kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Духовный и символический смысл иконы А.Рублева «Троица»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Духовный и символический смысл иконы А.Рублева «Троица»».

Цель урока: развитие у обучающихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в живописи.

Задачи урока:

Образовательная: расширение культурно-художественного кругозора через знакомство с творчеством Андрея Рублева.

Развивающая: а) осмыслить логику восприятия и понимания иконы; б) научиться эмоционально откликаться на произведение искусства, воспринимать художественный мир иконы; в) развивать умения анализировать и интерпретировать информацию и способность к оценке собственных знаний.

Воспитательная: донести до старшеклассников понимание глобальных и насущных проблем бытия, вечность и глубину образа ветхозаветной Троицы.

Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся знакомятся с содержанием иконы А.Рублева «Троица», развивают свои способности к восприятию и осмыслению библейских сюжетов в древнерусской живописи.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: Эмоционально – художественное «погружение», моделирование художественного образа по описанию и представлению, создание ситуаций творческого поиска.

Форма урока: урок - исследование одного шедевра.

Оборудование: мультимедийная система.

Эпиграфы урока: «Постичь тайну Святой Троицы труднее, чем, нежели вычерпать море ложечкой» Блаженный Августин.

Чтобы подняться до уровня понимания художественного образа нужно пройти следующий путь:

   1. Сбор информации («зритель смотрящий»).

   2.Художественный анализ («зритель думающий»).

   3. Творческое осмысление («зритель чувствующий»).

Этапы работы: 1. Страницы биографии гения  иконописи Андрея Рублева. 2.История создания иконы Андрея Рублева «Троица». 3.Композиция и изображённые детали на иконе, их глубокий духовный смысл. 4. Проверка полученных знаний о символике иконы «Троица». 5.Знакомство со стихотворением  Василенко В.М. "Троица" Андрея Рублева. 6. Подведение итогов урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Духовный и символический смысл иконы А.Рублева «Троица»». »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»

309204 с. Ломово ул. Мозгового, 12

Т (47231) 4-41-22 Е –mail: lomovo @ yandex.ru




План – конспект открытого урока

по мировой художественной культуре. 10класс.




Тема урока

«Духовный и символический смысл иконы А.Рублева «Троица»».




Подготовила Краснокутская Людмила Алексеевна,

учитель изобразительного искусства и мировой

художественной культуры








2015 год

План – конспект открытого урока по мировой художественной культуре. 10класс.

Тема урока: «Духовный и символический смысл иконы А.Рублева «Троица»».

Цель урока: развитие у обучающихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в живописи.

Задачи урока:

Образовательная: расширение культурно-художественного кругозора через знакомство с творчеством Андрея Рублева.

Развивающая: а) осмыслить логику восприятия и понимания иконы; б) научиться эмоционально откликаться на произведение искусства, воспринимать художественный мир иконы; в) развивать умения анализировать и интерпретировать информацию и способность к оценке собственных знаний.

Воспитательная: донести до старшеклассников понимание глобальных и насущных проблем бытия, вечность и глубину образа ветхозаветной Троицы.

Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся знакомятся с содержанием иконы А.Рублева «Троица», развивают свои способности к восприятию и осмыслению библейских сюжетов в древнерусской живописи .

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: Эмоционально – художественное «погружение», моделирование художественного образа по описанию и представлению, создание ситуаций творческого поиска.

Форма урока: урок - исследование одного шедевра.

Оборудование: мультимедийная система.

Эпиграфы урока: «Постичь тайну Святой Троицы труднее, чем, нежели вычерпать море ложечкой» Блаженный Августин.

Технологическая карта урока.

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

В 2015 году многие важные события в культурной жизни России связаны с памятью князя Владимира, человека, соединившего две эпохи: язычество и православие. В былинах его называли Красным Солнышком, в официальной истории – Владимиром Святым.

Крещение Руси в 988 году стало отправной точкой объединения славянских племен в мощное государство и началом русской художественной культуры. Догмат о Святой Троице – одном из важнейших христианских вероучений стал главным смыслом русского национального самосознания и патриотизма, верности Отечеству. Тайна Божественного Триединства волновала и волнует по ныне как богословов, так и писателей, художников, композиторов, всех людей. Поэтому эпиграфом нашего урока я выбрала слова блаженного Августина: «Постичь тайну Святой Троицы труднее, чем, нежели вычерпать море ложечкой».

Сообщение темы и задач урока. Запишите в тетрадях тему урока: «Духовный смысл иконы А.Рублева «Троица». Наша задача – сделать анализ и дать художественную оценку одному из шедевров древнерусской живописи.

Помните, что произведения искусства говорят с нами художественными образами. Чтобы подняться до уровня понимания художественного образа нужно пройти следующий путь:

1. Сбор информации («зритель смотрящий»).

2.Художественный анализ («зритель думающий»).

3. Творческое осмысление («зритель чувствующий»).

Сбор информации – первый этап работы вы проделали самостоятельно дома.

Изучение нового материала. Прежде, чем мы начнем знакомиться с содержанием иконы, поговорим о великом русском иконописце преподобном Андрее Рублеве. Его имя стало символом Святой Руси, символом древнерусского искусства.

Ученик 1. Страницы биографии гения иконописи Андрея Рублева собрана буквально по крупицам. Искусствоведы предполагают, что мастер родился в 1360 году в небольшом городке Радонеже, вблизи Троице – Сергиевой Лавры.

Сведений о нем очень мало. Судить о нем, как личности и художнике мы можем благодаря его работам и времени, в которое он жил и которое сформировало его. Впервые летопись упоминает об Андрее Рублеве в 1405 году, когда «Феофан иконник Гречин, да Прохор старец с Городка, да чернец Андрей Рублев» взялись расписывать церковь Благовещения на дворе великого князя в Кремле. Мастера - иконописцы работали всегда большой артелью, при этом младшие учились у старших. Руководил работой Феофан Грек. На его росписи приходили посмотреть со всей Москвы. Если верить летописи, другим учителем черница был великолепный иконописец Даниил Черный. Иконописцы сдружились, осуществив многие совместные работы в Троице – Сергиевом монастыре, расписывая Троицкий собор. Здесь и была написана икона «Троица» Андреем Рублёвым для иконостаса. И как утверждают искусствоведы, именно эта икона стала своего рода художественным воплощением богословских и религиозно – философских взглядов преподобного Сергия Радонежского., Вскоре после завершения работ в Св. Троице, по-видимому, умер Даниил, похороненный в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублёв вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублёв принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении. Он умер 29 января 1430 и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. В 1988 г., году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.

Учитель: «Троица» - самое известное произведение А.Рублева. В этом творении в наиболее чистом виде выразилась вся многогранность древнерусского искусства: философская глубина, религиозная основа, символический характер образов, совершенство и неоднозначность живописной формы, композиции, ритма и цвета.

Ученик 2.История создания иконы Андрея Рублева «Троица».

Игумен Никон, ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиево монастыря очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Первой заботой Андрея Рублева стало создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

В это время обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Вспомним грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела особое значение - Ветхозаветная Троица была символом единения русского народа. Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия. По установленным канонам иконописцы должны были изображать трёх ангелов, сидящих за столом с яствами в тени большого мамврийского дуба возле дома Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей, а слуга, закалывал ягнёнка. Рублев подверг иконографический тип «Троицы» радикальному изменению. Он изобразил фигуры ангелов за столом с одной-единственной чашей с головой тельца. Большой дуб превратился в маленькое древо. По левую и правую сторона от него, иконописец изобразил дом и скалу за крыльями ангелов. Икона, размером 314 х 220 см была написанная на липовой доске по левкасу яичной темперой и почиталась в монастыре как чудотворная. Она на протяжении многих веков неоднократно реставрировалась, а в 1929 году была перевезена в Третьяковскую галерею. В настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, для защиты от любых внешних воздействий.

Учитель: запишите в тетради краткую информацию о Андрее Рублеве иконе «Троица», используя даты и слова, записанные на доске:1430;1360;1988 ;1411 ;1929; Троице – Сергиев монастырь; Спасо-Андроников монастырь; Третьяковская галерея.

– Приступим ко второй этап работы - художественный анализ.

Сейчас вы уже кое-что узнали о ветхозаветной Троице, но если вы внимательно посмотрите на икону, то у вас возникнут вопросы. Вы из зрителя «просто смотрящего» превращаетесь в «зрителя думающего». Предлагаю вам вступить в диалог с иконой Андрея Рублева. Три минуты созерцания и произведение искусства заговорит с вами. Мысленно сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.

Итак, ответим на следующие вопросы:

Почему Бог-отец, Бог-сын и Бог-святой дух изображены в виде ангелов?

Какие символы говорят о том, что они ангелы?

Что такое символ и почему он используется в иконографии?

По каким признакам можно определить: кто есть кто?

Что за чаша находится в центре стола?

О чем говорят ангелы? А может быть, они молчат?

О чем говорит символика цвета?

Что нарисовано на заднем плане иконы?

Как понять смысловое содержание этих символов: дома, дерева, горы?

Сейчас мы послушаем выступления учащихся, собравших информацию о символике иконы «Троица» Андрея Рублева и её композиции. Возможно вы получите исчерпывающий ответ на ваши вопросы.

Ученик 3.Композиция и изображённые детали на иконе имеют прикладное, описательское значение и в то же время содержат глубокий духовный смысл.

Композиционный центр иконы — чаша с головой жертвенного агнца, стоящая в центре стола. В свете Евангелия она символизирует евхаристическую чашу с Новозаветным Агнцем — Христом. Стол означает жертвенник, т.е. голгофу, и одновременно престол, гроб Господень. Не случайно чаша композиционно связана с центральным Ангелом (Сыном), одетым в одежды Христа, благословляющим чашу и принимающим покорно волю Отца (левый Ангел). Интересно, что пространственная форма вокруг фигуры центрального Ангела, образованная силуэтами двух других Ангелов по сторонам от него, тоже прочитывается как силуэт чаши, что ещё раз указывает на особое значение ипостаси центрального Ангела — внутри потира-чаши композиционно может располагаться только Христос. Взгляд от центра, обходя силуэты фигур, плавно скользит по кругу, начиная от центрального Ангела вверх, далее, по часовой стрелке вниз, затем опять вверх — останавливается на левом Ангеле. Левый Ангел-Отец правой рукой благословляет жертвенную чашу, взирая на обращённых к нему Ангелов, и направляет наш взгляд опять в центр, к чаше. «Жест правого Ангела (Святый Дух) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обречённого на жертву Сына». Композиционный круг, в который естественно вписано изображение, символически символизирует Вечность и Вселенную, это начальная форма, образующаяся из движения точки вокруг геометрического центра. Вокруг композиционного и смыслового центра иконы — жертвенной чаши!

Символика описательных деталей раскрывает своё смысловое содержание в свете цели и назначения богочеловеческого сотворчества в созданном Богом мире. Палаты Авраама — образ домостроительства Господня. которые символизируют образ Бога-отца;

Маврийский дуб — символизирующий образ Бога-сына, древо вечной жизни, даруемой Святым Духом через крестную жертву. Не случайно оно расположено слева от правого Ангела - Святого Духа и за спиной центрального Ангела - Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе.

Скала — образ духовного восхождения и Голгофы, образ возвышенного, высокого; возвышение духа, символизирует Святой Дух;

Интересно также и то, что посохи, которые держат Ангелы в руках, будут оставлены Аврааму и из них вырастет древо (благодаря Лоту, поливавшему их водой из Иордана). Это древо будет отвергнуто при строительстве Первого Храма, но пригодится для изготовления креста, на котором будет распят Господь наш Иисус Христос.

Символика цвета подчинена главному смыслу иконы - созерцаемое Божество являло собой картину райского горнего мира. Иконописец с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору.

Золотой цвет, образ неземного вечного, несотворенного света, золотая Божественная благодать;

Синий плащ чарует глаз как драгоценный самоцвет, сообщает иконе спокойную и ясную радость;

Нежные, красивые лики символизируют высокую внутреннюю, нравственную силу; ангелы похожи друг на друга, что означает – единое. Бог един в трех лицах, три лица – одна душа; у ангелов единая сущность, но похожи они внешне, не внутренне;

Обратная перспектива, приближает к зрителю, чтобы зритель почувствовал причастным себя к безмолвной беседе об истине.

Учитель: Приступим к третьему этапу работы: творческому осмыслению иконы.

Язык символов не имеет пределов в познании Божественной тайны. Символична и сама “Троица”, воплощение триединого Божества: Бог – отец, Бог – сын и Святой Дух - это символ веры, надежды и любви. В иконе А.Рублева “Троица” царит согласие из любви к человеку. Глядя на образы А.Рублева, люди явственно понимали, почему “Троица” называется животворящей, ибо они чувствовали на своем опыте, что именно единство и любовь есть жизнь и начало жизни, напротив - вражда, раздоры, разделения разрушают, губят и приводят к смерти (распятие). Поэтому, икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.

Глянешь, смиряется духа смятение,

Дышит свободнее грудь;

И, забывая все: горе, сомнение

Можно свободно вздохнуть.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых;

Теплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них

И.Бунин

Искусство художника А.Рублева принадлежит мировой культуре, мировому разуму, ибо его гений достиг непреходящие законы человеческого бытия, он доказал, что свет и добро побеждает мрак и зло, иначе нет смысла существования рода человеческого.

Древнерусская живопись полна религиозных символов. Символы – это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтения иконы. Помните: икона – это книга для неграмотных.

Какие символы использовал А.Рублев?

Дом. Древо жизни. Гора. Схожие лица ангелов. Триединое божество. «Троица». Крылья ангелов соприкасаются. Жертвенная чаша. Круг.

Символизируют образ Бога – отца. Символ веры, надежды и любви. Образ Бога – сына. Символизирует Святой Дух.Прообраз страстей Христовых Бог в трех лицах, лица три, а душа одна. Символ гармонической завершенности. Признак единства и согласия

Правильный ответ.

Дом – символ домоуправителства, палаты Авраама символизируют образ Бога – отца.

Древо жизни – образ Бога – сына

Гора – возвышение духа, символизирует Святой Дух

Схожие лица ангелов – бог в трех лицах, лица три, а душа одна

«Троица» - символ веры, надежды и любви

Крылья ангелов соприкасаются, как бы перетекают один в другой – признак единства и согласия.

Жертвенная чаша как прообраз страстей Христовых

Круг – символ гармонической завершенности

Таким образом, икона «Троица» - это многозначный символ и содержит в себе несколько смыслов:

Буквальный, как гостеприимство Авраама.

Пророческий, как прообраз страстей Христа.

Моральный, как призыв к дружескому единению.

Символический, как раскрытие истинной сущности вещей.

А.Рублев с гениальным совершенством воплотил мысль о том, что любовь и единство святы, они основа бытия, не искаженная злом идея жизни.

Ученик 4. Глянешь, смиряется духа смятение,

Дышит свободнее грудь;

И, забывая все: горе, сомнение

Можно свободно вздохнуть.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых;

Теплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них.

Подведение итогов урока, выставление оценок. .

Учитель: В чем же духовный смысл иконы? (Учащиеся высказывают свое версии)

«Троица» Андрея Рублева написана в похвалу Сергею Радонежскому, которая подобно божественному откровению несет благословление миру. В 1551году собор русской церкви постановил: «Писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».

Духовный смысл иконы – это спасение людей через духовное взаимопонимание, через мудрость согласия, через человечность любви. Древняя икона открывает особенности русского национального сознания, стремление воспарить над реальностью, увидеть во всем высший смысл, ощутить во всей полноте чувство христианской любви к Богу и к реальной земной жизни.

Уже при первом взгляде на икону зритель оказывается в плену грациозных, певучих линий ее рисунка и нежнейшей красоты сочетающихся цветов. И чем дольше мы всматриваемся в чарующую живопись иконы, тем сильнее ощущаем душевное спокойствие, умиротворенность и неизъяснимое чувство гармонии с миром.

Ученик 5. Василенко В.М. "Троица" Андрея Рублева, 1947.- Неизданное стихотворение из архива автора.

Три ангела, три странника у дуба

Мамврийского. Какая тишина

от них исходит! Как, озарена,

сияет глубь иконы! Сердцу любы

они давно. Печалью мягкой светят

глаза у одного, и нежный лик

его задумчив, он главой поник;

в другом - величие; строг и светел третий!

Пред ними чаша. Посохи свои

они поставили. Пред вещей тайной

дух замирает. Тихи, не случайны

сейчас их речи, полные любви.

Они здесь близко. В мир сошли печали,

чтоб осенить покровом и спасти,-

три странника из озаренной дали,

вкушающие хлеб и соль в пути.

Домашнее задание. Подготовить творческие задания о Дионисии и храмах Московского Кремля.

Библиография.

  1. В. Аншон. «Троица» Андрея Рублева. Газета Мир православия №6 (87) июнь 2005

  2. История мировой культуры. Справочник школьника. М., 1996г.

  3. МХК. Конспекты уроков. Составитель И.А.Лескова. Волгоград. 2003г.

  4. Л.А.Рапацкая «Художественная культура России». М., 2007г.

  5. В.Д.Скоробогатова. «Православная культура». Ульяновск,2006 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Духовный и символический смысл иконы А.Рублева «Троица»».

Автор: Краснокутская Людмила Алексеевна.

Дата: 25.08.2015

Номер свидетельства: 226873


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства