kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Хореография как вид сценического искусства" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является продолжением темы театральная культура. В нем раскрываются основные направления в хореографии, периодизация развития танца. Цели и задачи урока: -проследить эволюцию развития профессионального танца; -познакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства; -рассмотреть виды хореографического творчества (бытовой и сценический танец); -расширить знания о балетном искусстве, его исполнителях; -дать понятия о балетных формах: вариации, па-де-де, па-де -труа, па-де-катр; -формирование компетентностей обучающихся во время работы в группах; -развивать творческое воображение и формировать эстетическую культуру учащихся; -воспитывать эстетический вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Хореография как вид сценического искусства" 9 класс»

Конспект урока по художественной культуре

9 класс

Тема. Театр как синтез искусств (продолжение).


Тема урока. Хореография – вид сценического искусства.


Цели и задачи урока:

-проследить эволюцию развития профессионального танца;

-познакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства;

-рассмотреть виды хореографического творчества (бытовой и сценический танец);

-расширить знания о балетном искусстве, его исполнителях;

-дать понятия о балетных формах: вариации, па-де-де, па-де -труа, па-де-катр;

-формирование компетентностей обучающихся во время работы в группах;

-развивать творческое воображение и формировать эстетическую культуру учащихся;

-воспитывать эстетический вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов.

 Тип урока: комбинированный.

Жанр урока: урок-панорама

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; - аудиовизуальный ряд: танцевальный видео клип; фрагменты спектаклей в разных театрах, фотографии.

 Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация познавательной деятельности.

 Учитель. (Звучит музыка « СИРТАКИ»)


     Весной и летом на склонах Геликона, на высоком Парнасе, Аполлон со своими музами водит хороводы. Вся природа слушает этот божественный хор.

  Кто эти Музы? (Слайд)

Мельпомена (с театральной маской) – трагедии;

Каллиопа (со свитками в руках) – эпической поэзии;

Талия (в воздушных одеждах) - комедии;

Терпсихора (с лирой) – танца;

Евтерпа (в венке из цветов с флейтой) – музыки к лиричным песням;

Эрато (со струнным инструментом) – лирической поэзии;

Клио (с грифельной дощечкой) – истории;

Полигимния (задумчивая, укрытая плащом) – песен-гимнов;

Урания ( с моделью планеты) – астрономии.

ЧАСЫ. О НРАВЫ! – ВРЕМЕНА, МЕНЯЮТСЯ И МЫ ВМЕСТЕ С НИМИ!

 -ИСКУССТВО ВЕЧНОЕ, А ЖИЗНЬ КОРОТКАЯ.

 Отрывок из « Евгения Онегина»  на фоне « ПОЛОНЕЗА» 

 Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало

Паркет трещал под каблуком.


Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Прыжки, каблуки, усы...

(Просмотр фрагмента мазурки из фильма «Война и мир» по роману Л. Толстова)


III. Мотивация познавательной деятельности.

 Учитель

       В греческих мифах живут 9 муз-покровительниц науки и искусства. Покровительница темы нашего  УРОКА  МУЗА ТАНЦЕВ ТЕРПСИХОРА.

    МНОГИЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ОБРАЩАЛИСЬ К МУЗАМ, ИЗОБРАЖАЯ ИХ В  СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

А. Пушкин

Евгений Онегин

…Но там, где Мельпомены бурной

протяжный раздается вой,

Где  машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет

Где Терпсихоре лишь одной

Дивиться зритель молодой...

 .

 ТЕМА НАШЕГО УРОКА: « ХОРЕОГРАФИЯ-ВИД СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»


IV. Изучение нового материала.

 Эпиграф: «Танец-это тайный язык души».


 Наш урок пройдет в жанре урока - панорамы, где мы проведем обзор хореографического искусства.

На Олимпе 9 МУЗ ВОДЯТ СВОИ ХОРОВОДЫ, А НОЧЬЮ СПУСКАЮТСЯ  К ЛЮДЯМ И ОДАРИВАЮТ ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТЯМИ К ТВОРЧЕСТВУ, УСТАНАВЛИВАЮТ МОРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ЗЕВСА.


Учитель. (БЕСЕДА В ФОРМЕ ДИАЛОГА).

  ЧТО ОСТАЛОСЬ И СОХРАНИЛОСЬ ОТ ЭТИХ МИСТИЧЕСКИХ КУЛЬТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ТАНЦАМИ?  ВЫЯСНИМ ЭТО НА НАШЕМ УРОКЕ.

 ЧТО ЗА МУЗЫКА ЗВУЧАЛА? (СИРТАКИ)

На слайде вы видите танец «Сиртаки»- это своеобразный древнегреческий хоровод. В античной Греции танцу обучали всех для того, чтобы человек мог достичь гармонии между физической силой мышц и красотой  пластичности движений.

АНАЛИЗИРУЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО В ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРОВАЛСЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ.

 СКУЛЬПТУРЫ, РОСПИСИ ,БАРЕЛЬЕФЫ ОСТАВИЛИ НАМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОРЕОГРАФИИ Древней ГРЕЦИИ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ВОЗНИКЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ  В ХОРЕОГРАФИИ СЕГОДНЯ. ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ НА СЛОВЕ

«ХОРЕОГРАФИЯ».

 Словарная работа.

 ХОРЕОГРАФИЯ, ТАНЕЦ, РИТМ

Учитель

Что такое хореография?

Обучающиеся.

ХОРЕОГРАФИЯ - ИСКУССТВО СОЗДАНИЯ ТАНЦА И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,  А ТАКЖЕ ЗАПИСЬ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ПРИ ПОМОЩИ СИСТЕМЫ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ. ХОРЕЯ-С ДРЕВНЕ ГРЕЧЕСКОГО - ТАНЦЫ,ГРАФО-ПИШУ. ХОРЕОГРАФИЯ ИПИСЫВАЕТ ТАНЦЫ И ИХ ИСПОЛНЕНИЕ.

Учитель.

СЛОВО ТАНЕЦ ТАКЖЕ СВЯЗАНО С ХОРЕОГРАФИЕЙ. ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ? ТАНЕЦ-ИСКУССТВО РИТМ ДВИЖЕНИЙ. ЧТО ТАКОЕ РИТМ?

 РИТМ-ОСНОВА ТАНЦЕВАЛЬНОГО.ДВИЖЕНИЙ.

КТО ТАКОЙЙ ХОРЕОГРАФ? 

ХОРЕОГРАФ-МАСТЕР ХОРЕОГРАФИИ, БАЛЕТМЕЙСТЕР.

 

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ УЧ-СЯ

Учитель 

 На слайде вы видите  символы двух видов искусств.

ДВА РИСУНКА - ЛИРА И ПУАНТЫ

 -КАКИЕ ВИДЫ ИСКУССТВ ОБЪЕДИНЕННЫ В ТАНЦЕ? (МУЗЫКА  И ХОРЕОГРАФИЯ)

-МОЖЕТ  ХОРЕОГРАФИЯ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ МУЗЫКИ? (НЕТ)

 Так считал и французский хореограф, и танцор 19 века

Заложенная в нас природою любовь к музыке тянет  за собою любовь к танцу.  Эти два искусства-братья, неотделимы друг от друга.

Ж.Ж. Невер.

 Учитель

  -Давайте проследим  дальнейшее развитие танца.

История развития танца

 С конца 16 века Терпсихора поселилась во дворцах знати. Ни один бал или праздник не обходился без дивертисментов и интермедий, которые исполняли артисты балета.

 Словарная работа.

 Дивертисмент - развлекательная сценка, с элементами танца, песен;

 Интермедия - небольшая комическая сценка, исполняется между действиями.

  В России и Украине традиции классического танца развивались в крепостном театре помещиков

В Украине это В.Тарновский, Галаган, Ширяй.

В России - театр графа Шереметьева, у которого пела крепостная актриса Прасковья Жемчужная.

 Сложно представить себе современное общество без танцевального искусства.

Слайды.

  Виды танцевального  искусства

Народные, классические бальные и современные танцы

 Учитель:

Давайте вспомним значения этих слов, мы знакомились с ними  на уроках музыки.

- Классический танец - образцовый, система строгих правил

- Народный танец - принадлежит  народу, стране, отвечает духу народа, его национальным традициям

- Бальный танец - для исполнения на танцевальных вечерах, балах, хотя большинство имеют народные  корни.

- Современный танец - касается одной эпохи. (Просмотр фрагментов видео – фильма, современных видов танцев).

 Вы уже знаете, что такое балет, предлагаю вставить пропущенные слова и составить определение (задание в рабочей тетради).

Балет - музыкально-театральный вид  искусства, мысли и чувства которого раскрываются при помощи музыки, танца и мимики.

Давайте вспомним, что является основой балета?

Основой балета является классический танец, который может быть связан с другими видами танцев. Слайды

V. Практическая, творческая деятельность.

 -А сейчас  более подробно о каждом виде расскажут представители групп.

Работа с учебником

 (Работа в группах)

 1 группа

Народный танец.

  Народный танец отвечает духу, характеру той нации, которая его создала. Украинские  танцы не перепутать с латиноамериканскими танцами. Это выражается  в пластике, движении ,манере исполнения. Некоторые танцы стали визитной карточкой народа: лезгинка, тарантелла, хота, чардаш, полька, гопак.

Просмотр народного танца).

 2 группа

Бальный танец.

 Бальный  танец  произошел от народных танцев и исполняется в парах.

В 19 веке - это вальс, мазурка, полька.

 Существуют  и современные бальные танцы. Это европейские и латиноамериканские танцы.

(Просмотр бального  танца).

3 группа

Эстрадные танцы.

  С  эстрадными  танцами мы встречаемся чаще. Это танцевальные  композиции развлекательного  характера, сопровождающие  песни эстрадных исполнителей. За последние  годы хореографическое  искусство расширило сферу своей деятельности: хореографы работают и с фигуристами, и с гимнастами.

 (Просмотр эстрадного танца).

4 группа

Классический балет.

Классический балет - высшая форма хореографии. В основе его танец и пантомима.

Возник балет в Италии 500 лет назад. В 16-17 веках балет был роскошным видом искусства .в 17-18 веке во Франции стал самостоятельным видом искусства.

В 1826 году впервые балерина танцевала в пуантах. В театре Ла Скала в Милане, Италия. В 1838 году был издан трактат по теории балета «Кодекс Терпсихоры».

В балете взаимодействуют несколько видов танца: классический танец, характерный, ритмопластический (пантомима). Формы классического балета: па-де-де (фр. «танец вдвоём») который складывается с общего выхода солистов (антре). Парной лирической части (адажио). Двух сольных вариаций (аллегро) и общего финала (кода). Па-де-труа (фр. «танец втроём»), две солистки и солист. Па-де-карт (фр. «танец четверых»). Кордебалет – большая группа артистов, которая играет роль балетного «хора». Пантомима - искусство выражать мысли и чувства при помощи мимики и жестов.

Просмотр танца).

Классический балет-вершина хореографического искусства.

(Просмотр видео-концерта с целью закрепления теоретического материала).

Русское балетное искусство имеет глубокие корни и традиции.

 Демонстрация выступлений нескольких знаменитых актёров балета 20-21 века: Г. Улановой, М. Плисецкой, С. Лифаря, В. Васильева, Н. Бессмертной, М. Лиепы, Н. Павловой, Е. Максимовой

 (Слайды)

Украинское балетное искусство развивается в Киевском, Донецком, Харьковском, Львовском, Одесском театрах оперы и  балета.

Учитель

Классическая  школа танца нашла себя и на Востоке, и в Азии, Индии, Африке…

Индийский  танец-драма на сюжеты легенд, эпических произведений, тем их жизни.

Первый создателем и  исполнителем танцев был бог Шива, который танцуя, создал весь мир.

Для этого использовались элементы  «мудра»  пальцы и  «хоста»-позиции рук и тела .Древнии  скульптуры зафиксировали  движения  танцев.

Пекин национальная школа  «Цзинцюй» - специфический  китайский жанр музыкальной  драмы, объединяет драматический диалог, пение, пластику, акробатику, у-шу…

                                             ( Просмотр   китайского и индийского танца)

Учитель

Как вы считаете, есть отличие в композиционном построении танцев, балета стран  Запада и Востока? Что общее?

  Ответ

Несмотря на отличия, они не противостоят друг другу, а дополняют и обогащают общечеловеческую культуру.

Вывод:

Танец-это тайный язык души (народа, артистов, музыкантов и т.д.).

 Искусство танца чарует и восхищает, благодаря ему появляются новые творения искусства.

 Э. Дега. Картины художника, которые он создал под впечатлением балета.

(Просмотр слайдов)

Закончить урок мне хочется словами русского поэта Некрасова, который не смог устоять перед искусством балета:

 .. и перед балетом

Я преклоняюсь ниц,

Готовый быть поэтом,

Прекрасных танцовщиц

 Как не любить балета

Здесь мирный гражданин

Позабывает лета...

Позабывает чин...

VI. Подведение итога урока.

Тестовое задание (В рабочей тетради).

1. Вид сценического искусства, основным способом которого есть неразрывно связанные между собой музыка и танец, которые отображают сюжетно-образную концепцию драматичного произведения:

а) народные танцы; б)свинг; в) ритуальные танцы; г) балет.

2. Танец, который является визитной карточкой фольклора народов кавказского региона:

а) фламенко; б) лезгинка; в) чардаш; г) румба.

3. Танцы Латинской Америки:

а) хастл, свинг, рок–н-рол; б) кадриль, полька, мазурка; в) самба, румба, танго; в) танго, рок-н-рол, ламбада.

Выставление оценок

Домашнее задание. Создать фотоальбом или презентацию: «Виды театров», «Корифеи балетного искусства», «Танцы народов мира» (по выбору)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Хореография как вид сценического искусства" 9 класс

Автор: Гаврилова Раиса Васильевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства