kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Иоганнес Брамс - композитор страстной музыкальной мысли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит презентацию, посвящённую жизни и творчеству композитора, пояснение к слайдам, аудиоматериалы.Презентация раскрывает собственную теорию Иоганнеса Брамса о развитии немецкой классической музыки второй половины 19 века, что собственно вызывало полемику среди музыкантов того времени. Материал является хорошим подспорьем для проведения урока МХК в 11 классе. Цель: пробудить интерес к удивительной музыке замечательного композитора, пробудить душу того, кто ознакомится с этим материалом.

Просмотр содержимого документа
«Иоганнес Брамс»

Тема: Иоганнес Брамс - композитор страстной музыкальной мысли

Цель : пробудить интерес к удивительной музыке этого замечательного композитора, пробудить душу того, кто ознакомится с этим материалом.

Слайд 1-2. Чтение текста со слайдов.

Слайд 3. Немецкий композитор Иоганнес Брамс жил и творил в период развития новых жанров программной и театральной музыки (как Ф.Лист, Р.Вагнер). Но являясь приемником Роберта Шумана, Брамс своим творчеством, как бы завершал эпоху романтизма.

Он доказывал жизнеспособность и перспективность классических инструментальных форм и жанров.

Ни один композитор XIX века не создал такого количества крупных инструментальных произведений, преимущественно сонатных циклов, как Брамс.

Высоко ценя поэзию, чутко прислушиваясь к народно-песенному творчеству – австрийскому, немецкому, западнославянскому, - он насыщал свои инструментальные образы живой напевностью.

Слайд 4. Первым учителем Брамса становится его отец, который был валторнистом и контрабасистом в небольшом ансамбле и давал концерты в различных Гамбургских заведениях. Именно в семье Брамс получил первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, но больше всего его привлекало фортепиано. Помогая отцу содержать семью, он с ранних лет играл на фортепиано в портовых кабаках, работал пианистом в оперном театре. И уже в 10 лет он принимает участие в камерном ансамблевом концерте, а в 15 – даёт сольный концерт. В 20 лет Иоганнес Брамс издаёт первые свои сочинения - 3 сонаты, 4 скерцо для фортепиано и ряд песен.

Слайд 5. В молодости Брамс был «стройным, красивым, светловолосым юношей, с яркими голубыми глазами. Он отличался почти девической хрупкостью…», - писал в 1853 году исследователь его творчества Васильевский.

А близкий друг Брамса швейцарский писатель Йозеф Виктор Видман в 1864 так писал о нём: «Брамс, которому исполнилось 33 года, сразу же показался мне могучей личностью – не только благодаря мощи своей игры, но и благодаря своей внешности… Широкая львиная грудь, геркулесовы плечи, могучая голова, которую он, играя, порой откидывал энергичным движением назад, задумчивый, прекрасный, как бы светившийся внутренним светом лоб и меж светлых ресниц брызжущие чудесным огнём германские глаза – всё это выдавало художественную индивидуальность, которая, казалось, до кончиков пальцев была заряжена флюидами гениальности».

Слайд 6. Вся атмосфера дома, близость художественных интересов Брамса и Шумана (романтическая литература Жан-Поля, Т.А.Гофмана, Й. Эйхендорфа и др.) оказали огромное воздействие на молодого композитора.

Слайд 7. И вместе с тем ответственность за судьбы немецкой музыки, как бы возложенная Шуманом на Брамса, затем последовавшая вскоре душевная болезнь Р.Шумана и его кончина, романтическое чувство страстной привязанности к Кларе Шуман, - всё это обострило драматическую напряжённость брамсовской музыки, её бурную стихийность.

Слайд 8. В 1850-е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю жизнь - скрипача Иожефа Иоахима. Он и Ременьи, благодаря которому Брамс вошел в большую музыкальную жизнь, привили композитору любовь к венгерскому музыкальному фольклору – «вербункош». Вербункош являлся в те годы в Австрийской империи чем-то вроде музыкальной агитации за призыв в армию. Парадно одетые гусары, приходя в села, пели и плясали, показывая блестящую сторону армейского быта. Песни и пляски были позаимствованы ими из музыки цыган, кочевавших по Венгрии, Словакии, Трансильвании.

