Урок в соответствии с ФГОС, с применением АМО (активные методы обучения), на каждом этапе происходит реализация УУД (универсальные учебные действия). Регулятивные, личностные, коммуникативные УУД реализуются через АМО. Развиваются умения самостоятельно ставить проблему, решать её творчески в соответствии с коммуникативной задачей; точно выражать свои мысли, осознавать то, что усвоено и ещё подлежит усвоению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок МХК по теме "Жилище восточных славян" »
Азиатцева Наталья Ильинична, учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры;
МБОУ СОШ гп. Междуреченский Кондинский район ХМАО – Югра Тюменская область
Разработка урока МХК (мировой художественной культуры) для 5-ого класса в соответствии с ФГОС.
Тема: «Жилище восточных славян».
Урок с использованием АМО (активных методов обучения), через которые происходит реализация УУД. На мотивационно - ориентационном этапе реализуются познавательные и личностные УУД (целеполагание, актуализация знаний, прогнозирование, способы решения проблем творческого характера); на операционально - исполнительском - регулятивные и коммуникативные УУД (постановка и решение проблем, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации); на рефлексивно - оценочном этапе - личностные и коммуникативные УУД (нравственно - этическая ориентация, осознание того, что усвоено и ещё подлежит усвоению).
Y: 256id: 256530530Ход урока.
Учитель: Мы продолжаем знакомство с традициями восточных славян.
Какие национальности относятся к восточным славянам?
Ученики: русские, белорусы, украинцы.
Учитель: Верно. Сегодня мы расширим представление о традициях наших предков. А начать я предлагаю с необычной информации. (Учитель зачитывает текст).
В самые трескучие морозы в зимнем лесу очень тихо. И вдруг между деревьями показался человек с большой дубинкой в руках. Остановился у высоких сосен без сучков и бабах дубинкой по стволу. Прислушался. Сделал зарубку. И на другой сосне сделал, и на третьей. А у каких - то деревьев постоял, послушал, какой идёт звук от дерева, но зарубку делать не стал, дальше пошёл.
Учитель: Для чего человек проделал такие действия?
(Ученики догадываются сами или с помощью учителя)
Учитель: Верно. В старину таким образом отбирали деревья для строительства избы. Сформулируйте тему урока.
Учитель: Русская изба (жилище восточных славян)
Учитель: А для чего нам знать о старинных избах? У нас у всех есть комфортное современное жильё. (Ученики предлагают варианты ответов)
Ученики: Чтобы знать традиции и историю своего народа.
Учитель: А что именно нам необходимо узнать сегодня на уроке о русской избе? (Ученики отвечают)
Учитель: 1.Как строили. 2.Как выглядела (орнамент). 3.Внутренний мир избы.
4.Обычаи, связанные с жилищем.
Учитель: Так как же строили дом наши предки? Давайте узнаем об этом.
Как строили.
В старину после самых сильных морозов шли в лес мужики, чтобы отобрать лес для строительства дома. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара, в это время деревья самые сухие.
Самое лучшее дерево для стройки – это сосна. Она смолистая и не боится снега и дождей. А значит и не загнивает дольше других деревьев. Прочным деревом считался и дуб. Любили строить и из ёлки – она тоже смолистая.
Когда хозяева обзаводились новой избой, то четыре раза выставляли угощение плотникам.
1-е угощение – на сговоре, когда договаривались со строителями.
2-е угощение – когда плотники выкладывали первый ряд брёвен.
3-е угощение – когда сруб дома был доведён до крыши.
4-е угощение – когда на крышу готового дома ставили деревянного конька. То есть завершали стройку.
Обсуждение текста; выводы.
Учитель: Но построить дом было мало. Наши предки ещё украшали своё жилище орнаментом. (Словарная работа с термином «орнамент». Записывается определение термина из толкового словаря). Какой же орнамент использовал человек? (Работа с текстом).
Орнамент. Конёк-символ счастья.
Наши предки считали солнце главным божеством, приносящим людям жизнь и счастье. Они думали, что по небу солнце ездит на конях и даже принимает облик коня. Поэтому люди верили, что если на крышу поставить лошадиную голову, то она принесёт счастье дому. Первоначально на крышу ставили настоящие лошадиные черепа, но со временем их заменили на вырезанных из дерева коньков. (Обсуждение текста; выводы).
Петушок-символ трудолюбия.
Ещё один символ славянского дома – петушок. Петушков обычно вырезали на ставнях и наличниках окон. Петух – это символ трудолюбия хозяев. Петух встаёт с рассветом солнца, сопровождает хозяина весь световой день. Солнце заходит, и петух спать ложится. Люди в старину жили по солнцу. И хозяева встают по крику петуха, чтобы начать свой трудовой день и трудиться до захода солнца. (Обсуждение текста; выводы).
Голубь - символ гостеприимства.
Деревянных голубков вырезали на входной двери. Голубь был символом гостеприимства хозяев. Любой человек, даже незнакомый, мог зайти в такой дом, и хозяева были рады ему. Незнакомый человек сразу становился своим для хозяев. (Обсуждение текста; выводы).
Учитель: Что ещё человек мог украсить орнаментом?
Ученики: Одежду, предметы быта, мебель, посуду и т.д.
(Демонстрируются слайды с орнаментом на русских избах. Обсуждается орнамент.)
Учитель: Снаружи изба была очень красивой, а каков был мир внутри избы? (Работа с текстом)
Русская печь.
Главное славянской избе – это печь. Печь стояла в центре дома. Отношение к печи было как к живому человеку. Её называли «кормилицей», хозяюшкой». Когда молодую невесту приводили в дом жениха, её трижды водили вокруг печи, чтобы печь приняла новую хозяйку. Возле печи нельзя было ссориться и говорить ругательства, печь могла рассердиться. От печи хозяева зависели: она их согревала и кормила. (Обсуждение текста; выводы).
Учитель: До нас дошли русские народные сказки, где печь выступает как один из персонажей и даже принимает участие в судьбе героев сказки. (Ученики называют сказки и вспоминают эпизоды)
Учитель: Вспомните эпизод, где Баба-яга сажала в печь Иванушку. (Ученик зачитывает эпизод из сказки)
Учитель: Все ли в сказке ложь? Проверим. (Читают текст)
В старину на Руси существовал обряд перепекания. Когда рождался слабенький ребёнок, повитуха читала заговор на тесто, в тесто заворачивала ребёнка, клала его на лопату и сажала в печь. Печь к этому времени уже была протоплена, и ребенок прогревался на уголёчках. Затем его вынимали, тесто выбрасывали собакам, а ребёнок становился крепче. Если ребёнок снова заболевал, то его запекали вновь, так как он считался недопечённым. (Словарная работа с термином «повитуха»)
Учитель: До нас дошло множество обычаев, связанных с жилищем, некоторые из которых мы наблюдаем и сегодня. Назовите их. (Ученики перечисляют обычаи, связанные с жилищем). Почему при входе в новый дом вперёд пускают кошку? Кто такой домовой?
(Работа с текстом). Домовой.
Территория дома тщательно охранялась домовым. Домовой – это душа дома, его хозяин. Перед строительством нового жилища в жертву приносили животное, душа этого животного вселялась в новый дом. Это и был домовой. С домовым нельзя было ссориться, чтобы не навлечь неприятности домой. Домового старались задобрить. 25 января был праздник домового, ему выставлялось угощение на блюдечке. Лучше всех с домовым ладят кошки. Считалось, что домовой даже облик кошки принимает. Поэтому в новый дом вперед пускали кошку – домового, а потом заходили сами.
(текст обсуждается, записываются выводы)
Учитель: Сделаем выводы по всему уроку и ответим на вопрос, почему к избе у человека было такое трепетное отношение? (Ученики делают выводы по уроку).
Учитель: Все ли мы усвоили? Проверим себя с помощью интерактивного тира. Чем больше число, тем сложнее вопрос.
(Ученики открывают вопросы по уроку и отвечают на них)
Домашнее задание по выбору:
1.Рисунок русской избы.
2. Подбор пословиц о доме.
3.Наблюдение за орнаментом на домах нашего поселка.
4.Сочинение: «Что я расскажу о древнерусской избе?»