Разработка урока по предмету "Искусство" с учётом ФГОС "Искусство вокруг нас" (8 класс, I четверть, 1 урок)
Разработка урока по предмету "Искусство" с учётом ФГОС "Искусство вокруг нас" (8 класс, I четверть, 1 урок)
Конспект урока по предмету "Искусство" в 8 классе средней общеобразовательной школы ("Искусство вокруг нас", 1 четверть, 1 урок). Урок выполнен с учётом ФГОС на основе авторской программы "Искусство. 8-9 классы" (авторы: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по предмету "Искусство" с учётом ФГОС "Искусство вокруг нас" (8 класс, I четверть, 1 урок)»
Тема урока: «Искусство вокруг нас» (8 класс, урок 1)
I. Организационно-мотивационный этап
Начало урока. Целеполагание
- С каким новым для вас учебным предметом мы начинаем знакомство? (Искусство)
- Как вы считаете, какой вопрос будет проходить красной нитью через весь урок? (Что такое искусство?)
Цель урока: узнать, что такое искусство (запись на доске)
- Придумайте красивое название нашему первому уроку по Искусству.
Раздел: «Искусство в жизни современного человека» (запись в тетради)
Тема урока: «Искусство вокруг нас» (запись в тетради)
- Какие вопросы об искусстве мы можем задать себе на уроке?
План урока (запись на доске):
1) Выделить особенности искусства.
2) Узнать о видах искусства.
3) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».
Актуализация знаний
«Исследовательский фартук»
Задание. В тетради схематично изобразить фартук. В верхней части фартука записать слово «искусство», в нижней (в карманах) – слова и выражения, которые относятся к понятию «искусство».
Учащиеся – в роли «хозяюшки». В течение нескольких минут они «складывают в карманы» слова и выражения, связанные с искусством. Учитель проверяет, кто больше всех набрал нужных слов и выражений, затем оценивает, кто «самая лучшая хозяйка» («самый лучший хозяин»).
Творчество, наука, художественные образы, термины, определения, обращение к Прекрасному,
учёный, художник, эмоции, теоремы, чувства (6 слов и выражений).
II. Организация деятельности учащихся
Изучение нового материала. Обсуждение и решение проблем
«Формулирование понятия»
Задание. Сформулируйте и запишите в тетради определение понятия «искусство» (Что такое искусство?)
Искусство1- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Искусство2 – умение, мастерство, знание дела.
- А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы, …)
- Как называют людей искусства? (художник)
Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.
«Викторина по видам искусства»
(Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).
- Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?
1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.
2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка
3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись), «Портрет И.-С. Баха» (графика), В. Мухина «Рабочий и колхозница» (скульптура) – изобразительное искусство.
4) архитектура (искусство строить и украшать здания);
5) декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду);
6) танец (искусство движения);
7) театральное искусство;
8) киноискусство;
9) цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства).
«Работа со схемой» («Виды искусства») - Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская
«Искусство», 8—9 классы, учебник для общеобразовательных учреждений, с. 8
- Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)
- Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)
- Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)
- Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?
- Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?
Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название (пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).
Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.
Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.
III. Контрольно-рефлексивный этап
Контроль знаний, обратная связь
«Текст с ошибками»
Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».
- Чтобы доказать самим себе, что понимание искусства требует большой работы ума, я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена. В те самые времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, вырезал на стене контуры животных. В те самые времена, когда искусство только зарождалось. С тех самых времён существует историческое свидетельство того, как древние скифы прислали царю персов письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Что они имели в виду, начертав в письме эти рисунки? (Письмо это означало: «если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами»).
«Разучивание песни» «Что такое осень?» (сл. и муз. Ю. Шевчука)
(- К какому виду искусства относится песня?)
- Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)
Рефлексия
«Шесть шляп»
Учащимся предлагается выбрать один из цветов. Выбранный цвет должен дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности ученика на уроке.
Белый цвет символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтый – позитивные суждения.
Черный – отражает проблемы и трудности.
Красный – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленый – творческие суждения, предложения.
Синий – обобщение сказанного, философский взгляд.
«Домашнее задание»
Выписать из словаря определение понятия «искусство».