Слайд 9. Во многих крупных произведениях Брамса мы находим отголоски его увлечения венгерским фольклором. Но появившиеся в 1869 году «Венгерские танцы» (первая тетрадь) воплощают этот интерес Брамса в чистом виде. Написанные в оригинале для домашнего музицирования (фортепиано в четыре руки), они стали, возможно, самым популярным произведением Брамса и исполняются в самых различных переложениях до сих пор. Абсолютно все 21 танец слушаются на одном дыхании!

Слайд 10. Слушание музыки. «Венгерский танец № 5».

Слайд 11. Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и все великие. Всё, что он смог получить в родительском доме, в школе – кроме обычной школы он больше нигде не учился, - составляло лишь самый необходимый минимум. В зрелые же годы он обладал не только энциклопедическими познаниями в своей области, превосходящими познания любого, даже самого искушенного из современных ему музыковедов, но и общеобразовательной подготовкой, способной в своей широте и основательности выдержать .

Говоря о качествах Брамса, нельзя не сказать и о высокой требовательности к себе, к своему творчеству, проявившейся уже в раннем возрасте, когда им были уничтожены его ранние сочинения и даже наброски.

Слайд 12. Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь.

Такие песни, как

«Майская ночь», «К фиалке», «О вечной любви», «Путь к милой», «Ода Сафо», «Колыбельная», «Тоска по Родине» являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов.

Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.

Слайд 13. Его стремление к объективности, строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков, особенно укрепились с переездом Брамса в Детмольд (1857 г.), где он занял должность музыканта при княжеском дворе. Здесь он руководил хором, изучал партитуры старых мастеров – Г.Ф. Генделя (1685-1759), И.С.Баха (1685-1750), Й.Гайдна (1732-1809), В.А.Моцарта (1756-1791), создавал произведения в жанрах, характерных для музыки XVIII века. Итогом его творчества в 50-60-х гг. стали камерные ансамбли с участием фортепиано, как бы заменявшие Брамсу симфонии (два «Квартета» – 1862 г., «Квинтет» – 1864 г., «Вариация и фуга на тему Генделя» – 1861 г., две тетради «Вариаций на тему Паганини» – 1862 - 63 гг.) – замечательные образцы его фортепианного стиля.

Слайд 14. Младший современник Брамса – Георг Геншель (1850 – 1934 гг., дирижёр, композитор, певец, автор популярных песен того времени) писал о нём: «…его крепкая фигура, здоровый цвет загорелого лица, густые, слегка тронутые сединой волосы- всё это производило впечатление воплощённой силы и здоровья… Его облик заставляет вспомнить о некоторых портретах Бетховена».

Слайд 15. Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты его мироощущений.

Все они разнятся между собой характером, стилем, звучанием.

Слайд 16. Сохраняя четырёхчастный классический симфонический цикл, не прибегая к литературной программе, Брамс стремился к созданию большой симфонической концепции. Но если Бетховен стоял на уровне самых передовых идей своего времени и в своих симфониях ставил и разрешал в рамках возможностей его эпохи большую революционно-героическую тему, то в симфониях Брамса монументальность замыслов, широта масштабов, связанные с опорой на традиции бетховенского симфонизма, своеобразно сочетаются с субъективным, «камерным» содержанием музыкальных образов.

Симфонии Брамса обладают мелодичностью, обусловленной творческим претворением немецкой, венгерской и славянской песенности, эпической широтой концепций, ярким сопоставлением драматических, лирических и жанровых образов, высоким художественным мастерством. Все это делает их выдающимися образцами западноевропейского симфонизма послебетховенского времени .

Слушание музыки. Симфония № 3.

Слайд 17. Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию – с цель отдохнуть и развеяться.

Слайд 18. Современники Брамса в его музыке ощущали глубокую, неисчерпаемую человечность. Например, его талантливая ученица Элизабет фон Штокгаузен (в замужестве фон Герцогенберг) писала: «О Вашей сонате я лучше ничего говорить не стану (скрипичная соната соль мажор); Вы и так наверняка уже наслушались о ней всякого, и верного, и вздорного. То, что она будет нравиться, как мало что на свете, вам, пожалуй, тоже известно, как и то, что она буквально превращает человека в энтузиаста, и внешне, и внутренне, заставляя то мечтательно вслушиваться в музыке, то блаженно погружаться в себя. Последняя часть просто околдовывает, обнаруживая такое богатство настроений, что невольно задаёшься вопросом, что же тебя взволновало ?»

Слайд 19. Крепкая дружба связывала Брамса с Гансом фон Бюловым - выдающимся пианистом и дирижером, немало сделавшим для пропаганды музыки Брамса.

Слайд 20. Баден-Баден своей особой, удивительно утонченной атмосферой всегда являлся притягательным местом для деятелей искусства. Неслучайно теплые месяцы года в летнем домике на Лихтенталер аллее проводил всемирно известный композитор – Иоганнес Брамс. Он жил здесь целое десятилетие (1865-1874), привлекаемый заветной тишиной, возможностью побыть в одиночестве и творить в скромном, но удобном домике. Здесь он написал многие из своих знаменитых музыкальных произведений.

Слайд 21. Дружеские шаржи на Брамса

рисунки художника Вилли фон Бекерата

1911 г.

Слайд 22. Музей Иоганнеса Брамса расположен вблизи того места, где когда-то был родной дом Брамса на Speckstraße. Во время Второй Мировой Войны в 1943 году его дом был разрушен и остался лишь мемориальный камень. На этом месте в память великого сына города был открыт музей 26-го августа 1971 года при участии любителей музыки Гамбурга. Обновленный дом в стиле барокко 18-го столетия был выбран очень удачно и многие посетители всегда спрашивают как он связан с жизнью композитора, родился он в нем или умер.

Слайд 23. В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей. В квартире, в которой Брамс проводил летние месяцы 1865-1874 гг. и в которой были созданы многие из его музыкальных шедевров, по сей день сохранилась атмосфера тайны и творчества. Дом-музей включает в себя жилые комнаты Брамса, а также выставочный зал с многочисленными экспонатами, повествующими о жизни композитора и его отношениях с Кларой Шуман.

Слайды 24, 25. Музеи Брамса.

Слайд 26. Могила композитора.

Слайд 27. Источники.











Просмотр содержимого презентации
«брамс»

Иоганнес Брамс  композитор страстной музыкальной мысли

Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной мысли

« Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени » Роберт Шуман  Данная презентация посвящена творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера) и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса называли его «последователем Баха». Но помимо этого композитор также придерживался традиций Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и стройность музыкальной формы, классическую ясность и завершённость мелодии. Итак, Иоганнес Брамс: композитор страстной музыкальной мысли .

« Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени »

Роберт Шуман

Данная презентация посвящена творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера) и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса называли его «последователем Баха».

Но помимо этого композитор также придерживался традиций Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и стройность музыкальной формы, классическую ясность и завершённость мелодии.

Итак, Иоганнес Брамс: композитор страстной музыкальной мысли

.

7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897 г. (Вена)

7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897 г. (Вена)

Гамбург – место рождения композитора

Гамбург – место рождения композитора

Брамс в возрасте 20 лет

Брамс в возрасте 20 лет

Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе определила всю его последующую жизнь. Изображение Дюссельдорфа, где произошла встреча Брамса и Шумана. Гравюра неизвестного художника XIX в.

Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана, встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе определила всю его последующую жизнь.

Изображение Дюссельдорфа, где произошла встреча Брамса и Шумана.

Гравюра неизвестного художника XIX в.

Клара Шуман Роберт Шуман 1810 - 1856 1819 – 1896

Клара Шуман

Роберт Шуман

1810 - 1856

1819 – 1896

.

.

Венгерские пейзажи Венгерские пейзажи

Венгерские пейзажи

Венгерские пейзажи

Си - бемоль мажор – одна из любимейших тональностей Брамса. Она неизменно становилась тональностью всех его сочинений, согретых какой-то особой, уютной удовлетворённостью.

Си - бемоль мажор – одна из любимейших тональностей Брамса. Она неизменно становилась тональностью всех его сочинений, согретых какой-то особой, уютной удовлетворённостью.

Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь. Такие песни, как  « Майская ночь », « К фиалке », « О вечной любви », « Путь к милой », « Ода Сафо », « Колыбельная », « Тоска по Родине » являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов. Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.

Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь.

Такие песни, как

« Майская ночь », « К фиалке », « О вечной любви », « Путь к милой », « Ода Сафо », « Колыбельная », « Тоска по Родине » являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов.

Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.

Иоганнес Брамс в расцвете своего творческого дарования

Иоганнес Брамс в расцвете своего творческого дарования

Георг Геншель

Георг Геншель

Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты его мироощущений.

Все они разнятся между собой характером, стилем, звучанием.

Первая симфония (до-минор) – монументально-эпическая - наследница бетховенского симфонизма, в ней острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом звучании. Он работал над ней 10 лет (1876 г).

Вторую симфонию (ре-мажор) - жанрово-танцевальную - можно смело назвать «симфонией радости». Истоки её в музыке Гайдна и Шуберта. Она была создана в 1877 году.

Третья симфония (фа-мажор) - лирико-драматическая - самая искренняя и романтичная из всего симфонического цикла, - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед вечной красой природы, светлого и ясного утра (1883 год).

Четвёртая симфония (ми-минор) – трагическая - венец брамсовского симфонизма (1885 год), она развивается «от элегии к трагедии» ( И.Соллертинский). Именно в ней получили самое совершенное воплощение те образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса – удивительное соединение сердечной искренности и рациональной композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся печали и как будто чуть плачущей радости.

Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом монументального стиля в инструментальной музыке.  Иоганнес Брамс Людвиг ван Бетховен (1770-1827)  Художник Д.Штилер 1919 г.

Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом монументального стиля в инструментальной музыке.

Иоганнес Брамс

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Художник Д.Штилер 1919 г.

Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию – с цель отдохнуть и развеяться. Виды итальянских пейзажей

Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию – с цель отдохнуть и развеяться.

Виды итальянских пейзажей

Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс Автограф Брамса

Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс

Автограф Брамса

Вид Баден-Баден с картины неизвестного художника Дом Брамса в Баден-Баден Фотография современного Баден-Баден

Вид Баден-Баден с картины неизвестного художника

Дом Брамса в Баден-Баден

Фотография современного Баден-Баден

Дружеские шаржи на Брамса рисунки художника Вилли фон Бекерата  1911 г. Брамс дирижирует Брамс за роялем Брамс на пути в таверну «Красный ёж» Силуэт работы Отто Бёлера

Дружеские шаржи на Брамса

рисунки художника Вилли фон Бекерата

1911 г.

Брамс дирижирует

Брамс за роялем

Брамс на пути в таверну «Красный ёж»

Силуэт работы Отто Бёлера

Гамбург Музеи Брамса

Гамбург

Музеи Брамса

Гамбург

Гамбург

Вена (Австрия) Музеи Брамса В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната Брамса

Вена (Австрия)

Музеи Брамса

В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната Брамса

Мемориальная комната Брамса в музее Вены

Мемориальная комната Брамса в музее Вены

«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса – она, эта музыка, будет жить» Г. Галь Памятник И.Брамсу. Вена.

«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса – она, эта музыка, будет жить»

Г. Галь

Памятник И.Брамсу. Вена.

Список использованной литературы Спасибо за внимание ! Галь Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., «Музыка», 1990. Материалы Internet :  http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/054.php http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/288/%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A1  http://www.olgasleeps.ru/100velikih/compositors/brams3_8.html   http://www.brahms-baden-baden.de/index.php?inc=db&id=2 http://www.horizontwenzel.de/main/AttractionsHamburg.xhtml

Список использованной литературы

Спасибо за внимание !

  • Галь Ганс. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера – три мира. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998.
  • Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., «Музыка», 1990.

Материалы Internet :

http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/054.php

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_music/288/%D0%91%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A1

http://www.olgasleeps.ru/100velikih/compositors/brams3_8.html

  http://www.brahms-baden-baden.de/index.php?inc=db&id=2

http://www.horizontwenzel.de/main/AttractionsHamburg.xhtml


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Иоганнес Брамс - композитор страстной музыкальной мысли.

Автор: Клишнёва Галина Владимировна

Дата: 12.08.2014

Номер свидетельства: 111727

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства