kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по МХК по теме: "Художественная культура Китая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по МХК по теме: "Художественная культура Китая" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по МХК по теме: "Художественная культура Китая"»

Тема: «Художественная культура Китая».

Цель:

  1. Познакомить обучающихся с основными особенностями художественной культуры Китая;

  2. Дать представление о своеобразном многообразии народа и страны;

  3. Раскрыть уникальность и неповторимость китайской культуры.

Задачи:

  1. Воспитывать художественно-творческий вкус и потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры.

  2. Развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление, проявляя интерес обучающихся к художественной культуре народов мира;

  3. Воспитывать дух толерантности и уважения к культуре других народов;

  4. Учить обучающихся использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора и осознанного формирования собственного мнения.


Ход урока

  1. Организационный момент

То, что глубоко посадил

Нельзя выдернуть.

То, что крепко обхватил,

Трудно отнять.

Поэтому нельзя положить

Конец ритуальным

Подношениям сыновей и

Внуков своим предкам.

Лао Цзы

Обучающиеся класса разбиты на 9 групп, которые представляют свое направление.

  1. Организационный момент.

Учитель- турист. Любой из нас любит путешествовать, ведь путешествие- самое интересное и увлекательное занятие. Я хочу поехать с друзьями и посмотреть одну страну, но знаю о ней очень мало. Мне рекомендовали ваше агентство, которое должно мне помочь.

Директор агентства- Здравствуйте, мы рады видеть вас в нашем агентстве, чем мы можем помочь?

Учитель-турист. Здравствуйте, я хочу поехать в одну страну, но знаю о ней очень мало. Эта страна находится на востоке, она подарила человечеству много изобретений: колесо, порох, бумагу, компас.

В этой стране есть знаменитая « Стена плача». А еще особое отношение к шелкам, чаю, веерам.

Директор агентства. Я догадался, что это за ст. Это удивительный Китай. Наши сотрудники все расскажут. Давайте определимся с задачами, которые нам необходимо решить.

Учитель. Да, но не нужно забывать и о целях ( на доске высвечиваются цели и задачи урока).

Директор агентства. Китай поражает всех нас прежде всего запахами. Мне хочется, чтобы вы все почувствовали этот запах. Закройте глаза ( в это время зажигается ароматизированная свеча).

I группа. Рождение города. Первое китайского государство. (карта Китая, на которой он выделен).

  1. Миф о зарождении жизни Китая.

  2. История создания китайского государства.

Первый сотрудник.

Испокон веков жизнь Поднебесной империи, или Серединной земли, была тесно связана с земледелием. И первые мировоззрения китайцев отразились в мифологии этого народа.

Миф о зарождении жизни. (Китай)

В начале не было ничего- ни сущего, ни не сущего. Мир был покрыт мраком. Первым пришло желание. И появилось чистое светлое Небо Шан- ди. А след за ним и Нюйва- мать Земля, богиня с телом змеи. Породила Нюйва других богов. А небесный император Шан-ди создал в центре мира гору Куньлунь. На вершине той горы поселился он сам и стал управлять миром.

Земля же тем временем отделилась от неба. Ввысь поднялись священные горы, к морям потекли реки, полные рыб. Леса и степи переполнились дикими животными. Над лугами парили непуганые птицы. Но не было еще людей, и потому мир оставался незавершенным. Знала это прародительница Нюйва. Хоть и было у нее тело змеи, но лицо было белым, человеческим.

Второй сотрудник.

История создания китайского государства.

Первое китайское государство возникло во II тысячелетии до н. э.

История развития китайского зодчества неразрывно связана с развитием всех видов искусства Китая. Горы, высоко вздымающиеся скалы, сады и другие части природы составляют панораму для здания. Китайский зодчий похож на художника. Он высматривает место и прикидывает что будет сочетаться с этим местом. Он никогда не построит здания, если оно не будет сочетаться с окружающим массивом.

(слайды презентации)

Учитель. А вы знаете я нашла интересные факты о том, что основной формой культовых и жилых зданий в Китае является прямоугольный в плане деревянный павильон, главная особенность которого- большие резные кронштейны, поддерживающие крышу.

Директор. Удивительно, но Николай Гумилев написал стихотворение посвященное Китаю.

