III этап. Изучение нового материала | Если мы вернемся на сто пятьдесят лет назад и окажемся в России 2 пол. 19 века, свидетелями каких политических ситуаций и культурных событий мы станем? В середине 19 века Россия переживает сильные потрясения. В 1855 году умер император Николай I, а в 1859 году поражением закончилась Крымская война. Вошедший на престол Александр II осуществляет долгожданную реформу (о какой реформе идет речь?). Напомните, пожалуйста, в каком году состоялась отмена крепостного права в России? Под воздействием всех этих важных событий российское общество ощущало острую потребность в переменах и обсуждало возможные пути развития страны. Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Умами людей завладевают идеи писателя и философа Н.Г. Чернышевского. Чернышевский провозгласил: Искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями», его цель-«руководить мнением общества, приготовлять, облегчать улучшения в национальной жизни». Художники стремились к тому, что бы их искусство было связано с решением социальных проблем. То есть искусство перестало носить развлекательный и декоративный характер. Оно, это новое искусство, требовало от человека Политической и общественной активности, работы ума и сердца, оно просвещало, оно кричало, оно отражало без прикрас свое время. И вся эта новая философия искусства выходила своими корнями из диссертации Н. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», которую он защитил в стенах Петербургского университета 10 мая 1855 года. Но тогда новаторские идеи молодого исследователя остались почти незамеченными, а спустя 10 лет, изданные отдельной книгой, и даже без имени автора, они захватили студенческую молодежь. В 1864 году выходит в свет самое известное произведение мятежного философа и журналиста, роман, названный пророческим для России вопросом «Что делать?», написанный им в одиночной камере Петропавловской крепости за очень короткий срок. Этот вопрос что делать? Волновал не только политически активную часть русского общества, но и писатели, художник, музыканты дружно искали новые пути в искусстве. Итоговый вывод диссертации гласил…… Как это не походило на официальную эстетику. Академия художеств продолжала отстаивать принципы и нормы классицизма. Но античные герои, мифы, история древней Греции и Рима теперь стали никому не интересны. Всех привлекала современная жизнь во всех её проявлениях. Главный тезис Чернышевского «Прекрасное есть жизнь», стал девизом, под которым развивалась русское искусство 2 половины 19 века. Не случайно именно эти строки в взяты эпиграфом нашего урока. Рассматривать культуру этого периода мы начнем с живописи. Скажите, имена, каких художников, представителей этого времени, вам известны? ( Репин, Суриков, Левитан и др.) Вы абсолютно правы, но мне хотелось бы познакомить вас с именами художников, о которых вы не прочтете в своем учебнике, о них вообще мало кто знает. Но именно они открывают 2 этап развитие искусства 19 века. Представьте ситуацию, которая сложилась. К середине 19 века в России не было ни одного известного художника. Давно уже не стало О. Кипренского, в 1955 году в лечебнице для душевнобольных умирает П. Федотов, уезжает в Италию и там, в 1857 году, умирает К. Брюллов. И вот, в 60 годах на смену им приходит плеяда молодых художников, преимущественно жанристов. Почти все они вошли в историю искусства как художники одной картины. Их талант вспыхнул быстро, ярко, а творческий век оказался короток. Болезни, пьянство, нищета помещали художникам достичь вершин. Мы познакомимся с творчеством некоторых из них. Во время моего рассказа самостоятельно заполните опорные таблицы. В.В. Пукирев, Н.В. Неврев, Л.И. Соломаткин. В.Г. Шварц, К. Флавицкий. Самым удачливым из них оказался В.Г. Перов, но о нем мы поговорим на следующем уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, сообщают самостоятельно подготовленные дополнительные сведения: Историческая справка о Крымской войне, краткий обзор литературных журналов, издававшихся в России во 2 пол 19 века, краткие биографические сведения о Н. Чернышевском Учащиеся самостоятельно заполняют опорные таблицы по схеме: ФИО художника, дата жизни, жанры в котором работал художник, особенности творчества, известные произведения |