kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока мировой художественной культуры. Тема: "Идеи Возрождения в культуре и живописи Италии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мировой художественной культуры в десятом классе.  Тема урока: "Идеи Возрождения в культуре и живописи Италии". В ходе урока учащиеся знакомятся с периодами итальянского Возрождения и его представителями, такими как Джотто ди Бондоне,Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело; с их знаменитыми и выдающимися произведениями. В процессе урока учащиеся выявляют связь культуры Возрождения с культурой Средневековья и античностью. На протяжении всего урока используются фрагменты и высказывания из книги Д. Вазари "Жизнеописания"; а также учащиеся определяют значимость появления в живописи и саульптуре обнаженной натуры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока мировой художественной культуры. Тема: "Идеи Возрождения в культуре и живописи Италии" »

Идеи Возрождения в культуре и живописи Италии.

Цель: познакомить учащихся с периодами итальянского Возрождения и его представителями, показать значение появления в живописи и скульптуре обнаженной натуры, выявить связь культуры эпохи Возрождения с культурой Средневековья и античностью.

Оборудование урока: альбом «Рафаэль»; книга Вазари «Жизнеописания»; репродукции картин Джотто, Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи; репродукция скульптуры Микеланджело «Давид»

ХОД УРОКА.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как богато человечество?

Наша духовная и материальная культура создавалась веками. Наследники, к сожалению, не всегда умеют ценить полученное богатство. Бывало, что люди уничтожали свои сокровища: разбивали грандиозные греческие статуи, сжигали книги, рушили храмы… Потом наступало прозрение – и начиналось паломничество в прошлое. Так случилось в эпоху, названную Ренессансом, Возрождением.

Периоды итальянского Возрождения.

  • Проторенессанс (XIII – XIV вв.) – Джотто: «Распятие», «Снятие с креста», «Поцелуй Иуды».

  • Раннее Возрождение (XV в.) – Боттичелли: «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».

  • Высокое Возрождение (1490-е гг. – первая треть XVI в.) – Леонардо да Винчи: «Мадонна Литта», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря». Рафаэль Санти: «Сикстинская мадонна», «Мадонна с младенцем», «Афинская школа».

  • Позднее Возрождение (после 1530-го гг. – вторая половина XVI в.) – Микеланджело: «Давид», «Страшный суд».

Эпоха Возрождения впервые создала математически строгое учение о способах передачи пространства. Все линии построения направлены в центральную точку схода, отвечающую месторасположению зрителя. Сокращение линий определяется в зависимости от расстояния. Это открытие позволило строить в трехмерном пространстве сложные композиции. Правда, сетчатка человеческого глаза вогнута, и прямые линии не кажутся проведенными по линейке. Итальянские художники не знали этого, поэтому их работы напоминают чертеж.

Линейная перспектива (от лат. «вижу сквозь», «проникаю взглядом») – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре.

Параметры сравнения

Античность

Средневековье

Возрождение

Сюжеты и темы

Античные сюжеты и темы

Религиозные сюжеты и темы

Наполнение тем и сюжетов светским содержанием, их трактовка как событий в жизни реальных людей.

Человек и Бог

Человек – мера всех вещей (антропоморфизм)

Возвеличивание Бога

Возвеличивание человека без Бога

Человек и мир

Максимальная гармония человека с миром

Земная жизнь – период испытания, выбора между добром и злом. Осуждение красоты телесной и мысли.

Утверждение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.

Отношение к миру

Спокойная созерцательность

Гуманизм сострадания (милосердие, жалость к униженным)

Осуждение страдания, гуманизм величия человеческого разума.



Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 – 1337)

Джотто – современник и друг Данте, который писал в «Божественной комедии»:

Кисть Чимабуе славилась одна,

А ныне Джотто чествует без лести,

И живопись того затемнена…

О мастерстве Джотто ходили легенды…

«Папа Бенедикт XI, намериваясь произвести некоторые живописные работы в соборе св. Петра, послал из Тревизи в Тоскану одного из своих придворных поглядеть, что за человек Джотто и каковы его работы… Явившись в мастерскую, где работал Джотто, придворный изложил ему намерения папы. И так как тот хотел сам оценить его работы, то он, наконец, попросил его нарисовать что-нибудь, дабы послать это его святейшеству. Джотто, который был человеком весьма воспитанным, взял лист и на нем, обмакнув кисть в красную краску, прижав локоть к боку, как бы образуя циркуль, и сделав оборот рукой, начертил круг столь правильный и ровный, что смотреть было диво. Сделав это, он сказал придворному, усмехаясь: «Вот и рисунок». Тот же опешив, возразил: «А получу я другой рисунок, кроме этого?». «Слишком много и этого, - ответил Джотто. – Отошлите его вместе с остальными и увидите, оценят ли его»… И благодаря этому папа и многие понимающие придворные узнали, насколько Джотто Своим превосходством обогнал всех остальных живописцев своего времени. Весть об этом распространилась, и появилась пословица, которую и теперь применяют, обращаясь к круглым дуракам: «Ты круглее, чем джоттовское «О»

(Д. Вазари «Жизнеописания», Санкт-Петербург, 1992, стр 29-30)

Три картины художника: «Сон Иоакима», «Избиение младенцев», «Поцелуй Иуды» - написаны на библейский сюжет. Остановимся на последней.

Один из самых трогательный образов человека, созданных Джотто, - Христос в сцене «Поцелуй Иуды». Иуда вытягивает губы, чтобы поцеловать Учителя. Христос смотрит ему в глаза, сохраняя исключительное спокойствие, хотя знает о предательстве ученика. Это спокойствие придает Христу характер возвышенного героизма.

Вообще художник и архитектор Проторенессанса Джотто ди Бонбоне создал фресковый цикл в капелле Арена в Падуе, состоявший из 38 сцен, повествующих о жизни Христа и Марии. Но в «Поцелуе Иуды» особенно четко передан трагизм будущего для Спасителя.

У всех персонажей Джотто важные и тяжелые головы, посаженные на моссивные шеи, крупные черты лица. Фигуры, простоватые, как бы деревенские. Все, что воспроизводит художник, можно видеть в жизни, поэтому особое значение приобрело умение сообщать телам объем и передавать окружающее их пространство. Особое внимание уделяется жестам, мимике. Главное для Джотто – запечатлеть многообразные состояния человеческой души.

Сандро Брттичелли (1445 – 1510).

В манускриптах Леонардо назван по имени только один художник, и этот художник – «наш Боттичелли». Был Сандро человеком весьма приятным и нередко любил пошутить.

«Как-то поселился возле Сандро ткач и поставил без малого восемь станков, когда они работали, то не только бедного Сандро оглушали…Он уже не раз просил соседа избавить его от этой муки, а тот отвечал ему, что у себя дома он хочет и может делать все, что ему нравится. Сандро рассердился и на свою стену, которая была выше соседской стены и не очень устойчивой, вгромоздил огромнейший камень, чуть ли не с воз размером, так что, казалось, при малейшем сотрясении стены он должен был упасть и проломить крышу, потолок, рамы и сукна соседа; а когда тот, перепугавшись, прибежал к Сандро, ему был дан ответ теми же словами, что он-де у себя дома хочет и может делать все, что ему нравится…»

(Д. Вазари «Жизнеописания», стр. 174)

Боттичелли жил во Флоренции, где установилась власть богатого купеческого рода Медичи. Любовь Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи становится важным событием века. Она длилась недолго и смертью обоих. Симонетта приехала во Флоренцию с мужем Марко Веспуччи и через семь лет умерла от чахотки.Через девять лет после ее смерти Джулиано Медичи был заколот наемным убийцей во Флорентийском соборе.

Симонетта и Джулиана – «Венера и Марс».

Мы не знаем женщину, которую любил Боттичелли, но в любви людей того времени было что-то такое, что могло заставить расчетливого политика стать великим поэтом.

«Рождение Венеры»

Чтобы понять Боттичелии, нужно видеть его «Рождение Венеры». Это неправильно с точки зрения истории, но иногда, чтобы понять гениальное, надо забыть об истории.

Тема рождения Венеры как явление прекрасной женщины разрабатывалась в итальянской поэзии, начиная с Данте и Петрарки. Античная тема Афродиты претворяется в Средневековую рыцарскую тему, «поэзия обладания» в «поэзию влечения». В Венере Боттичелли обаяние древней богини сочетается с мечтательностью мадонны; в сравнении с раковиной она выглядит миниатюрной и хрупкой; тела , как на фресках, с перламутровыми оттенками кожи кажутся легкими, бесплотными, прозрачными. Нежен ритм фигур, обнаженное тело Венеры изгибается как тонкий стебель цветка, золотые волосы ее развиваются, как змеи, падающие цветы застыли в воздухе, как цветы, украшающие одежду нимфы.

Извивающиеся, взволнованные, запутанные линии завораживают. Они исполнены движения, а фигуры кажутся застывшими.

«Мадонны» Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти.

«Иной раз одно и то же тело бывает с переизбытком наделено красотой, обаянием и талантом», - так писал Д.Вазари о Леонардо да Винчи.

«Сколь велики милость и щедрость, проявляемые небом, когда оно сосредотачивает иной раз в одном лице бесконечные богатства…, ясно видно на примере Рафаэля Санцио»,- говорил тот же Вазари. Рафаэля и Леоанрдо называют титанами Возрождения.

Леонардо.

«Мадонна с цветком» (Эрмитаж) изображает юную мать, играющую с сыном.

«Мадонна Литта» (Эрмитаж) – радость материнства. Мария кормит грудью младенца, который держит в левой руке щегленка.

«Мадонна в гроте»- Мария, Христос, Креститель и ангел. Образы земные. Композиция построена по принципу классической пирамиды, вершина которой совпадает с головой Мадонны.

Конечно же, нельзя не сказать о «Моне Лизе», так как «Мона» - сокращенное «Мадонна». Этот портрет был любимым произведением Леонардо да Винчи, и художник не расставался с ним до конца жизни. На полотне изображена Мона Лиза, жена флорентийского купца Джокондо. В период создания портрета женщине было 24-26 лет. Послушайте, как пишет об этом произведении Т.И. Прилуцкая:

«Первое впечатление от позы и выражения лица молодой женщины рождает ощущение естественности и простоты… Но в законченности силуэта, в тончайших нюансах поворота фигуры, в новой для того времени поколенной композиции воплощена не повседневная реальность жизни, но мир идеальный где каждая деталь, малейший оттенок состояния человека несут глубокую психологическую и идейную нагрузку.

В улыбке Джоконды нет ни открытого веселья, ни непосредственной радости, она выражает затаенный трепет чувства и мысли, печать сложной жизни человеческой души… лицо Джоконды постоянно меняется на глазах у зрителя… Многозначность выражения лица Джоконды становится внешним проявлением душевной неисчерпаемости человека, которая давала основание итальянским гуманистам эпохи Возрождения сравнивать и соразмерять духовное богатство человека с бесконечными просторами Вселенной».

Загадочность улыбки Моны Лизы связана со светотенью. Леонардо да Винчи использовал прием сфумато, обозначающий смягчение очертаний предметов с помощью световоздушной среды.

Пейзаж тоже несет определенную смысловую нагрузку. Он рождает размышления о времени и пространстве. За спиной героини сгущаются неясные образы. Кажется, что на Джоконду наступает вечность, но величаво-спокойная женщина утверждает веру в то, что человек способен противостоять космическим силам природы.

Рафаэль.

«Мадонна с младенцем», «Мадонна в зелени», «Сикстинская мадонна», которая признана самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Рафаэль создал образ, в котором возвышенное и величавое стало соразмерным человеку. Его Мария – простая женщина: ноги босы, и младенца она держит, как крестьянка. Но эту босоногую женщину встречают как царицу. Папа Сикст снял перед ней головной убор, Варвара потупила очи, выражая благоговение перед этим воплощением материнства, херувимы задумчиво взирают на небо. Предание о том, что Владычица неба спустилась на землю, превратилось в легенду о том, как человеческое совершенство способно привести в восхищение зрителей.

Две сюжетные картины.

«Афинская школа» Рафаэля.

«Поразительная легкость всех групп и фигур является первым впечатлением от этой грандиозной композиции… она достигнута благодаря безупречному чувству пропорций. Не менее удивительно впечатление простора… особенно, когда отдаешь себе отчет, что на фреске изображено свыше пятидесяти действующих фигур. Композиция напоминает разомкнутый внизу круг. Едва ли не большая часть очарования… приходится на долю легких и грандиозных арок, уходящих в бесконечность надголовами Сократа и Аристотеля»

(П.П. Муратов)

«Афинская школа» - прославление разума человека.

«Тайная вечеря» Леонардо.

«Написал он также в Милане… «Тайную вечерю», прекраснейшую и чудеснейшую вещь, придав головам апостолов столько величия и красоты, что голову Христа оставил незаконченной, полагая, что ему не удастся выразить в ней ту небесную божественность, которой требует образ Христа»

(Вазари, стр. 202-203)

Художник передает психологическую реакцию на слова Учителя: «Один из вас предаст меня».

Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу. Иаков-старший в возмущении развел руками и откинулся назад. Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем.

Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель с сребрениками и со страхом смотрит на Христа. Его уродливый профиль противопоставлен прекрасному лицу Иоанна, опустившего голову на плечо. Между ними Петр, который что-то шепчет Иоанну, решительно схватившись за меч. Сидящие около Петра три другие апостола повернуты в профиль. Глядя на Христа, они вопрошают его о виновнике предательства.

На противоположном конце стола последняя группа из трех фигур. Вытянувший к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею. Тот в недоумении.

С точки зрения психологизма – это совершенное произведение. К сожалению, фреска сильно разрушена, потому что Леонардо да Винчи применил особую технику письма ( смешал темперу и масло). Но даже в таком состоянии фреска во всю стену трапезной монастыря в Милане поражает воображение зрителей.

Скульптура Микеланджело «Давид».

Уж дни мои теченье донесло

В худой ладье, сквозь непогоды моря,

В ту гавань, где свой груз добра и горя

Сдает к подсчету каждое весло.


В тираны, в боги, вымысел дало

Искусство мне, - и я внимал, не споря;

А ныне познаю, что он, позоря

Мои дела, лишь сеет в людях зло.

И жалки мне любовных дум волненья:

Две смерти, близясь, леденят мне кровь, -

Одна уж тут, другую должен ждать я;


Ни кисти, ни резцу не дать забвенья

Душе, молящей за себя Любовь,

Нам со креста простертую объятья.

(Вазари, стр. 347)

Искусство высокого Возрождения выдвинуло и такого титана, как Микеланджело. Именно он расписывает потолок Сикстинской капеллы, личной молельни пап, площадью 600 кв. метров. В течении пяти лет Микеланджело создавал сцены, изображающие создание Вселенной, сотворение человека, грехопадение людей, возникновения зла на земле… В полутемных пролетах окон представлены предки Христа как преддверие к искуплению грехов.

Спустя много лет на алтарной стене Микеланджело написал сцену Страшного суда, так завершив свою историю Вселенной и человека.

«Давид»

Для современников Микеланджело в образе Давида таился особый смысл. Как библейский герой – невооруженный и слабый мальчик – победил великана Голиафа и освободил этим свой народ от грозящего порабощения, так и маленькая Флоренция силой своих добродетелей победит могучих врагов и сохранит республиканское правление.

Отступив от традиции, Микеладжело изобразил своего героя не подростком, о атлетически сложенным юношей. Герой перед поединком, а не победитель. Во внешнем спокойствии Давида таится внутреннее напряжение: левая рука готова сорвать с плеча пращу, правая крепко сжимает камень.

Четырехметровая статуя стала для флорентийцев символом героизма.

Обнаженная фигура в эпоху Возрождения – утверждение земного счастья, красоты, величия человека.

На протяжении всего урока мы обращались к книге Д. Вазари. Прочтите ее.

Домашнее задание:

  • повторить характеристику эпохи Возрождения;

  • подготовить сведения из биографии Шекспира (индивидуальное сообщение);

  • прочитать трагедию «Гамлет» и ответить на следующие вопросы:

- Чем стражники объясняют появление призрака?

- Как королевский двор вовлечен во зло?

- Кто такой Гамлет?

- Почему он не сразу осуществляет месть?

- Любит ли Гамлет Офелию?

- В чем трагедия героя?

Ролевое чтение диалога Гамлета с призраком (групповое задание);

  • сравнительная характеристика стихотворений А. Блока «Я – Гамлет…» и М. Цветаевой Диалог Гамлета с совестью» (индивидуальное задание)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коновалова Елена Анатольевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104186

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства