Задания по формированию познавательных УУД на уроках МХК
Задания по формированию познавательных УУД на уроках МХК
Задания по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках МХК
в 7 классе по теме: «Православный Храм», «Иконопись», «Милосердие в живописи». Содержит несколько заданий по каждой теме, с подробным описанием выполнения задания, ключ для проверки, правильные ответы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания по формированию познавательных УУД на уроках МХК »
Задания по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках МХК
в 7 классе по теме: «Православный Храм».
Познавательные УУД
Задание 1.Прочитайте стихотворение О.Э. Мандельштама. Определите в своем ответе, о каком знаменитом византийском храме идет речь в стихотворении?
Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен край, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество.
На парусах, под куполом, четыре
Архангела – прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Правильный ответ:
1 Храм Святой Софии в Константинополе.
Задание 1проверяет умения назвать существенные признаки объектов и явлений; умение из отдельных деталей сложить целостный объект.
Ключ оценивания
0 – не осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков;
1 – осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков, но в их определении допускает ошибки;
2 – проводит анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) без ошибок
Задание 2. (Продолжение работы с текстом стихотворения).В каком городе он находится? Укажите три названия города:
Византийское ____________________
Древнерусское ____________________
Современное _____________________
Правильный ответ:
Византийское - Константинополь
Древнерусское - Царь - град
Современное - Стамбул
Задание 2проверяет умения самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Ключ оценивания
0 – не выстраивает доказательную базу;
1 – выстраивает доказательную базу с незначительными ошибками;
2 – выстраивает доказательную базу
Задание 3.(Продолжение работы с текстом стихотворения).Найдите в тексте стихотворения термины, соответствующие приведенным нижеопределениям:
• Часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольногооснования к куполу. Имеет форму сферического треугольника, опущенноговершиной вниз.
• Выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах —алтарный выступ.
• Полукруглая ниша (углубление в стенездания).
Правильный ответ:
Купол
Апсида
Экседра.
Задание 3проверяет умения назвать существенные признаки объектов и явлений; умение из отдельных деталей сложить целостный объект.
Ключ оценивания
0 – не осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков;
1 – осуществляет анализ объектов с целью определения значимых признаков, но в их определении допускает ошибки;
2 – проводит анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных) без ошибок
Задание 4.Выпишите 5 терминов, имеющих отношение к устройству храма. Используя слова и словосочетания, приведенные под таблицей, составьте к ним определения.
А
П
А
П
Е
Р
Т
Ь
Р
М
К
Л
И
Р
О
С
С
И
В
К
Л
К
Л
Ь
Н
О
З
О
А
Л
Т
А
Р
Ь
Л
Н
Н
О
О
О
Н
Е
Ф
Е
И
П
Р
И
Т
В
О
Р
Я
Ц
Я
П
Р
Е
С
Т
О
Л
А
в которой; в центр храма; внешняя часть; возвышенная часть; восточная; выдающаяся полукружием; главная часть храма; западная; крыльцо храма; напротив; находится; перед иконостасом; пола; престол; притвора; царских врат; часть храма; часть солеи.
Правильный ответ:
Алтарь– восточная, главная часть храма,в которой находится престол.
Амвон– часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царскихврат.
Паперть– внешняя часть притвора,крыльцо храма.
Притвор – западная часть храма.
Солея– возвышенная часть пола перед иконостасом.
Задание 4 проверяет умения из отдельных деталей сложить целостный объект.
Ключ оценивания
0 -не осуществляет составления целого из частей;
1 - осуществляет составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов с незначительными ошибками;
2 -осуществляет составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Задание по формированию познавательных и регулятивных УУД на уроках МХК
в 7 классе по теме: « Иконопись».
Задание 5. Поставьте цифры (от 1 до 5) под каждым термином в соответствии с этапами изготовления византийских и древнерусских икон. Найдите правильное определение для каждого из подчеркнутых терминов.
Паволока
Левкас
Доска
Олифа
Красочный слой
Плёнкообразующее вещество на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке. Внешний, защитный слой иконы.
Ткань, наклеиваемая на иконную доску. Служит для лучшего сцепления доски со следующим слоем.
Грунт (подкладка под красочный слой), представляющий собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску.
Ткань, наклеиваемая на иконную доску.Служит для лучшего сцепления доски со следующим слоем. Паволока
Грунт (подкладка под красочный слой),представляющий собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанныйна животном или рыбьем клею. Наноситсянесколькими слоями на специально подготовленную доску. Левкас
Задание 5 проверяет умения строить действия в соответствии с целью (на регулятивные УУД)
Задание 5 проверяет умения сравнивать объекты по существенным признакам; умение из отдельных деталей сложить целостный объект (на познавательные УУД)
Ключ оценивания регулятивных УУД
0 – деятельность носит хаотический характер, нет последовательности, продуманности действий;
1 – выстраивает планирование без детализации промежуточных целей;
2 – определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляет план и последовательность действий, в том числе во внутреннем плане
Ключ оценивания познавательных УУД
0 – не осуществляет составления целого из частей;
1 – осуществляет составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов с незначительными ошибками;
2 – осуществляет составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
Познавательные УУД
Задание 6. Заполните таблицу. В нижнюю часть впишите имена знаменитых людей из предложенного ниже списка, а в верхнюю строку –название объединяющих их профессий.
Александр Иванов, Василий Поленов, Сергей Прокофьев, Аристотель Фиораванти, Андрей Рублёв, Андрей Воронихин, Дмитрий Шостакович, Симон Ушаков, Феофан Грек, ВасилийБаженов, Василий Суриков, Николай Римский-Корсаков.
Правильный ответ
Художники
Александр Иванов, Василий Поленов, Василий Суриков,
Композиторы
Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Николай Римский-Корсаков.
Иконописцы
Андрей Рублёв, Симон Ушаков, Феофан Грек.
Архитекторы
Аристотель Фиораванти, Андрей Воронихин, Василий Баженов,
Задание 6 проверяет умения сравнивать объекты по существенным признакам; умение из отдельных деталей сложить целостный объект.
Ключ оценивания
0 – не может правильно определить критерии для выполнения операций сравнения, сериации, классификации.
1 – осуществляет подбор оснований и критериев для выполнения операций логического мышления с незначительными ошибками.
2 – осуществляет верный подбор оснований и критериев для выполнения операций логического мышления.
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Задание 7по теме «Милосердие в живописи».
1. Найдите одну картину отечественного или зарубежного художника по теме «Милосердие в живописи», на которой изображен сюжет оказания помощи (например, медсестры в лазарете, ухаживающие за ранеными; человек, подающий милостыню и т. д.); или сюжет, показывающий какую-то социальную проблему (например: нищие на улице; беспризорные дети; люди, пострадавшие от пожара, наводнения, военных действий и т. д.) Источники для поиска: музеи, интернет-ресурсы, художественные альбомы, книги по искусству, периодические издания и др.
2. Приведите краткую информацию о выбранной картине: страна, имя художника, название и год создания картины, место хранения.
3. Приведите краткое описание картины, используя различные информационные источники: печатные и интернет-ресурсы, в первую очередь биографического и автобиографического характера:
• Какой сюжет изобразил художник на картине?
• Почему художник обратился к этой тематике? (Здесь можно написать, есть ли у данного художника другие работы на социальную тематику, насколько социальные проблемы были ему близки, чем это объясняется, какие события его жизни повлияли на появление социальной тематики в его творчестве.)
• Приведите историю создания картины.
4. Напишите свое отношение к изображенному на картине сюжету:
• Почему для выполнения работы вы выбрали именно эту картину?
• Насколько изображенный на картине сюжет актуален для сегодняшней жизни, почему вы так считаете?
Задание 7 проверяет умения самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; умения самостоятельно искать в различных источниках, собирать информацию, обрабатывать ее по критериям и делать выводы; умения из отдельных деталей сложить целостный объект (на познавательные УУД).
Задание 7 проверяет возможность учащегося самостоятельно оценить свои силы и возможности для выполнения задачи; строит действие в соответствии с целью; выполняет действия по задуманному плану с помощью учителя и самостоятельно (на регулятивные УУД).
Ключ оценивания
0 -не может поставить учебную задачу на основе имеющих знаний; деятельность носит хаотический характер, нет последовательности, продуманности действий;
1-при постановке учебной задачи затрудняется в определении «незнания»; выстраивает планирование без детализации промежуточных целей;
2-постановку учебной задачи осуществляет на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учеником, и того, что еще не известно;определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляет план и последовательность действий, в том числе во внутреннем плане.