kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока МХК «Развитие русской художественной культуры второй половины 19 века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала.
Планируемый результат: Знать:
 - особенности развития русской культуры II половины XIX века;
 -  историческую обстановку в которой происходило формирование русской национальной культуры II половины XIX века;
 - имена деятелей культуры, оказавших влияние на дальнейшее развитие русского искусства; 

Уметь: - работать с различными видами информации (извлекать информацию; различать факты и интерпретацию);

- осмысливать информацию, делать выводы, находить аргументы;

- владеть навыками письменной и устной речи через представление информации в виде устных и письменных ответов.

Откликаться на эмоциональном уровне на произведения художественной культуры.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока МХК «Развитие русской художественной культуры второй половины 19 века».»



План-конспект урока МХК «Развитие русской художественной культуры второй половины 19 века».


Технологическая карта изучения темы


Тема

Развитие русской художественной культуры II половины XIX века

Тип урока

Комбинированный

Эпиграф урока

«Прекрасное есть жизнь» (Н. Чернышевский)

Цель

Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока

Задачи

Предметные

Личностные

Метапредметные

формировать представления об особенностях развития русской культуры в I половине XIX века,

дать знания о жизни и творчестве художников «шестидесятников»

воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства,

формировать интерес к истории и культуре свой страны

развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навыка работы с информацией

Планируемый результат


- Знать:

особенности развития русской культуры II половины XIX века,

знать историческую обстановку в которой происходило формирование русской национальной культуры II половины XIX века,

имена деятелей культуры, оказавших влияние на дальнейшее развитие русского искусства;


- уметь: работать с различными видами информации (извлекать информацию; различать факты и интерпретацию),

осмысливать информацию, делать выводы, находить аргументы,

владеть навыками письменной и устной речи через представление информации в виде устных и письменных ответов.

Откликаться на эмоциональном уровне на произведения художественной культуры.

Основные понятия

Диссертация Н. Чернышевского « Эстетические отношения искусства к действительности», «художники-шестидесятники»

Межпредметные связи

История

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная,

индивидуальная

Ресурсы


основные

дополнительные

Мировая художественная культура: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.А. Солодовников. - М: Просвещение 2009.

Презентации в POWER POINT:

1 «Русская художественная культура II пол 19 века»,

2. «Зрительный диктант»

(компьютер, проектор, экран)


Этап урока

Время этапа

Методы, приемы обучения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Предварительная подготовка

В течение недели


Подготовка презентации к уроку, материала зрительного диктанта, тестовых заданий для контроля за усвоением ранее изученного материала, опорных таблиц для изучения новой темы урока.

Повторяют пройденный материал по теме: «Художественная культура западной Европы 1 пол 19 века» (учебник МХК, тетрадь. Поиск информации по вопросу «Крымская война», «Русские литературные журналы II пол 19 века», «Писатель и философ Н.Г. Чернышевский»

- Развитие познавательного интереса,

- развитие

способности к планированию и организации самостоятельной деятельности,

способности работать с источниками информации


Ход урока

Iэтап. Организационный момент.


2 мин

Диалоговый

Мотивация учащихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово

Погружение в учебную ситуацию

Развитие способности к самоконтролю

II этап.

Актуализация знаний.

5 мин

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, проблемный,

диалоговый

Введение в тему урока. Постановка проблемного вопроса: найти аргументы, подтверждающие выводы, данные в учебнике.

Характеристика изучаемого периода.

Организация прослушивания сообщения

Слушают объяснения учителя и сообщения учащегося, смотрят слайды, ведут записи в рабочих тетрадях

Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности

III этап.

Изучение нового материала

20 мин

Объяснительно-иллюстративный метод с использованием ИКТ, диалоговый,

метод опорных таблиц

Объясняет учебный материал.

Организация прослушивания сообщения.

Консультирование учащихся при заполнении опорной таблици

Эмоционально воспринимают объяснения учителя и зрительный ряд урока.

Заполняют опорную таблицу по схеме.

,




Формирование различных видов мышления,

развитие способности к освоению новых знаний, умение работать с информацией, сравнивать анализировать , выделять главное,

формировать эстетические чувства и потребности

IV этап.

Контроль по теме прошлого урока.


15 мин

Метод письменного контроля с использованием ИКТ

Организует контроль по теме «Художественная культура Западной Европы 1 пол 19 века»

(проверка домашнего задания)

Самостоятельно выполняют два вида контроля: тестовые задания и зрительный диктант

Развитие способности к самоконтролю, планированию и организация собственной деятельности

VII этап.

Итог урока.

Рефлексия

3мин

Метод поощрительной оценки

Дает эмоциональную оценку работы учащихся на уроке, используя метод поощрительной оценки (зажигая лампу с определенным эмоциональным окрасом:

«я довольна вашей работой на уроке»,

«я не довольна как вы сегодня работали»,

«я удивлена вашей работой на уроке»

Заполняют лист самоанализа деятельности (письменная фиксация результатов самооценки)

Формирование жизненных ценностей,

развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и рефлексивного мышления




Этап урока

Информационный блок урока


Блок практических и самостоятельных действий для учащихся

Iэтап. Организационный момент.


Здравствуйте ребята, вы закончили изучение учебного блока «Художественная культура Западной Европы» во второй части урока вы проверите себя, как глубоки ваши знания по этой теме и выполните зрительный диктант и тестовое задание. На сегодняшнем уроке вы начинаете изучение следующего блока «Русская художественная культура 2 пол. 19 века»

Учащиеся готовят к уроку необходимые принадлежности учебник, рабочую тетрадь, тетрадь для самостоятельных и творческих работ на печатной основе.

II этап.

Актуализация знаний.

Изучая художественную культуру 2 пол. 19 века, необходимо придти к следующим выводам:

1. Преобладание демократических тенденций в русском искусстве 2 половины 19 века было обусловлено усложнением социально-политической обстановки и развитием революционного движения.

2. Развитие изобразительного искусства2 пол. 19 века происходило в тесной взаимосвязи с литературой и музыкой.

Но как известно выводы на пустом месте не делают, нужны веские доказательства и аргументы подтверждающие эти выводы. Найти эти аргументы, изучая культуру данного периода на протяжении сегодняшнего и последующих уроках, и будет вашей задачей.

Находят в учебнике пункт « к каким выводам надо придти».

III этап.

Изучение нового материала

Если мы вернемся на сто пятьдесят лет назад и окажемся в России 2 пол. 19 века, свидетелями каких политических ситуаций и культурных событий мы станем?

В середине 19 века Россия переживает сильные потрясения. В 1855 году умер император Николай I, а в 1859 году поражением закончилась Крымская война.

Вошедший на престол Александр II осуществляет долгожданную реформу (о какой реформе идет речь?). Напомните, пожалуйста, в каком году состоялась отмена крепостного права в России?

Под воздействием всех этих важных событий российское общество ощущало острую потребность в переменах и обсуждало возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Умами людей завладевают идеи писателя и философа Н.Г. Чернышевского.

Чернышевский провозгласил: Искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями», его цель-«руководить мнением общества, приготовлять, облегчать улучшения в национальной жизни». Художники стремились к тому, что бы их искусство было связано с решением социальных проблем.

То есть искусство перестало носить развлекательный и декоративный характер. Оно, это новое искусство, требовало от человека Политической и общественной активности, работы ума и сердца, оно просвещало, оно кричало, оно отражало без прикрас свое время. И вся эта новая философия искусства выходила своими корнями из диссертации Н. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», которую он защитил в стенах Петербургского университета 10 мая 1855 года. Но тогда новаторские идеи молодого исследователя остались почти незамеченными, а спустя 10 лет, изданные отдельной книгой, и даже без имени автора, они захватили студенческую молодежь.

В 1864 году выходит в свет самое известное произведение мятежного философа и журналиста, роман, названный пророческим для России вопросом «Что делать?», написанный им в одиночной камере Петропавловской крепости за очень короткий срок.

Этот вопрос что делать? Волновал не только политически активную часть русского общества, но и писатели, художник, музыканты дружно искали новые пути в искусстве. Итоговый вывод диссертации гласил……

Как это не походило на официальную эстетику. Академия художеств продолжала отстаивать принципы и нормы классицизма. Но античные герои, мифы, история древней Греции и Рима теперь стали никому не интересны. Всех привлекала современная жизнь во всех её проявлениях. Главный тезис Чернышевского «Прекрасное есть жизнь», стал девизом, под которым развивалась русское искусство 2 половины 19 века. Не случайно именно эти строки в взяты эпиграфом нашего урока.

Рассматривать культуру этого периода мы начнем с живописи. Скажите, имена, каких художников, представителей этого времени, вам известны? ( Репин, Суриков, Левитан и др.)

Вы абсолютно правы, но мне хотелось бы познакомить вас с именами художников, о которых вы не прочтете в своем учебнике, о них вообще мало кто знает. Но именно они открывают 2 этап развитие искусства 19 века.

Представьте ситуацию, которая сложилась. К середине 19 века в России не было ни одного известного художника. Давно уже не стало О. Кипренского, в 1955 году в лечебнице для душевнобольных умирает П. Федотов, уезжает в Италию и там, в 1857 году, умирает К. Брюллов. И вот, в 60 годах на смену им приходит плеяда молодых художников, преимущественно жанристов. Почти все они вошли в историю искусства как художники одной картины. Их талант вспыхнул быстро, ярко, а творческий век оказался короток. Болезни, пьянство, нищета помещали художникам достичь вершин. Мы познакомимся с творчеством некоторых из них. Во время моего рассказа самостоятельно заполните опорные таблицы.

В.В. Пукирев, Н.В. Неврев, Л.И. Соломаткин. В.Г. Шварц, К. Флавицкий. Самым удачливым из них оказался В.Г. Перов, но о нем мы поговорим на следующем уроке.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, сообщают самостоятельно подготовленные дополнительные сведения: Историческая справка о Крымской войне, краткий обзор литературных журналов, издававшихся в России во 2 пол 19 века, краткие биографические сведения о Н. Чернышевском















































Учащиеся самостоятельно заполняют опорные таблицы по схеме: ФИО художника, дата жизни, жанры в котором работал художник, особенности творчества, известные произведения

IV этап.

Контроль по теме прошлого урока.


Наступило время контрольной проверки по теме ранее изученного блока «Художественная культура Западной Европы 2 пол 19 века»

Работаем в индивидуальном режиме, по очереди выполняем два блока заданий - тестовые и зрительный диктант.

Учащиеся выполнив зрительный диктант на компьютере выполняют письменный тест и наоборот те кто выполнил тест, выполняют зрительный диктант

VII этап.

Итог урока.

Рефлексия

Даю оценку работы учащихся на уроке. Использую метод сигналов - три лампы на стене изображающие лица с выражением одобрения, удивления и недовольства, включаю одну из ламп

Учащиеся заполняют лист самоанализа деятельности на уроке по схеме


Опорная таблица «Художники - шестидесятники 19 века»

ФИО художника

Дата жизни

Характерная тематика произведений

Основная идея произведений

Название картин

В.В. Пукирев








Н.В. Неврев








Л.И. Соломаткин








В.Г. Шварц








К.Д. Флавицкий








В.Г. Перов










Лист самоанализа


На уроке мне было ___________________________________________________________________________________

На уроке я узнал _____________________________________________________________________________________

Мне понравилось______________________________________________________________________________________

Я считаю, что работал на уроке _________________________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286457

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства