kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по МХК в 6 классе ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из раздела "Жанры живописи" , тема ". Бытовой жанр в русской живописи" Составлен в соответствии с ФГОС. К уроку прилагаются: презентация урока, презентация "Художники бытового жанра в русской живописи 19 века", технологическая карта урока, таблица "Формируемые УУД"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока МХК 6 класс»

МОУ СОШ № 9











Технологическая карта урока по мировой художественной культуре в 6 классе
«Бытовой жанр в русской живописи»

(ФГОС)



составила учитель мировой художественной культуры

МОУ СОШ № 9 Забавина Вера Фёдоровна



г. Переславль-Залесский

2014

Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учетом необходимости формирования УУД, обозначенных во ФГОС.


На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность.


Тема урока: «Бытовой жанр в русской живописи.»

Класс: 5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Технология:

Для формирования регулятивных УУД: технология «Листы самоконтроля и самооценки.

Для формирования познавательных УУД: исследовательская работа, приемы технологии Французских мастерских: самостоятельного конструирования определений понятий, эвристического исследования, образного видения.

Приемы формирования коммуникативных УУД: давать учащимся время на обдумывание их ответов, обращать своё внимание и внимание обучающихся на каждый ответ их товарищей, не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации), поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет,  создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.


Реализуемая программа: программа по МХК, составленная на основе примерной программы по учебному предмету «Искусство 5 - 9 классы» , авторской программы Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура».

Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать произведения бытового жанра от других произведений живописи, воспитание патриотических чувств, бережного отношения к богатству национальной культуры.


Предметные результаты:

Научатся: распознавать произведения бытового жанра живописи и их авторов, анализировать их, применять знания и умения в жизненной практике.

Получат возможность научиться: анализировать произведения живописи, классифицировать их по существенным признакам; делать выводы о характере произведения.


Метапредметные результаты: умение вычитывать информацию, представленную в схеме, извлекать нужную информацию из текста, содержащего теоретические сведения.


Личностные результаты: умение чувствовать прекрасное, сохранять уважительное отношение к произведениям искусства, как явлению национальной культуры, ощущать чувство гордости за свою страну.


УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей, вежливое, доброжелательное общение друг с другом, взаимопомощь, ответственность не только за свои успехи, но и за успехи одноклассников.


УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; анализ и сопоставление словосочетаний и предложений, формулирование выводов, собственных суждений.

УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; определяют основную и второстепенную информацию; представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем); выявляют в ходе исследования произведений живописи связи, отношения.


УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия; вступают в диалог с учителем, соблюдают правила речевого поведения.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.








п/п

Этап урока

Содержание УВЗ

Цель. Формируемые УУД.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

Оценка

1.

Организационный момент.


Проверка подготовленности к работе. Приветствие. Организация внимания обучающихся

Личностные: настрой на учебную деятельность. Свободное выражение мысли и чувств. Ориентация в системе моральных норм, демонстрация достаточного объёма словарного запаса.

Создаёт благоприятный психологический климат. Проверяет готовность к совместной работе.

- Что мы говорим каждое утро при встрече друг другу?

- Какое удивительное слово. Когда мы произносим его, мы не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Слово это обладает оздоровительной силой, заражает нас бодростью. Здоровья и бодрости вам, ребята!

Приветствуют учителей и гостей, настраиваются на работу. Отвечают на вопрос учителя: «Здравствуйте!».

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Повторение изученного материала.


Проверка домашнего задания через выявление затруднений, возникших в ходе выполнения

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей Коммуникативные: вступают в диалог с учителем Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормой родного языка.

-Из предложенных картин выберите картины жанра пейзаж (слайд 3)

- На основании выбранных произведений дайте определение жанру пейзаж

-выбирают из предложенных произведений картины жанра пейзаж, записывают их в тетради, указывая автора;

(проверка по слайду 4)

-дают определение жанра пейзаж (проверка по слайду 5)

.

Демонстрация знаний по теме «Жанр пейзаж в изобразительном искусстве»

Словесное поощрение учителя

3.

Актуализация

Знаний, мотивация учебной деятельности.



Определение, постановка цели этапа урока

Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесение того, что уже известно и усвоено, итого, что ещё неизвестно. Осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели

Организует ситуацию, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания:

Задаёт вопрос: «Какая из предложенных картин лишняя?» (слайд 6)

-Выявляют произведение, не относящееся к жанру пейзаж;


Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

Оценивают работу друг друга


4.

Постановка проблемы и определение учебной задачи



Развитие умений определять тему и цель урока.


Регулятивные: формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные: умение с полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, смысловое чтение

-просит обучающихся объяснить, на основании чего ими была выбрана данная картина, не относящаяся к жанру пейзаж.


Отвечают на вопрос, формулируют тему урока, приходят к выводу, что им необходимо узнать, к какому жанру относится данная картина




Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.


5.

Разрешение проблемной ситуации





Предлагает обучающимся ввести название новому жанру, определить его существенные признаки, дать определение.

- Пытаются дать название новому жанру живописи, сверяют определение со слайдом 7



6.

Закрепление изученного материала. Исследовательская работа, работа в группах.

5 минут.

Самостоятельное выполнение заданий, самопроверка, работа в группах. Развитие умение слушать друг друга.

Познавательное: логические (анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство). Коммуникативное: приобретение опыта работы в группе, умение выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение (мотивация учения), нравственно-эстетическое ориентация (оценивание усваиваемого содержания материала).

Регулятивное: саморегуляция (способность к преодолению препятствий) и контроль и оценка своих действий

Предлагает обучающимся разделить произведения живописи (слайд 8) на две группы. Помогает обучающимся разрешить проблему (слайды 9, 10, 11).

Мотивирует обучающихся на поиск информации

-выделяют существенные признаки, классифицируют произведения искусства, распределяют их на две группы. Выявляют произведение, не вошедшее ни в одну группу. Ставят проблему, разрешают её.

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в маршрутном листе.


7.

Физкультминутка

Соблюдение норм поведения при выполнении гимнастических упражнений


Учитель предлагает обучающимся оживить картину (слайд 12)

Оживляют картину, выполняя гимнастические упражнения



8.

Приобретение новых знаний о художниках бытового жанра.


Формирование умения ставить цель перед предстоящей работой. Воспитание ответственности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, построение логических рассуждений. Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Приобретение опыта работы в группе.

Регулятивные : контроль, оценка своих действий по результату.

Личностные : понимание сущности усвоенного, адекватное реагирование на трудности

-демонстрирует презентацию о художниках бытового жанра в русской живописи 19 века. Показ сопровождается классической музыкой (по выбору учителя)

(слайды 13, 14,)

-предлагает обучающимся по группам проанализировать информацию о художниках, данную на листах и ответить на вопросы (слайд 15)

-анализируют произведения искусства, получают эстетическое наслаждение, работают с предложенной информацией, находят ответы на вопросы.

Готовность к восприятию новых знаний

Словесная оценка учителя

9.



Взаимопроверка, взаимооценка.


Взаимообучение, воспитание потребности этического поведения во время работы в группе



Регулятивное: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества. Коммуникативные: владение монологической речью, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Проверят работу в группах. Просит оценить себя в листе достижений. Предлагает проверить правильность своих ответов (читает устно ).


Предлагают свои варианты ответа по заданию, поправляют друг друга, отстаивают собственное мнение.

Оценивают свою работу в группе в листе достижений.


Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.


Самооценка в маршрутном листе.

10.

Рефлексия.




Коммуникативные: взаимодействие обучающихся с учителем и сверстниками, умение полно и точно выражать мысли, логично строить ответ.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: классификация знаний разных разделов лингвистики (логические).

Предлагает обучающимся задать друг другу вопросы по материалу урока (слайд 16)

Отвечают на вопросы учителя и друг друга,


Самооценка в маршрутном листе.

11.

Итог урока



Какова была тема урока?

Какую цель ставили?

Достигли её?

Кто доволен своей работой?

Что было трудно?

Выставляет оценки.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.


Сами подводят итог урока, проверят себя (слайд 17)



13.

Домашнее задание.




Записывает на доске домашнее задание: подготовить сообщение о творчестве художника бытового жанра (по выбору обучающихся)


Слушают, записывают домашнее задание.






Просмотр содержимого документа
«формируемые УУД»

Формирование УУД на уроке МХК в 6 классе

Тема: Бытовой жанр в русской живописи.

Дидактическая
структура 
урока (этапы урока)

УУД

1.Организационный момент

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

2. Повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков


3. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.





Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:

4. Постановка проблемы и определение учебной задачи



Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:


5. Разрешение проблемной ситуации





Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:


6. Закрепление нового материала

Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:


7.Физкультминутка



Регулятивные:


Личностные:


8. Приобретение новых знаний о художниках бытового жанра.




Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:

9. Взаимопроверка, взаимооценка.


Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:

10. Рефлексия


Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:

11. Итог урока



Познавательные:


Регулятивные:


Коммуникативные:


Личностные:



Просмотр содержимого презентации
«Русский бытовой жанр 19-20 вв»

«Художники бытового жанра в русской живописи.» учитель МХК Забавина В. Ф.

«Художники бытового жанра в русской живописи.»

учитель МХК Забавина В. Ф.

Перов В.Г.   (21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834)-29.05.1882 г.)

Перов В.Г. (21.12.1833 (2.1.1834) или 23.12.1833 (4.1.1834)-29.05.1882 г.)

. “ Последний кабак у заставы” ,1885 г.

.

Последний кабак у заставы” ,1885 г.

«Сельский крестный ход на Пасхе» ,1861 г.

«Сельский крестный ход на Пасхе» ,1861 г.

«Чаепитие в Мытищах», 1862 г.

«Чаепитие в Мытищах», 1862 г.

Федотов П.А.  ( 22.06.1815 –  14.11.1852г.)

Федотов П.А. ( 22.06.1815 – 14.11.1852г.)

   «Сватовство майора»,1848 г.

  «Сватовство майора»,1848 г.

«Свежий кавалер», 1840 г.

«Свежий кавалер», 1840 г.

Маковский В.Е.   ([26.01 (7.02). 1846, Москва — 21.02.1920, Петроград]

Маковский В.Е. ([26.01 (7.02). 1846, Москва — 21.02.1920, Петроград]

«Свидание», 1883 г.

«Свидание», 1883 г.

«Крах банка» ,1881 г.

«Крах банка» ,1881 г.

«На бульваре», 1886-87 г.

«На бульваре», 1886-87 г.

Мясоедов Г.Г.   ( 7(19).4.1834 — 18(31).12.1911)

Мясоедов Г.Г. ( 7(19).4.1834 — 18(31).12.1911)

«Земство обедает», 1872 г.

«Земство обедает», 1872 г.

Васнецов В. М. 3.5.1848 — 23.7.1926

Васнецов В. М. 3.5.1848 — 23.7.1926

«Преферанс»,1879 г.

«Преферанс»,1879 г.

«С квартиры на квартиру», 1876 г.

«С квартиры на квартиру», 1876 г.

«Нищие певцы», 1873 г.

«Нищие певцы», 1873 г.

Просмотр содержимого презентации
«Урок по МХК жанры живописи 6 класс»

Урок по МХК Бытовой жанр в живописи 5 класс

Урок по МХК

Бытовой жанр в живописи

5 класс

Этапы урока Организационный Повторение изученного материала Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности Постановка проблемы и определение учебной задачи Разрешение проблемной ситуации Физкультминутка Приобретение новых знаний Рефлексия Итог урока Задание на дом

Этапы урока

  • Организационный
  • Повторение изученного материала
  • Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности
  • Постановка проблемы и определение учебной задачи
  • Разрешение проблемной ситуации
  • Физкультминутка
  • Приобретение новых знаний
  • Рефлексия
  • Итог урока
  • Задание на дом

Выбери картины жанра пейзаж

Выбери картины жанра пейзаж

Картины жанра пейзаж

Картины жанра пейзаж

Жанр пейзаж в живописи К жанру пейзаж относятся полотна, на которых изображена природа

Жанр пейзаж в живописи

К жанру пейзаж относятся полотна, на которых изображена природа

Какая картина лишняя?

Какая картина лишняя?

Бытовой жанр в живописи К бытовому жанру относятся полотна, на которых изображены сцены из жизни людей

Бытовой жанр в живописи

К бытовому жанру относятся полотна, на которых изображены сцены из жизни людей

Распределите картины на две группы

Распределите картины на две группы

Бытовой жанр Жанр пейзаж

Бытовой жанр Жанр пейзаж

Анималистический жанр

Анималистический жанр

Физкультминутка Оживи картину

Физкультминутка

Оживи картину

Художники бытового жанра Перов В.Г.  21.12.1833 -29.05.1882 Маковский В.Е.  26.01.1846, - 21.02.1920 Федотов П.А.  22.06.1815 – 14.11.1852

Художники бытового жанра

Перов В.Г. 21.12.1833 -29.05.1882

Маковский В.Е. 26.01.1846, - 21.02.1920

Федотов П.А. 22.06.1815 – 14.11.1852

Художники бытового жанра Мясоедов Г.Г.  7.4.1834 — 18.12.1911   Васнецов В. М.  3.5.1848 - 23.7.1926 презентация

Художники бытового жанра

Мясоедов Г.Г. 7.4.1834 — 18.12.1911

Васнецов В. М. 3.5.1848 - 23.7.1926

презентация

Задание по группам    Ответьте на вопросы

Задание по группам

Ответьте на вопросы

  • Где родился художник?
  • Кто были его родители?
  • Где учился художник живописи?
  • Назовите 2-3 картины художника
  • К какому жанру они относятся и почему?
задайте друг другу вопросы по материалу урока

задайте друг другу вопросы по материалу урока

Итог урока

Итог урока

  • Познакомились с бытовым жанром в живописи
  • Научились отличать картины бытового жанра от картин других жанров
  • Познакомились с художниками бытового жанра в русской живописи


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по МХК в 6 классе ФГОС

Автор: Забавина Вера Фёдоровна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117571

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства