kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по МХК на тему: «Природа в музыке, поэзии, живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание художественного образа весны.

Задачи: 1) обучающие- знакомство с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства;
развивающие- развитие познавательного интереса творческих способностей формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков устной речи;
воспитательные- приобщение учащихся к духовно- нравственным ценностям, памятникам культуры, шедеврам классического искусства

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по МХК на тему: «Природа в музыке, поэзии, живописи»»

Тема урока: «Природа в музыке, поэзии, живописи».


Цель урока: создание художественного образа весны.


Задачи: 1) обучающие- знакомство с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства;

  • развивающие- развитие познавательного интереса творческих способностей формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков устной речи;

  • воспитательные- приобщение учащихся к духовно- нравственным ценностям, памятникам культуры, шедеврам классического искусства.



Средства обучения: учебник Мировой художественной культуры для 9-х классов.

ТСО: компьютер, магнитофон, мультимедиапроектор.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.


Ход урока.

Учитель: Не то ,что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Ученики: Природа позволяет человеку выжить: дает пищу, одежду, кров. Человек- часть природы.

Учитель: Давайте вместе дадим определение природе. Что такое природа?

Ученики: Природа- это естество, это то, что окружает нас: и живое, и неживое.

Учитель: Правильно, В словаре Даля значится: природа- это естество, вселенная, все мироздание, наш мир, земля, все созданное на ней.

А великий поэт Гете дал свое определение природе: « Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует». Как вы понимаете это высказывание автора?

Ученик: Природа полна звуков, которые нас окружают: шелест листьев, звон капели, пение птиц. Она вдохновляет таланты, которые говорят о ней.


Учитель: Тема сегодняшнего урока «Природа в музыке, поэзии и живописи». Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, и вы определите, с каким временем года он вызовет ассоциацию. (Звучит музыка С.Рахманинова» «Весенние воды».).

Учащиеся: С весной.

Учитель: Действительно. Прозвучала музыка Сергея Рахманинова «Весенние воды». По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель: Композитор сумел передать состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков нарисовала в нашем воображении картину пробуждающейся природы, хотя композитор и исполнитель не пользовались кистью художника.

Давайте послушаем еще одно музыкальное произведение, и постараемся услышать картину природы, которую нарисует нам композитор.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года «Весна». Ученики анализируют музыкальный фрагмент.

(На доске записываются несколько слов, характеризующие образ весны, созданный в музыкальных произведениях ( бурлящая, журчит, поет)).

Учитель: И все-таки музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но не обладает конкретностью поэзии. При всей своей эмоциональности музыка лишена подобной описательной точности, и чтобы «увидеть» что-то в ее звучании, нужно прибегнуть к помощи фантазии.

Слово, прежде всего, воздействует на ум, а потом уже на чувства.

Учитель: Какие русские писатели и поэты воспели в своих стихах красоту природы?

Учащиеся: Есенин, Тютчев, Фет, Некрасов.

Учитель: Все перечисленные поэты воспевали красоту нашей природы. Сейчас мы с вами прочитаем стихи Тютчева. Но прежде вспомним некоторые сведения из биографии его.

Федор Иванович Тютчев родился в стариной дворянской семье. Юные годы провел в Москве. Рано проявивший способность к учению, получил хорошее домашнее образование. В 1819 году он поступил на словесное отделение Московского университета, которое закончил в 1821 году. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, а в 1822 году отправляется в Мюнхен, где живет и работает 22 года. Все это время он переводит стихи многих европейских поэтов, а также пишет свои, публикуя их в журнале «Современник». В 1844 году Тютчев возвращается на родину. В конце 40-х годов начинается новый подъем его лирического творчества: выходит сборник со стихотворениями поэта.

Удивительно, но факт. Человек, чье творчество получило самую высокую оценку современников: Пушкина, Некрасова, Тургенева, Фета, сам себя поэтом не считал. По его словам, он не писал, а записывал стихи, а точнее описывал все, что его окружало, волновало, огорчало, восхищало. Записывал, а потом еще и еще раз возвращался к тексту и оттачивал каждое слово, каждую фразу, добиваясь красоты, точности, чуда.

Учащиеся выразительно читают стихи Федора Тютчева.




Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.



Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Или весенняя то нега?

Или то женская любовь?..


Учитель: О чем говорит автор в этих стихотворениях?

Учащиеся: Тютчев одухотворяет природу, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная.

Учитель: С какими чувствами Тютчев отождествляет весеннюю природу?

Ученики: С рождением чувств, любви.


На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, раскрытые в поэзии ( оживляет чувства, долгожданная).


Учитель: А художники? Обращаясь к пейзажной живописи, не стремились ли они показать «музыкальность» красок?

Исаак Ильич Левитан был одним из родоначальников пейзажной живописи конца 19 века. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало признанием Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относятся знаменитые картины Левитана «Март», «Весна. Большая вода».

В своей картине «Март» Левитан передает свое эмоциональное переживание природы. Радостная, овеянная весенней свежестью картина мартовского солнечного дня полна света, воздуха, живого трепета жизни. Все сверкает на солнце- голубизна неба, желтые стены дома, зелень сосен, голубые тени от деревьев на снегу. «Протокольная правда никому не нужна, - говорил И,И,Левитан.- Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку». Левитана часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительное сердечное выражение.

На картине «Весна. Большая вода.» изображен момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив все вокруг. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнаженные ветви деревьев и высокое небо с легкими облаками. Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого, желтого и зеленого. Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев, оживляемая густым пятном ели, а также оттенками зеленого в соседнем с ней дубе и сараях вдали. Наиболее разнообразен голубой цвет: вода и небо полны оттенков от темно-голубого до практически белого. Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня.

Ученик: «Весна. Большая вода» очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана. Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость, свойственные русской весенней природе. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы.

Учитель: Левитан был учеников Алексея Саврасова, воспевшего поэтическую красоту родных пейзажей. С его полотен словно доносится до нас немного грустная, проникающая в душу, мелодия русской песни. Внешне непритязательные уголки приобретают в его картинах значимость, и вместе с тем они бесхитростны и неброски, как бы овеяны дымкой поэзии.

Лучшая картина Саврасова - «Грачи прилетели». Давайте посмотрим, какое настроение звучит в этой картине.

Ученики: На холсте изображен вид русской деревни с небольшой церквушкой, нераспустившимися березами. Сколько звуков в этой картине.

Учитель: Действительно, вы правы.

«Пейзаж не имеет цели,- говорит Саврасов,- если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».





(На доске записаны слова, характеризующие образ весны, созданные в картине ( рождение новой жизни, свежая, трепетная).


Учитель: Сегодня мы смогли увидеть образ весны, который создали в своих художественных произведениях русские поэты, художники и композиторы 19 века. Мы убедились в том, что природа является неисчерпаемым источником вдохновения для творческих личностей.

В суматохе современного мира, мы часто не успеваем оглянуться вокруг, и не замечаем красоты природы, которая нас окружает. Завершить урок хотелось бы словами великого немецкого писателя Гете.

«Природа- единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

И с этими словами невозможно не согласиться.





Используемая литература:

  • Детская энциклопедия. т.12. Искусство, М., 1977.

  • Тарасов Л., Музыка в семье муз, С-Пб., 1985.

  • Трибис Е.Е., Живопись, М., 2003.

  • Энциклопедия для детей «Аванта+», т.2, М., 2003.

  • Школьная хрестоматия по литературе для 5-10 классов, М., 2001.

  • Учебник по МХК. 9 класс. Солодовников А.Ю.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока по МХК на тему: «Природа в музыке, поэзии, живописи»

Автор: Хабаху Эмма Шумафовна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства