kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма урока

     урок-исследование

Художественное пространство урока:

     - репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;

     - фонограмма симфонии №40 В.Моцарта;

     - фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;

Учебное пространство урока:

     - терминологический словарь урока;

     - алгоритм анализа художественного образа;

Просмотр содержимого документа
«Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок» »

11 классе

«Сквозь магический кристалл»

(Многогранность художественного образа в картине1 Ван Гога «Пара ботинок»).

Форма урока

урок-исследование

Художественное пространство урока:

- репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;

- фонограмма симфонии №40 В.Моцарта;

- фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;

Учебное пространство урока:

- терминологический словарь урока;

- алгоритм анализа художественного образа;

Цель урока:

- развитие способности к интерпретации художественного образа; к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания искусствоведческого характера;

Художественно-педагогическая идея урока:

- выяснить, в чём суть творчества художника - в демократическом реализме или особой эстетике?



Эпиграфы к уроку:


Нет ничего более художественного, как любить

людей.

Ван Гог


... они (картины Ван Гога2) оцарапают вам сердце.

Лев Толстой

I. Завязка-интрига урока.

(Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)

Учитель:

Скажите, пожалуйста, стакан полный?

(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан).

Учитель:

Значит, стакан был неполный?

(Ученики соглашаются с этим)

Учитель:

А теперь сосуд полный?

(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость стакана).

II. Погружение в тему урока

Учитель:

Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны «магического кристалла».

Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность интерпретации3 - на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок»4. Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа. Перенесите, пожалуйста, тему урока в свои тетради, выделите ключевые слова (учениками подчёркиваются слова «кристалл», «магический», «многогранность»).

Существует множество методик постижения ХО5, но так или иначе все они определяют два направления исследования: от автора, т.е. от его мировоззрения, эстетики, смысла жизни и смысла творчества, и от произведения как от культурного текста.

Предлагаю поработать сразу в двух ракурсах. Кто желает исследовать личность творца?

(Сразу же учитель выдаёт раздаточный материал (фрагменты романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», цитаты из писем Поля Гогена и писем Ван Гога своему брату Тео).

Остальные учащиеся работают с произведением и получают пакет с заданием-алгоритмом первоначального восприятия ХО.

(1. Зафиксируйте письменно свои первые впечатления от картины. 2. Определите, какую функцию выполняет ХО в этой картине:

- является элементом сюжета?

- является символом?

- является средством выражения авторского замысла?

3. Вспомните произведения искусства, в которых в качестве ХО фигурирует обувь).

Итак, ваша задача – составить представление о личности творца (1 группа) и составить первичное восприятие картины «Пара ботинок».

(Время работы групп – 2 минуты; звучит фонограмма симфонии №40 В.Моцарта для создания творческой атмосферы на уроке)

III. Творческая лаборатория «Портрет художника»

Учитель:

Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»

Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

А каким представляете вы себе этого художника?

Отчёты группы, работавшей с литературным материалом. В результате наблюдения вырисовываются следующие штрихи портрета Ван Гога:

- отверженный, гонимый человек, отщепенец;

- романтик, влюблённый в жизнь;

- космический художник, художник стихии;

- неутомимый труженик;

- духовно и творчески богатый человек6

Вторая группа делится первыми впечатлениями и определяет роль ХО. В результате появляются следующие записи:

(картина вызывает противоречивые чувства; произведение адресовано больше нашему сознанию; автор заставляет задуматься над жизнью, над смыслом жизни; ХО является средством выражения авторского замысла).

IY. Герменевтический анализ художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок».

Учитель:

Лев Николаевич Толстой достаточно критично относился к творчеству импрессионистов (Ван Гог, как известно, относится к течению постимпрессионизма), высказывался категорично по поводу их творчества, но, познакомившись с произведениями Ван Гога, сказал: «Они оцарапают вам сердце». Именно эти слова писателя стали одним из эпиграфов урока.

- А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце? (Отражать насущные проблемы бытия; должны тревожить, волновать; обращены к сердцу, а не к разуму; нести правду).

- А у вас есть такие произведения, которые «оцарапали» ваше сердце?7

- Можно ли отнести картину «Пара ботинок» к числу таких произведений? Чтобы ответить на этот вопрос осмыслим все грани художественного образа.

1 грань. Наблюдение.

Учитель:

Внимательно посмотрите на картину и определите, сколько миров включает художественное пространство полотна.

(Два: центр картины – это мир человека; вокруг - другое пространство)

В каких отношениях они находятся?

(Враждебны друг другу; использован приём контраста как светового, так и цветового)

Вывод (делают учащиеся):

В картине передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку.

2 грань. Сопоставление.

Учитель:

«Нет ничего более художественного, как любить людей». Сопоставьте это высказывание художника с его произведением и докажите, что эта мысль нашла отражение в картине.

(Осмысление заголовка «Пара ботинок»; роли художественной детали – переплетённые, словно обнявшиеся шнурки).

Вывод (делают учащиеся):

Художник передаёт свою любовь к простому человеку.

3 грань. Эксперимент.

Представьте, что вы в музее художников-импрессионистов.

(Демонстрация видеоряда репродукций художников-импрессионистов: О.Ренуар , П. Сезанн ).

Скажите, пожалуйста, какое место в рейтинге этих картин займёт произведение Ван Гога с точки зрения эстетического восприятия? (Предположительные ответы учеников).

Учитель:

У каждого художника своё представление о красоте. Шарль Бодлер, говорил. что «красота – это бесстрастная вечность». Ван Гог не приемлет красивость, не стремится к эстетической привлекательности, считая, что смысл настоящей красоты в другом. В чём, по вашему мнению, красота по Ван Гогу?

Вывод (делают ученики):

.

4 грань. Умозаключения.

Учитель:

Творчество Ван Гога экзистенциально: он страстно любил жизнь, любил людей, любил живопись, НО... не стал «мэтром с Больших Бульваров», не достиг материального благополучия, не испытал семейного счастья.


В результате работы на уроке в тетрадях учащихся будет оформлена такая таблица:

портрет художника

произведение художника

- отверженный, гонимый человек, отщепенец;

- романтик, влюблённый в жизнь;

- космический художник, художник стихии;

- неутомимый труженик;

- духовно и творчески богатый человек8


- передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку;

- передаёт любовь к простому человеку;

- это гимн человеку-труженику;

-




1 Употребляя на уроке слово «картина», учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.


2 Примечание наше – Л.Б.


3 В случае затруднения с определением дефиниции какого-либо понятия ученики обращаются к словарю урока.

4 Проекция произведения на экран и работа с иллюстрацией (репродукция выдана каждому ученику).

5 Условное обозначение художественного образа по первым буквам дефиниции.

6 Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог Ван Гог «Пара ботинок».

7 Это деликатный вопрос, поэтому учитель оговаривает, что ученики называют произведения исключительно по желанию

8 Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог; Ван Гог «Пара ботинок».

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»

Автор: Кудрявцева Светлана Вячеславовна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147226

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства