Просмотр содержимого документа
«Давид Каспар Фридрих "На паруснике"»
Давид Каспар Фридрих «На паруснике»
1Э.
Любите ли вы путешествовать?
В какое путешествие вы хотели бы отправиться?
С кем бы вы хотели отправиться в путешествие? Почему? С друзьями, один, с любимым (любимой) и т.д.
Что важнее, интереснее для вас, конечная цель путешествия или сам путь?
(Демонстрация картины Каспара Фридриха «На паруснике»)
2В.Предложите свое название картины. Аргументируйте свой ответ.
Эта картина немецкого художника Каспара Давида Фридриха «На паруснике».
3В.Как вы считаете, сколько человек находится на паруснике? Почему?
На паруснике, кроме главных героев, находится бесконечное множество зрителей.
Каждый невольно делается участником изображённой сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление морской качки.
4С. Каспар Давид Фридрих является художником-романтиком. Романтический герой в реальном мире чувствует себя одиноко и неуютно. Для него характерна внутренняя раздвоенность, одиночество. Что вы можете сказать о главных героях этой картины?
Мужчина и женщина на носу парусника, наверное, молодые супруги Фридрих. Эта картина была написана сразу после свадебного путешествия супругов Фридрих на остров Рюген в Балтийском море, который так любил художник. И потому ее рассматривают как редчайший в его творчестве случай отражения конкретного события, а в фигурах видят романтизированные портреты Фридриха и Каролины.
Уже немолодой и одинокий, чувствовавший себя самим собой только наедине с природой, обычно замкнутый, даже резкий и только в обществе самых близких друзей становившийся заразительно веселым и сердечным, он неожиданно в 1818 году женился на Каролине Боммер, которая была моложе Фридриха почти на 20 лет. Это решение явилось полной неожиданностью для всех, близко знавших художника, - он всегда отличался замкнутым характером и сторонился женщин.
Несмотря на все опасения, брак оказался очень удачным: "Как много изменилось в моей жизни, когда я перешел от "Я" к "Мы", - писал Фридрих одному из своих друзей. - Мой старый, простой дом стал совершенно неузнаваемым, чистым и уютным, и я не могу нарадоваться этому". У Каспара и Каролины родилось трое детей; в нескольких случаях Каролина выступила для мужа музой и моделью.
5С. Почему художник не показывает нам лица влюбленных?Куда направлены их взоры? Как вы думаете, куда направляется эта счастливая пара?
Почти всех своих персонажей Фридрих рисует со спины - и предлагает зрителю занять их место. Созерцатели на его картинах - это всегда наши двойники, это всегда мы сами. Но тыльная постановка фигур знакова не только поэтому: будь персонаж повернут к нам, мы бы взялись рассматривать его - красив, не красив, во что одет, чем занят.
Женщина и мужчина не смотрят друг на друга, — соединенные любовью (помните Экзюпери?), они смотрят в одном направлении.
- Ясно ли мы видим, город, который виден в дали?
- Город скрывается в туманной дымке. Как вы считаете, почему?
Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой. Очертания города только-только обозначились в рассветном тумане. Он тоже неслучаен: «Местность, окутанная туманом, - написал однажды Фридрих, - кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждем». Мыслями, надеждами и мечтами влюбленные уже в том городе - в той жизни, которая их ожидает и которая только начинается. А вместе с ними и мы устремляем свой взгляд к прекрасному городу на горизонте и с нетерпением ждем начала нового этапа в своей судьбе...
Глядя в необъятные дали и бесконечные выси, они приобщаются к вечным тайнам мироздания, вместе уносятся в прекрасный мир мечты.
Город является символом
мечты, к которой стремится человек;
Бога, веры;
изменчивой судьбы.
Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение. В романтической живописи много деталей, имеющих символическое значение: морской горизонт, горная вершина, закат, тихое утро, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище.
6А. Давид Каспар Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи « … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но ...» были … Закончите, пожалуйста предложение.
«…отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
Фридрих никогда не «мучил» (его собственные слова) зрителя точным копированием природы: тот, кто на это осмеливается, «берет на себя роль Творца, а на самом деле является лишь глупцом». Он всегда рисовал то, что открывалось его внутреннему взору, стремился передать глубокие и сильные чувства, которые рождались в его сердце, ощущавшем во всем присутствие Бога. «Постарайся закрыть свое телесное зрение, — писал он одному из учеников, — чтобы прежде всего увидеть будущую картину духовным взором, а затем освети ее внутренним светом, который поможет тебе видеть в темноте и отделить суть предмета от его внешних проявлений», — и сам свято придерживался этого правила.
Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания.
7А. Драматург Генрих фон Клейст писал о Давиде Каспаре Фридрихе: « У него всегда было мало почитателей, потому что он показывает то, чего большинство людей старается избегать, – одиночество». Как вы считаете, о каких духовных ценностях говорит художник в картине «На паруснике».
Любовь, семейное счастье, дружба.
Счастье в любви принесло счастье и в творчестве: 1818 год стал одним из самых плодотворных в жизни Фридриха. Он создал 28 новых картин, среди них хранящаяся в Эрмитаже работа «На паруснике».
Вывод. Да, возможно, у этого стоящего особняком в немецкой истории искусства художника было мало почитателей, зато те, кто его ценил, были ему верны всю жизнь. Действительно, его полные тайны романтические пейзажи производили и производят на внимательного зрителя сильное впечатление.
Творчество Фридриха вызывало восхищение современников, в том числе поэта И. В. Гёте. Горячим поклонником его живописи был поэт-романтик В. А. Жуковский, благодаря которому в России оказались многие лучшие картины немецкого мастера. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на развитие европейского и русского романтического пейзажа.