«Храмы на Руси» (2 урок раздела «Своеобразие архитектурных традиций»)
«Храмы на Руси» (2 урок раздела «Своеобразие архитектурных традиций»)
Тип урока: открытие новых знаний
Основные цели и задачи:
- обогащение духовного мира учащихся через:
знакомство с типами храмов;
с устройством храма;
с архитектурными особенностями русских храмов и их историей;
развитие познавательного интереса и творческих способностей;
совершенствовать работу в группах;
воспитание информационной культуры.
Продолжительность занятий: 40 минут (1 урок).
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, мобильный класс, операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word раздаточный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Автор – разработчик урока: Андрианова Галина Юрьевна, учитель МХК;
Класс: 8 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Основные цели и задачи:
- обогащение духовного мира учащихся через:
знакомство с типами храмов;
с устройством храма;
с архитектурными особенностями русских храмов и их историей;
развитие познавательного интереса и творческих способностей;
совершенствовать работу в группах;
воспитание информационной культуры.
Продолжительность занятий: 40 минут (1 урок).
Необходимое оборудование: проектор, экран, компьютер, мобильный класс, операционная среда Windows XP, редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word раздаточный материал.
План урока:
№
Этапы урока
время
Мотивация к учебной деятельности
2 минуты
Актуализация знаний, постановка цели урока
3 минут
Изучение нового материала
12 минуты
Самостоятельная работа с самопроверкой
8 минут
Работа в группе «Словарь терминов»
10 минут
Домашнее задание
2 минуты
Рефлексия учебной деятельности
3 минуты
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
- Доброе утро, ребята!
- Скажите, что нового вы узнали на предыдущем уроке? (Мы узнали о типах жилища человека, их архитектурных особенностях).
- Сегодня мы продолжим разговор об особенностях архитектурных сооружений. И начать урок я хочу со слов русского поэта Николая Рубцова:
В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникли из грёзы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как берёзы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, не бывалой досель…
- Да, речь идет о храмах. Мы с вами уже говорили о православных храмах в 6 классе. Глядя на представленные схемы, вспомните и назовите, какие формы имели православные храмы и что эти формы символизировали? (слайд 3)
Дети отвечают, что храмы имели форму:
Восьмиугольника;
Корабля;
Креста;
Круга;
-И действительно, православный храм, с точки зрения своего назначения, является ковчегом спасения для верующих людей. Форма храма в виде корабля получила широкое распространение. На Руси строили храмы в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности, восьмиугольника – символизирующего Вифлеемскую звезду.
-С принятием православной веры Русь приобщилась к христианской культуре. Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры.
-«Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад. Древнеримский зодчий Витрувий пришёл к выводу, что именно эти три понятия, взятые вместе, составляют сущность архитектуры.
-Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Сохранившиеся до наших дней храмы Божии были и святыни, и твердыни Земли Русской. Но при этом русские храмы своеобразны по своей архитектуре.
- Перед вами алгоритм, по которому мы рассматривали на прошлом уроке строение жилища человека, а так же изображения храмов (алгоритм раскладывается до начала урока для каждой группы). (слайд 4,5).
Какие архитектурные особенности вы можете определит по данному алгоритму?
Алгоритм исследования архитектурных особенностей строения
Определите форму строения.
Определите особенности верхней части строения.
Опишите внутреннее пространство храма, используя следующие понятия: алтарь, иконостас, солея, амвон, клирос, паруса, престол, горнее место и трон для иерархов, жертвенник, царские врата, диаконские врата.
Определите тип храма.
- Возникли у вас затруднения при выполнении данного задания?
(1)Я не могу определить типы храмов. 2) Я не могу правильно описать внутреннее пространство. 3) Я не могу объяснить, что именно этот храм относится к данному типу.)
- Какое задание вы должны были выполнить? (Используя алгоритм исследования архитектурных особенностей строения, определить типы храмов и описать их внутреннее пространство).
- Почему у вас возникает затруднение? (Не знаем, какие типы храмов существуют. Не знаем названия некоторых частей внутреннего пространства храма.)
- Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать какие типы храмов существуют. Узнать части внутреннего пространства храма.)
- Как вы можете достигнуть поставленной цели? (Использовать текст учебника интернетом, словарями и т.д.)
III. Изучение нового материала
- Я предлагаю вам прочитать текст карточек и соотнести описание храма и его тип.
1
)______________________________________________________ (всё центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест.
Карточка 1
2)_______________________________________________________ это классика русской архитектуры. Храм воссоздаёт принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике». ( Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение, или часть сооружения, ставился на четырёхугольное основание – четверик. Восьмигранный шатёр органично вырастает из четырёхугольного здания храма.) Главный отличительный признак этого храма – шатровое покрытие, кровля в виде четырёхгранной или многогранной пирамиды. Облицовка частей здания могла быть выполнена лемехом – продолговатыми, иногда изогнутыми деревянными дощечками с зубчиками по краям. Этот нарядный элемент заимствован из древнерусской деревянной архитектуры. Храм со всех сторон окружён гульбищами – так в русской архитектуре 16-17 веков назывались галереи или террасы, окружающие здание, как правило, на уровне перекрытия первого этажа – подклети.
Карточка 2
3)__________________________________________________ храмы состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций. Верхние ярусы (один или два) предназначены для колоколов.
Карточка 3
4)____________________________________________________ – это круглые (название этого храма в переводе с латинского – круглый) в плане постройки церкви, подобные светским сооружениям: павильону, залу и т.д. В этих храмах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу. Карточка 4
5)_________________________________________________ - это кубические храмы, соединённые с колокольней прямоугольным зданием и внешне напоминающие корабль. Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Карточка 5
В ходе дискуссии учащиеся определяют, почему именно тот или иной храм называется, так или иначе.
(Проверка по эталону.)
Пропущенные названия:
Слайд 6 – крестово-купольный;
Слайд 7—шатровый;
Слайд 8 – ярусный;
Слайд9 - храм-ротонда;
Слайд 10- храм – корабль.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Я предлагаю вам проверить свои знания и выполнить следующее задание: «Определите тип храма по внешнему виду» (Диво дивное.) (слайд 11)
Слайд 12 – Храм Покрова на рву (храм – корабль);
Слайд 13— Преображенская церковь. Кижи (ярусный);
Слайд 14 – Успенская «Дивная церковь Алексеевского монастыря (крестов – купольный);
Слайд 15 –Церковь Дмитрия на крови в Угличе (храм – корабль);
Слайд 16- Храм Рождества Пресвятой Богородицы (храм – корабль);
Слайд 17 – Храм Покрова Пресвятой Богородицы (крестов – купольный);
Слайд 18 –Храм святителя Николая чудотворца в Филях (храм – корабль);
Слайд 19 – Церковь Вознесения в Коломенском (шатровый);
- Заглянем внутрь храма. (слайд 21). Узнать, что означает каждая часть внутреннего пространства храма, вам поможет интернет. Итогам работы будет словарь.
(Работа в парах с последующей проверкой). (слайд 30-41)
- Молодцы! Мы составили словарь. Как вы думаете, где может быть полезен результат нашей работы? (Для общего развития, для разгадывания кроссвордов, и т.д.)
Проверка работы по эталону.
VI. Домашнее задание
Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий ландшафт. Церкви очень часто строили на высоком берегу озера или реки. Почему?