kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Монохромная живопись средневековой Японии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Японская живопис­ная школа складывалась под влиянием китайской. Характер китайской монохромной живо­писи основывался на возможно­стях работы кистью и тушью. Для нас монохромное изобра­жение, то есть изображение, вы­полненное одним цветом, не со­всем естественно, но для китайс­кой и японской живописи такое исполнение работы позволяло достигнуть изображения самых тонких нюансов жизни мира. Тональные соотношения позво­ляют моделировать, создавать форму с помощью света и тени, определяют положение объекта в пространстве (чем больше рас­стояние, тем светлее тушь), пере­дают растворение формы (горы, реки, изображаемые в облаках, дымке, тумане). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Монохромная живопись средневековой Японии" »

Конспект открытого урока

по истории искусств


Тема: Монохромная живопись средневековой Японии

ЦЕЛИ:

  • ознакомление с живописью Японии XIV - XV веков;

  • ознакомление с монохромной живописью - живописью тушью;

  • воспитание интереса к изучению культуры различных народов;

  • воспитание чувства прекрасного;

  • развитие чувства меры, гармонии, чувства вкуса.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с монохромной живописью средневековой Японии.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • иллюстрации из книг;

  • карточки с терминами;

  • репродукции работ японских художников;

  • методические пособия «Японская живопись».


Оформление: репродукции ра­бот японских художников, мето­дические работы преподавателя живописи и композиции, плакат с эпиграфом к уроку:

В одном мгновенье видеть

вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти -

бесконечность,

И небо в чашечке цветка.

Уильям БЛЕЙК


Ход урока:

Учитель. На прошлых уроках мы познакомились с искусством средневекового Китая; затем вы увидели обзорную слайд-лекцию "Искусство Японии" и познако­мились с архитектурой Японии.

Сегодня мы обратимся к жи­вописи Японии XIV-XV веков.

Вдумаемся в стихи английско­го поэта Уильяма Блейка, взятые эпиграфом к уроку. Пожалуй, их смысл трудно передать прозой, но существуют живописные об­разы, где выражено такое же фи­лософское отношение к миру. Это образы, созданные японски­ми художниками в средние века. Давайте внимательно рассмот­рим работу японского художни­ка Кано Эйтоку (1543-1590) "Жу­равль и сосна" (демонстрирует репродукцию).

Раннее утро. Раскидистая ста­рая сосна. Журавль опустил голо­ву к ручью. Невысокие горы вда­ли. Во всем тишина и умиротво­ренность, гармония. Этот мир близок и соразмерен человеку, одушевлен теплым чувством ху­дожника.

Вспоминаются стихи замечательного японского поэта Ямабэ Акахито:

Над каждой заводью

На Асука-реке

Встает туман и тает легкой дымкой,

Не такова моя любовь к тебе -

Она, и переполнясь,

не исчезнет


Не правда ли, что-то знакомое в живописной манере художни­ка и в стихотворении?

Ученица. Да. Это похоже на китайские живопись и поэзию.

Учитель. К какому жанру жи­вописи вы бы отнесли картину Эйтоку?

Ученик. К жанру "горы-воды".

Учитель. По аналогии с ки­тайской живописью в какой ма­нере выполнена работа: в манере "тщательная кисть" или в мане­ре "живопись идеи"?

Ученица. В манере тщатель­ная кисть.

Учитель. Живопись Японии -ямато-э - сформировалась под влиянием китайской живописи, как, впрочем, и литература.

Древняя религия японцев -синтоизм обожествляет природу. Боги не имеют зримого облика, а воплощаются в саму природу. В деревьях, реках, горах, камнях, цветах живут их духи - ками. Да­вайте вспомним греческую ми­фологию. Как назывались у гре­ков души источников, пещер, де­ревьев?

Ученица. Нимфы. Нимфы де­ревьев - дриады, источников -наяды, пещер - ореады.

Учитель. Всем народам в древ­ности было свойственно это оду­шевление природы, бережное, трепетное к ней отношение. По­слушайте стихотворение японс­кого поэта:

Если ветку сломаю,

Должно быть, потом пожалею

Вешних вишен цветы!

Заночую под вашею сенью,

Полюбуюсь, пока не опали.

По сути синтоизм даже не ре­лигия, а образ жизни японцев.

В VI веке из' Китая через Ко­рею и Японию проник буддизм. Эта религия созвучна мироощу­щению японцев. Буддизм учит, что человек - это часть одушев­ленной и разумной Вселенной. Когда человек умирает, он может стать камнем или цветком в сле­дующей жизни, а когда закончит круговорот превращений, ра­створяется во Вселенной.

Вслушайтесь в стихи монаха Догэна:

Уйду-

Останутся луга

В цвету.

Осенние стога...

Осенние снега...

Буддизм принес представление о жизни как океане, не возника­ющем и не исчезающем, вечном. Осознание того, что человек только часть природы, часть

мира, помогает достичь гармо­нии в отношениях с природой.

Будем же вместе,

Откроем сердце друг другу,

Вишня в горной глуши.

Только я да цветы в этом мире

Знают о нашей встрече.

(Дайсодзё Гёдзон)

В XIV-XV веках в Японии развивается монохромная живо­пись - живопись тушью. Родона­чальник японского пейзажа -Тоё Ода (1420-1506) известен под прозвищем Сэссю. Первые рабо­ты художник создал во время пу­тешествия по Китаю. Позднее, уже на родине он обрел свой стиль и особый живописный по­черк. Давайте рассмотрим карти­ну Дэссю "Пейзаж на Аме" {де­монстрирует репродукцию).

Что хотел передать нам ху­дожник, какие чувства, ощуще­ния, размышления?

Ученики. Художник показал необъятный простор, красоту и величие земли. Еще он показал, что людям уютно жить в этой долине. Дома взбираются на са­мую вершину горы, как будто люди хотят жить ближе к небу.

Учитель. Молодцы! Ведь эта картина имеет второе название -"Мост в небо".

Художник применяет так на­зываемую рассеянную перспек­тиву, характерную для Средневе­ковья. Вся природа, увиденная словно с высокой горы, разделялаь воздушной дымкой или пеленой тумана на высоко поднятый один над другим планы. То, что дальше, - выше. Белая плоскость листа - это гладь реки, или пелена тумана, или простор небес.

(Далее выполняется практи­ческая работа с педагогом по жи­вописи и композиции.)

Учитель. Японская живопис­ная школа складывалась под влиянием китайской. Характер китайской монохромной живо­писи основывался на возможно­стях работы кистью и тушью. Для нас монохромное изобра­жение, то есть изображение, вы­полненное одним цветом, не со­всем естественно, но для китайс­кой и японской живописи такое исполнение работы позволяло достигнуть изображения самых тонких нюансов жизни мира. Тональные соотношения позво­ляют моделировать, создавать форму с помощью света и тени, определяют положение объекта в пространстве (чем больше рас­стояние, тем светлее тушь), пере­дают растворение формы (горы, реки, изображаемые в облаках, дымке, тумане). Таким образом, своеобразие японской моно­хромной живописи в том, что кроме восприятия реальных элементов картины в ней есть то, что сокрыто. Соотношение форм и пустот позволяет зрителю стать участником творчества художника, жить в изображае­мом мире.

(Демонстрирует "Пейзаж" Сэссю.)

Обратите внимание, какими скупыми, лаконичными сред­ствами создает художник образ и какой простор остается для воображения зрителя. Эта техни­ка, манера воспринимается со­временно, а ведь работа выпол­нена почти пятьсот лет назад!

Рассмотрим, какими возмож­ностями обладает предлагаемая художественно-изобразительная техника:

- мягкость кисти: использова­ние разной силы нажатия кисти для получения "живых" объемов и плоскостей;

  • свобода кисти: решитель­ность в движении кисти, то есть мысли и рука сотрудничают друг с другом;

  • плавность кисти: кисть сво­бодно движется по листу, захва­тывая новое пространство.

Для выполнения практичес­кой работы ввиду отсутствия настоящей китайской туши предлагаю вам растереть художе­ственный "соус" темно-коричне­вого цвета на палитре, а затем, растворяя полученный поро­шок, кистью выполнить самостоятельную работу по впечат­лению и воображению.

Осознавая идейную и техни­ческую сложность предлагаемо­го материала, ученикам предла­гается сделать несколько вариан­тов. После выполнения задания устраивается просмотр и обсуж­дение получившихся работ. Тем из учеников, кто затрудняется в выборе сюжета, даются стихи японских средневековых поэтов, например Рансэцу: Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Монохромная живопись средневековой Японии"

Автор: Шарапова Ирина Владимировна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства