Японская живописная школа складывалась под влиянием китайской. Характер китайской монохромной живописи основывался на возможностях работы кистью и тушью. Для нас монохромное изображение, то есть изображение, выполненное одним цветом, не совсем естественно, но для китайской и японской живописи такое исполнение работы позволяло достигнуть изображения самых тонких нюансов жизни мира. Тональные соотношения позволяют моделировать, создавать форму с помощью света и тени, определяют положение объекта в пространстве (чем больше расстояние, тем светлее тушь), передают растворение формы (горы, реки, изображаемые в облаках, дымке, тумане).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Монохромная живопись средневековой Японии" »
Конспект открытого урока
по истории искусств
Тема: Монохромная живопись средневековой Японии
ЦЕЛИ:
ознакомление с живописью Японии XIV - XV веков;
ознакомление с монохромной живописью - живописью тушью;
воспитание интереса к изучению культуры различных народов;
воспитание чувства прекрасного;
развитие чувства меры, гармонии, чувства вкуса.
ЗАДАЧИ:
- познакомить с монохромной живописью средневековой Японии.
ОБОРУДОВАНИЕ:
иллюстрации из книг;
карточки с терминами;
репродукции работ японских художников;
методические пособия «Японская живопись».
Оформление: репродукции работ японских художников, методические работы преподавателя живописи и композиции, плакат с эпиграфом к уроку:
В одном мгновенье видеть
вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти -
бесконечность,
И небо в чашечке цветка.
Уильям БЛЕЙК
Ход урока:
Учитель. На прошлых уроках мы познакомились с искусством средневекового Китая; затем вы увидели обзорную слайд-лекцию "Искусство Японии" и познакомились с архитектурой Японии.
Сегодня мы обратимся к живописи Японии XIV-XV веков.
Вдумаемся в стихи английского поэта Уильяма Блейка, взятые эпиграфом к уроку. Пожалуй, их смысл трудно передать прозой, но существуют живописные образы, где выражено такое же философское отношение к миру. Это образы, созданные японскими художниками в средние века. Давайте внимательно рассмотрим работу японского художника Кано Эйтоку (1543-1590) "Журавль и сосна" (демонстрирует репродукцию).
Раннее утро. Раскидистая старая сосна. Журавль опустил голову к ручью. Невысокие горы вдали. Во всем тишина и умиротворенность, гармония. Этот мир близок и соразмерен человеку, одушевлен теплым чувством художника.
Вспоминаются стихи замечательного японского поэта Ямабэ Акахито:
Над каждой заводью
На Асука-реке
Встает туман и тает легкой дымкой,
Не такова моя любовь к тебе -
Она, и переполнясь,
не исчезнет
Не правда ли, что-то знакомое в живописной манере художника и в стихотворении?
Ученица. Да. Это похоже на китайские живопись и поэзию.
Учитель. К какому жанру живописи вы бы отнесли картину Эйтоку?
Ученик. К жанру "горы-воды".
Учитель. По аналогии с китайской живописью в какой манере выполнена работа: в манере "тщательная кисть" или в манере "живопись идеи"?
Ученица. В манере тщательная кисть.
Учитель. Живопись Японии -ямато-э - сформировалась под влиянием китайской живописи, как, впрочем, и литература.
Древняя религия японцев -синтоизм обожествляет природу. Боги не имеют зримого облика, а воплощаются в саму природу. В деревьях, реках, горах, камнях, цветах живут их духи - ками. Давайте вспомним греческую мифологию. Как назывались у греков души источников, пещер, деревьев?
Учитель. Всем народам в древности было свойственно это одушевление природы, бережное, трепетное к ней отношение. Послушайте стихотворение японского поэта:
Если ветку сломаю,
Должно быть, потом пожалею
Вешних вишен цветы!
Заночую под вашею сенью,
Полюбуюсь, пока не опали.
По сути синтоизм даже не религия, а образ жизни японцев.
В VI веке из' Китая через Корею и Японию проник буддизм. Эта религия созвучна мироощущению японцев. Буддизм учит, что человек - это часть одушевленной и разумной Вселенной. Когда человек умирает, он может стать камнем или цветком в следующей жизни, а когда закончит круговорот превращений, растворяется во Вселенной.
Вслушайтесь в стихи монаха Догэна:
Уйду-
Останутся луга
В цвету.
Осенние стога...
Осенние снега...
Буддизм принес представление о жизни как океане, не возникающем и не исчезающем, вечном. Осознание того, что человек только часть природы, часть
мира, помогает достичь гармонии в отношениях с природой.
Будем же вместе,
Откроем сердце друг другу,
Вишня в горной глуши.
Только я да цветы в этом мире
Знают о нашей встрече.
(Дайсодзё Гёдзон)
В XIV-XV веках в Японии развивается монохромная живопись - живопись тушью. Родоначальник японского пейзажа -Тоё Ода (1420-1506) известен под прозвищем Сэссю. Первые работы художник создал во время путешествия по Китаю. Позднее, уже на родине он обрел свой стиль и особый живописный почерк. Давайте рассмотрим картину Дэссю "Пейзаж на Аме" {демонстрирует репродукцию).
Что хотел передать нам художник, какие чувства, ощущения, размышления?
Ученики. Художник показал необъятный простор, красоту и величие земли. Еще он показал, что людям уютно жить в этой долине. Дома взбираются на самую вершину горы, как будто люди хотят жить ближе к небу.
Учитель. Молодцы! Ведь эта картина имеет второе название -"Мост в небо".
Художник применяет так называемую рассеянную перспективу, характерную для Средневековья. Вся природа, увиденная словно с высокой горы, разделялаь воздушной дымкой или пеленой тумана на высоко поднятый один над другим планы. То, что дальше, - выше. Белая плоскость листа - это гладь реки, или пелена тумана, или простор небес.
(Далее выполняется практическая работа с педагогом по живописи и композиции.)
Учитель. Японская живописная школа складывалась под влиянием китайской. Характер китайской монохромной живописи основывался на возможностях работы кистью и тушью. Для нас монохромное изображение, то есть изображение, выполненное одним цветом, не совсем естественно, но для китайской и японской живописи такое исполнение работы позволяло достигнуть изображения самых тонких нюансов жизни мира. Тональные соотношения позволяют моделировать, создавать форму с помощью света и тени, определяют положение объекта в пространстве (чем больше расстояние, тем светлее тушь), передают растворение формы (горы, реки, изображаемые в облаках, дымке, тумане). Таким образом, своеобразие японской монохромной живописи в том, что кроме восприятия реальных элементов картины в ней есть то, что сокрыто. Соотношение форм и пустот позволяет зрителю стать участником творчества художника, жить в изображаемом мире.
(Демонстрирует "Пейзаж" Сэссю.)
Обратите внимание, какими скупыми, лаконичными средствами создает художник образ и какой простор остается для воображения зрителя. Эта техника, манера воспринимается современно, а ведь работа выполнена почти пятьсот лет назад!
Рассмотрим, какими возможностями обладает предлагаемая художественно-изобразительная техника:
- мягкость кисти: использование разной силы нажатия кисти для получения "живых" объемов и плоскостей;
свобода кисти: решительность в движении кисти, то есть мысли и рука сотрудничают друг с другом;
плавность кисти: кисть свободно движется по листу, захватывая новое пространство.
Для выполнения практической работы ввиду отсутствия настоящей китайской туши предлагаю вам растереть художественный "соус" темно-коричневого цвета на палитре, а затем, растворяя полученный порошок, кистью выполнить самостоятельную работу по впечатлению и воображению.
Осознавая идейную и техническую сложность предлагаемого материала, ученикам предлагается сделать несколько вариантов. После выполнения задания устраивается просмотр и обсуждение получившихся работ. Тем из учеников, кто затрудняется в выборе сюжета, даются стихи японских средневековых поэтов, например Рансэцу: Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.