатают на страницах городских газет: Ольга Валова, Вера Котенева, Лидия Пойменова, Татьяна Марюха, Галина Щербинина, Галина Воронина.

  1. Стихотворение «Осенние звуки» Г. Ворониной.

  2. Стихотворение «Дождь и дождик» Веры Котеневой.

У этих поэтесс признание и почитатели еще впереди. Пожелаем им удачи.

V. Картинная галерея

Это работы наших ребят. Подписи к их картинам подобрали ученики...:

  1. Не слышно птичьих голосов

У молчаливых берегов...

Шурша, приходит осень,

Как по листве опавшей лоси.

Г.Щербинина

На пригорке высится церковь златоглавая,

Сеет листья под ноги осень запоздалая.

Вера Котенева


3) Осень - озорница разыгралась,
Краски разноцветные достала,
А потом пошла гулять по лесу
И деревья все разрисовала.

Т. Марюха


4) Дождь промозглый, колючий,
Сеет осень сквозь сито,

И ворчит из-за тучи

Напоследок сердито...

Ольга Валова


5) Ранняя осень, пока ты нам в радость,
Не прибавляешь года...

Речка течет, полноводнее стала,

Мирно пасутся стада.

Светлана Костенко


6) Вот и снова незаметно

Последний лист слетел, скорбя,

И, покружив на крыльях ветра,

Упал в ладони ноября.

Ольга Нешумова


7) Листья кленовые -
Щепкой отколотой
Падают, кружатся,-
Крашены золотом.

Т. Олейникова


8) Иду аллеею осенней,

И на душе легко и ясно.

Ну, что такое время года,

Когда в природе все прекрасно?

Нелли Богданович

  1. Творческая мастерская. Проба пера.

Ученикам дается 5-7 минут на выполнение творческих заданий, затем стихотворения зачитываются. Ученики высказывают свое мнение об услышанных работах.


1. Знакомство с понятиями (на доске) авенадос, акростих, буриме.

2. Напишите, что такое «осень» по вашему мнению, одним из трех предложенных способов.
1) Буриме (рифмы записаны на доске)... не греет

... не поют

... по небу

... плывут


  1. ... березка

... золотой

... разбросала

... густой

Вот что получилось:

  1. Солнышко не греет,

Птицы не поют,

Облака по небу Льдинками плывут.


За окном березка

Стала золотой,

Листья разбросала

По траве густой.2) Авенадос

Например:

Осень - это листопад.

Осень - это и листопад и дождь.

Осень - это и листопад, и дождь, и туман.

Осень - это и листопад, и дождь, и туман, и хмурое небо.

Осень - это грусть.


3) Акростих Например:

Осень. Хмуро за окном.

Стало желтым все кругом.

Если дождь идет стеной,

Надо зонт носить с собой.

Ь


  1. Рефлексия.

На ваших столах лежат осенние листья. Составьте из них букеты, которые соответствовали бы вашему настроению.

Почему вы выбрали именно эти листья?

VIII. Подведение итогов

К теме осени обращались ни один раз поэты и прозаики, музыканты и художники. У каждого из них осень своя, неповторимая, раскрывающая состояние души человеческой.

Каждый поэт видит осень по-своему.

Вслед за именитыми поэтами старооскольские поэтессы вписали свою строчку в тему осени. Прочитайте эпиграф еще раз.

Прав ли Виктор Астафьев? Почему? Подойдут ли эти слова к оценке творчества поэтесс нашего края?

Мы пришли к выводу, что слова «осень», «поэзия», «женщина» - имена существительные женского рода. Таким образом, осень лишь символ, образ женщины в разные минуты ее жизни.

Осень у каждой поэтессы разная, разные настроения и чувства таинственной женской души.

Оценки за урок.

IX. Домашнее задание: Выучите наизусть понравившееся стихотворение об осени. Напишите сочинение-эссе по теме «Как вы понимаете слова Виктора Астафьева, взятые эпиграфом к уроку?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
УРОК МХК В 10 КЛАССЕ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ

Автор: Напиральская Елена Ивановна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства