Разработка урока по предмету "Искусство" с учётом ФГОС "Искусство и власть" (9 класс, I четверть, 1 урок)
Разработка урока по предмету "Искусство" с учётом ФГОС "Искусство и власть" (9 класс, I четверть, 1 урок)
Конспект урока по предмету "Искусство" в 9 классе средней общеобразовательной школы "Искусство и власть" (9 класс, 1 четверть, 1 урок). Урок выполнен с учётом ФГОС на основе авторской программы "Искусство. 8-9 классы" (авторы: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по предмету "Искусство" с учётом ФГОС "Искусство и власть" (9 класс, I четверть, 1 урок)»
Тема урока: «Искусство и власть» (9 класс, урок 1)
I. Организационно-мотивационный этап
Начало урока
- Как вы считаете, с какого вопроса я начну первый в этом году урок по предмету «Искусство»?
(- Что такое искусство?)
Искусство1- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Искусство2 – умение, мастерство, знание дела.
Актуализация знаний. Целеполагание
- Какова главная «обязанность» (роль, функция) искусства перед людьми? Зачем оно нужно людям?
(Главная функция искусства заключается в воздействии на душу и интеллект человека)
Раздел: «Воздействующая сила искусства» (запись в тетради).
- Какой вопрос зададим себе, изучая данный раздел?
Цель: определить, как искусство воздействует на человека (запись на доске).
- Узнайте знаменитые на весь мир произведения искусства. («Пирамида фараона Хеопса» и «Статуя Большого Сфинкса» в Египте)
- Какие чувства внушают человеку Пирамиды египетских фараонов и Статуя Большого Сфинкса?
(Эти величественные произведения искусства до сих пор напоминают нам о несокрушимом могуществе фараонов Древнего Египта и внушают страх перед их безграничной властью. Известная поговорка гласит: «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид»).
- Какую цель преследовали фараоны, воздвигая такие величественные сооружения? (Укрепить свою власть, подчеркнуть своё могущество, заставить людей беспрекословно подчиняться – эти цели преследовали фараоны, воздвигая величественные пирамиды и храмы. При жизни фараон был для египтян земным богом, а после смерти объявлялся хозяином и земли, и неба. Перед фараоном целовали землю. Особой милостью для приближённого, даже для царского сановника было разрешение целовать ноги фараона. Не маловажную роль в таком возвеличивании фараонов сыграло искусство, которое внушало людям страх и подчёркивало могущество, величие и власть фараонов, строивших пирамиды и храмы).
Тема урока: «Искусство и власть» (запись в тетради)
- Какой основной вопрос будем задавать себе, изучая тему урока?
Цель: определить, как связаны искусство и власть (запись на доске)
II. Организация деятельности учащихся
Изучение нового материала. Обсуждение и решение проблем
«Информационная копилка» (копилка слов и выражений, характеризующих понятия «власть» и «искусство»)
Задание. Собрать (записать) в левый столбик таблицы слова и выражения, характеризующие понятие «власть». Собрать (записать) в правый столбик таблицы слова и выражения, характеризующие понятие «искусство».
Способность навязать свою волю, творчество, художественный образ, сила,
обращение к Прекрасному, государство, закон, художник, чувства и переживания, могущество.
«Власть»
«Искусство»
способность навязать свою волю
сила
государство
закон
могущество
творчество
художественный образ
обращение к Прекрасному
художник
чувства и переживания
- Сравните понятия «власть» и «искусство». Что вы можете сказать о них? (Понятия «власть» и искусство абсолютно разные, несовместимые друг и другом. Искусство – это проявление свободных, творческих сил человека, полёт его фантазии и духа, а власть – это способность и возможность осуществлять (иногда навязывать) свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению).
- Однако в развитии человеческой культуры искусство часто использовалось для укрепления власти. Какие виды искусства, по вашему мнению, особенно ярко способны внушить человеку идею могущества и величия власти? (архитектура и скульптура)
«Работа с иллюстрациями»
- Величественные храмы и соборы, триумфальные арки в честь одержанных побед, роскошные дворцы правителей и другие архитектурные сооружения во все времена укрепляли авторитет власти.
«Колизей. Амфитеатр Флавиев» (Древний Рим)
- Узнайте архитектурное сооружение, которое было призвано прославлять власть римских императоров («Колизей»).
- Почему римские императоры династии Флавиев захотели укрепить авторитет своей власти, сооружая огромный амфитеатр («круглый театр без крыши») «Колизей» (лат., «громадный, колоссальный»)? (Строительство архитектурных ансамблей, административных зданий, зрелищных сооружений преследовало определённую цель – подчеркнуть щедрость правителя и сохранить его имя в памяти потомков. Стремясь завоевать популярность римской толпы, которая требовала «хлеба и зрелищ», императоры строили в том числе и громадные амфитеатры для гладиаторских боёв).
- Не только в архитектуре, но и в скульптуре во все времена прославляли власть. Скульпторы создавали величественные образы правителей-вождей, придавая им необыкновенные качества.
«Римские императоры». «Исторические деятели Древнего Рима».
«Статуя Октавиана Августа»
- Какие качества скульпторы подчёркивают в образах государственных деятелей? (Скульпторы придавали образам государственных деятелей особый героизм и мужество).
- Какие чувства эти образы вызывают у вас? (Эти образы безусловно вызывают почтение, восхищение в сердцах простых людей).
«Искусство в обществе не выполняет никаких функций. (Искусство в обществе выполняет различные функции).Главная функция искусства заключается в воздействии на душу и интеллект человека. Искусство (не) способно внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации личности. Искусство способно манипулировать сознанием человека. В развитии человеческой культуры искусство (никогда не) использовалось для укрепления власти, светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж».
«Крестики-нолики»
Задание. На утверждения (суждения) учителя предлагаются ответы «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «Х», ответ «нет» - «О».
Вопрос. Какие из произведений искусства внушают человеку идею величия и могущества власти?
1)О
2)Х
3)О
4)Х
5)О
6)Х
7)Х
8)О
9)О
1) Леонардо да Винчи «Джоконда» (О);
2) Триумфальные ворота в Париже. Построены по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (Х);
3) Казимир Малевич «Чёрный квадрат» (О);
4) Успенский собор в Москве. Успенский собор - один из древнейших в Москве. Построен по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 годах (Х);
6) Сталинские высотки в Москве. Все сталинские высотки были заложены в один и тот же день - 7 сентября 1947 года, когда праздновали 800-летие Москвы. Главное здание МГУ – самое масштабное из всех сталинских высоток. В нем 36 этажей, а высота со шпилем достигает
240 метров (Х);
7) Памятники Ленину в Магнитогорске. Памятник вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину торжественно открыт 1 ноября 1981 года. Он был изготовлен по проекту авторов: художника А. Новикова, скульптора Р. Сафарова, архитекторов Э. Овселяна и С. Кулева. Памятник В. И. Ленину представляет собой скульптурное изображение вождя пролетариата, стоящего за трибуной и произносящего речь на фоне развернутого знамени. Памятник отлит из бронзы на местном металлургическом комбинате (Х);
8) Иван Шишкин «Рожь» (О);
9) Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М.К. Аникушина и архитектора В.А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда (О).
Рефлексия
«Состояние моей души»
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души:
Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно