XV столетие -Раннее Возрождение –прошло под знаком упорных поисков и важных открытий; художники разрабатывали законы перспективы, учение о пропорциях, приёмы композиции и стремились в своих произведениях передать богатство окружающего мира. Леонардо да Винчи был новатором во всем и большую часть времени отдавал науке. Он являет единственный пример великого живописца, для которого его искусство не было главным делом жизни. Он был также ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем и импровизатором, теоретиком искусства, театральным постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником Специфика парадигмы Леонардо заключалась в том, что источником воли Леонардо стала твердая почва «естественно-научного пантеизма» (М. Дворжак). Естественные закономерности причинности и энергетизма человеческого тела он перенёс на всю природу и, что самое главное, на духовную жизнь человека. Законы высшей художественности вывел из закономерностей природы. Он завоевал при жизни огромную репутацию и убедительно доказал, что художник – это мыслитель, а не ремесленник. Леонардо родился в 1452г. в городке Винчи. В 1467 проявился талант в живописи – был отдан в ученики Андреа Веррокьо. Его манера во многом повлияла на формирование стиля Леонардо, объединившего в своём творчестве это стремление к жизненной правде с поразительной эмоциональностью. Он работал медленно, бесконечно экспериментируя, стремясь в процессе творчества разрешать новые, еще только поставленные искусством его времени задачи. Идеалы – В центре композиции всегда человек, он является главным стержнем, вокруг которого и для которого строиться весь мир (библейские сюжеты и образы) Художник отказывается от традиционного изображения мадонны – создаёт одухотворенный женский образ, исполненный земной прелести. Сформулировал принципы искусства, которые позднее признали классическими. Знаменитая композиционная пирамида Леонардо не только решила неразрешимый для всего15 в. вопрос о закономерностях связи и гармоничного соединения объёмной формы и пространства, но и стала формулой духовного единства сложных человеческих чувств и эмоций персонажей, заключенных в нее по воле художника. Новаторский приём сфумато, заключающийся в слегка размытых контурах и ставший отличительной чертой миланской школы. Передача длящегося состояния. Интеллектуальная живопись Необычная авторская манера и новаторские методы монохромного моделирования фигурдо введения цвета можно увидеть в огромной неоконченной картине «Поклонение волхвов» (1481) Он хотел сделать живопись трехмерной, где третьим измерением является время. Использование светотени свидетельствует о том, что открытия Леонардо-ученого помогали Леонардо-художнику: не случайно он называл живопись наукой и законной дочерью природы. Полноты развития достигает мастерство Леонардо а картине «Мадонна в гроте (скалах)» 1483-1490/94 |