Среди искусственного озера

Поднялся павильон фарфоровый

Тигриною спиною выгнутый,

Мост яшмовый к нему ведет

И в этом павильоне несколько

Друзей, одетых в платья светлые

Из чаш, расписанных драконами,

Пьют подогретое вино

То разговаривают весело,

А то стихи свои записывают,

Заламывая шляпы желтые,

Засучивая рукава.

И ясно видно в чистом озере-

Мост вогнутый. Как месяц яшмовый,

И несколько друзей за чашами,

Повернутых вниз головой…

Первый сотрудник. Писатели и поэты разных стран, покоренные изяществом и культурным богатством Китая, часто описывали в своих произведениях китайскую культуру.

И. А. Гончаров в очерке «Фрегат Паллада» в главе «Шанхай» писал: « По берегу стоят великолепные европейские дома, с колоннадами, балконами, аристократическими подъездами».

Второй сотрудник. « Дом американского консула…- один из лучших в Шанхае. Кругом него парк, или, вернее, двор с деревьями. Широкая веранда опирается на красивую колоннаду. Летом, должно быть, прохладно, солнце не ударяет в стекла…»

Многоярусность крыш, загнутые вверх края крыш, монументальность и праздничность- вот отличительная черта китайской архитектуры.




II группа. Скульптура, музеи.

В чем заключаются особенности китайского зодчества? ( искусное, продуманное расположение зданий на фоне природы, умение зодчих найти для них наиболее живописное и естественное место).

Вспомните, для чего была построена Великая Китайская стена? (для защиты от врагов)

Почему стена имеет названия «Стена слез» и «Самое длинное кладбище мира»? ( на ее строительстве погибло очень много людей).

Для чего по верху стены проходила дорога? ( первоначально это был путь для воинов. После он превращается в торговый Великий шелковый путь).

Почему монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры? ( по грандиозности замысла и величия его воплощения) (слайды презентации)

III группа. Живопись. Рисую сердцем.

Первый сотрудник. Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из ярчайших явлений в истории мировой культуры.

Начиная со средневековья, китайские живописцы создавали свои картины на длинных полотнищах шелка или бумаги, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка завершенного деревянными валиками. Шелк подвергали предварительной обработке, затем расстилали на полу или на низком столике.

Второй сотрудник.

«Хуо-няо»- цветы и птицы- художники работающие в этом жанре изображают прекрасных, часто сказочных птиц среди цветов; жанр «шань-шуй»- переводится как картины гор и вод где горы традиционно олицетворяли мужское начало- «ян», а воды символизировали женское начало-«инь».

Часто картины снабжены пояснительными надписями или стихотворными текстами. Искусство каллиграфии в Китае считается высшей добродетелью, а знание более чем трех с лишним тысяч иероглифов- считается признаком высокой учености человека. Китайская письменность очень сложна, один иероглиф обозначает иногда не одно слово, целое предложение. ( слайды презентации)

Первый сотрудник. Основной принцип рисования- наблюдать и копировать краски природы. Отсюда в картине всегда есть подтекст, скрытый смысл, который надо понять. Рассмотрим картины китайских художников- звучит музыка (Ма Юань «Утки, скала и мэйхуа» и Го Си « Ранняя весна»- показ картин.

Учитель. А знаете, я узнала, что жанр портрета- один из древнейших в китайской живописи. Он известен еще с 5 века до н. э. и связан с культом предков. Написать портрет для китайского художника- «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Образ поэта Ли Бо воплощен в монохромном портрете. Это обобщенный образ- символ, где портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта.

Второй сотрудник. Да, удивительно, но наш русский поэт К. Бальмонт по этому поводу пишет стихотворение.

IV группа. О религии.

Слайды презентации о религии Китая.

V группа. Сады и парки.

Наряду с тем в отличие от архитектуры жилых зданий и храмов, подчиненных строгим правилам и канонам, сады и парки в Китае представляют собой очень широкое разнообразие. Это сады для созерцания, сады воды, сады камней… Единственным правилом для составления китайского сада служит обязательное использование четырех элементов мироздания- растительности, земли, воды и камня- и при этом, сад должен выглядеть так, будто его не коснулась рука человека. Традиционный китайский сад ничего не выражает, он символизирует свободу и безмятежность.

Показ слайдов.

VI группа. Чудеса прикладного искусства.

Первый сотрудник. Особый пласт художественной культуры Китая- это прикладное искусство. В зале скульптуры мы с вами можем увидеть одно из чудес и загадок Китая. Фарфоровые изделия с давних времен привлекают к себе внимание мастеров всего мира. Китайская фарфоровая посуда настолько тонка, что кажется прозрачной, ее сравнивают с яичной скорлупой. При этом посуда, украшенная затейливым, сказочным орнаментом становится просто бесценной. Цари и императоры всего мира считали большой честью иметь у себя сервизы из китайского фарфора. Однако разгадать секрет изготовления китайского фарфора не одному иноземному мастеру не удалось. Китайские мастера очень бережно хранят свой секрет и передают его из поколения, в поколения создавая потрясающие шедевры. (слайды презентации)

Второй сотрудник. Китайская керамика имеет также как и поэзия и живопись точку перелома в своем развитии. При тайском периоде керамика имеет разнообразную цветовую гамму, точные и тонкие линии и простоту цвета. Использование природных красок свойственно для этого времени. Серо- голубой и серо-зеленые цвета можно часто встретить на китайском блюде или вазе. Мелкие трещины это не дефект мастера, а тонко продуманный шаг. Неровности глазури, засохшие капли облицовки и мелкие трещины по всей поверхности дает ощущение законченности изделию.

Виды танского и сунского прикладного искусства многообразны. В это время выделывались по образцу древности бронзовые зеркала, богато украшенные с оборотной стороны пышным рельефным узором цветущих растений, резвящихся птиц, животных и плодов. Мебель, вышивки и ткани этого времени- все предметы художественного ремесла стоят на высоком уровне искусства. (показ ваз, тарелок, фарфоровых чашек).

VII группа. Музыка, театр, поэзия.

Первый сотрудник. Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры оставалось нераскрытым. В настоящее время гигант, сбросивший с себя оковы многовекового рабства и достигший за короткие годы значительных успехов во многих областях, привлек к себе внимание, и величественная история, всепобеждающая сила его древней и самобытной культуры являются как бы ключом к современному Китаю.

Второй сотрудник. Китайскую поэзию иногда сравнивают в Китае с осенней хризантемой, прекрасным, но печальным цветком. Горький жизненный опыт научил китайских поэтов трезвому отношению к жизни, а постоянная тревога перед угрозой вражеского нашествия сделала их творчество особенно эмоциональным. Многие стихи писались в то время на музыку и благодаря этому быстро приобретали популярность в виде песен. Накопленная столетиями огромная поэтическая культура давала обильные плоды.

(чтение стиха. Снег и цветущая слива.)

Слива со снегом сразились весною, но побежденного нет.
Кисть отложив, отодвинув бумагу, смотрит на битву поэт.
Снег превосходит цветущую сливу чистой своей белизной,
Но побеждает зато ароматом сливы заснеженный цвет!

Первый сотрудник. Как вы думаете, что это? Конечно веер. Знаете, а веер не всегда являлся аксессуаром, и не всегда служил только для того чтобы им отмахиваться в жару. Давным- давно, китайские воины использовали веера сделанные из металлических пластин в качестве щитов, которыми укрывались от стрел.

Я хочу вам показать красоту веера, тем более, что они нравятся многим женщинам. (показываются веера).

Второй сотрудник. Уважаемые туристы следующую нашу остановку мы совершим в Пекинской государственной консерватории. На протяжении многих тысячелетий вплоть до наших дней в китайской народной музыке существует звуковая система, состоящая из 5 звуков разной высоты. По этому, для европейца звучание китайской народной музыки кажется необычным. Китайские народные инструменты это в основном ударные, разного рода барабаны, колокольчики, литавры, так же духовые инструменты- флейты, дудочки, лютни; широко распространены щипковые инструменты, такие как- гусли и арфы.

Я предлагаю послушать известные русские песни на китайском языке и узнать их. (включить китайские песни, прослушать, угадать).

Директор агентства. А я хочу рассказать вам об удивительном и интересном празднике Дракона, который отмечают в Китае. ( показать картинки с праздника, слайды презентации).

VIII группа. Учение «Фэн-шуй»

Первый сотрудник. Китайские слова «фэн» и «шуй» означают «ветер» и «вода». Эти образы постоянно находятся в орбите нашего восприятия и суть нашего взаимодействия с ними можно выразить пословицей «что на верху, то и внизу». Наше место в этой системе определяет характер нашего восприятия. Мы можем распоряжаться своей судьбой, создавая или изменяя среду обитания. Во многих отношениях Фэн- шуй служит орудием нашего личного и коллективного развития.

Фэн- шуй определяет условия жилого пространства, оказывающее на нас положительное или отрицательное воздействие. Согласно традиционному учению, обстановка рассказывает нам определенную историю, и если мы будем изменять элементы своего окружения, то сможем улучшить или ухудшить эту историю.

Фэн –шуй- это древнее китайское искусство создания обстановки, основанное на простой предпосылке: «То, где мы находимся, не менее важно, чем то, кем мы являемся». Наше взаимодействие с миром может быть неполноценным, если среда неблагоприятна. Фэн- шуй необходимо совмещать с другими областями знаний, для удовлетворения конкретных требований определенной культурной среды, географических и климатических условий и просто человеческой уникальности.



IX группа. Долголетие- в еде.

Первый сотрудник. Когда человек впервые оказывается в Китае, его поражает запах этой страны. Запах различных пряностей и специй наполняет воздух. С древних времен Китай славится своими пряностями и продает их по всему миру. Именно для того чтобы продавать шелковые ткани и пряности в далекие времена был проложен Великий шелковый путь, по которому караваны возили различные диковинные товары в дальние страны, в том числе и в Россию.

Чем еще славен Китай? Конечно кухней. Китайская национальная кухня популярна во всем мире. Основу китайской кухни составляют блюда из овощей и риса. Из простых продуктов китайцы готовят просто удивительные блюда.

Я хочу удивить вас китайским печеньем, в котором есть предсказания.

( угощение печенье с предсказаниями и чай).

Учитель- турист. Ну теперь я многое узнала об этой удивительной стране и хочу обязательно поехать и увидеть все. Спасибо вам.

Директор. Давайте вернемся к началу нашего разговора. Достигли ли целей и задач, поставленных ранее.

(высвечиваются цели и задачи урока, проговариваются).

Рефлексия.

Стоит на столе китайская роза, букет тюльпанов, цветущая вишня, вазочки фарфоровые, веера.

Учитель: Все меня удивило, я под впечатлением, я хочу сказать стихами.

Красива китайская роза-спора нет

Но мне по душе полевые цветы

И цветение вишни- необыкновенное чудо.

Не правда ли?

Директор: А у меня тоже есть стихотворение.

Китай далеко, Россия далеко

Такие разные и удивительные страны.

Я изучаю Китай,

Но сердцем радуюсь

И горжусь Россией.

Затем каждая группа прикрепляет на большой веер свой вывод:

Турист начинает- Китай- поднебесная империя.

1 группа. Миф о зарождении жизни- явь, верь в людей и в страну.

2 группа. Скульптура- могущество и неограниченная власть.

3 группа. Основной принцип рисования- копировать и наблюдать краски природы. ( сотрудники представляют свои картины).

4 группа. Искренне верь в религию, не предавай ее.

5 группа. Создание садов и парков- душа человека, любящего природу.

6 группа. Прикладное искусство Китая- загадка и чудеса страны, разгадка- умелые руки мастеров.

7 группа. Стихи, песни- от души и сердца. Получай все сполна- наслаждайся!

8 группа. Фэн- шуй- гармония всего во всем.

9 группа. Ешь в меру и в удовольствие- закон долголетия.

Учитель. Да хорошую рекламу вы делаете в своем агентстве. За работу я ставлю «5». (звонит подруге и рассказывает о фирме).

Вижу ваши счастливые улыбки,

добрые глаза,

Чувствую тепло рук-

Мы счастливы!

Директор: Ну а на память, конечно, фото.( все фотографируются).

Д/з: (написать на доске заранее). Написать сочинение- рассуждение «Китай- страна…»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Открытый урок по МХК по теме: "Художественная культура Китая"

Автор: Санкина Галина Ивановна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325201


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства