kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиции староверов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

историко-краеведческая работа зовораживает, хочется узнать все больше и больше о жизни староверов-кержаков, выходцев из Пермского края в конце 19 начале 20 века. Их потомки  проживают в настоящее время в Солтонском районе Алтайского края. Восхищает то, что они через всю жизнь пронесли Веру в Бога. Встречи с ними желанны: знакомство с новыми традициями, обычаями, укладами их жизни. Пополняя экспонаты музея иногда не представляем, какую историческую ценность несут вещи, подаренные старыми людми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«традиции староверов »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сузопская средняя общеобразовательная школа





ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

на тему:

одежда староверов: сарафан, рубаха, пояс.


Работу выполнил: фигель дмитрий,

ученик 8 класса

руководитель: Истошина Нина

Степановна,

учитель физики









2014 г.

Содержание


1. История появления переселенцев на Алтае 5

2. Поиск хозяина вещей 5

2.1. Дарительница музея 5

3. Что такое «дубас»? 7

4. Из истории появления сарафанов и дубасов 7

5. Исследование 8

5.1 Сарафан 8

5.2 Рубаха 10

5.3 Пояс 11

Заключение 14

Литература 15



Введение


Древнерусская одежда является отражением традиционной русской культуры.

В нашей школе создан краеведческий музей, многие односельчане передавали в музей дорогие сердцу вещи. Вещи, которые напоминали о молодости, обычаях, былых временах. Так в музее появилось много различных вещей: прялки, станки, сарафаны, посуда, вышивки, фотографии …

В 2013 году в село приехала экспедиция Краевого государственного бюджетного учреждения «Государственный художественный музей Алтайского края». Сотрудники музея побывали в школьном музее. Обратили внимание на комплект одежды: сарафан, кофта, пояс.

Сразу же поступило предложение – подарить краевому музею. Я решил провести исследование, чтобы выяснить, в чем ценность данного музейного экспоната.

Актуальность исследования. Изучение данных вещей позволяет глубже познать историю создания вещей, проникнуть в мир истории, как можно больше узнать о жизни кержаков-староверов.

Первоначально была поставлена цель исследования: изучить историю музейного экспоната «сарафан - дубас».

Для достижения поставленной цели, необходимо решение целого ряда задач:

  • найти дарительницу и встретиться с ней;

  • выяснить значение слова «дубас»;

  • предназначение сарафана (дубаса), рубахи и пояса;

  • к какому времени относится;

  • из истории создания;

  • выяснить, как изготавливали пояса;

  • исследовать и изучить сведения по истории сарафана – древнерусской одежды;

  • изучение семейных архивов старожилов;

  • встретиться со старожилами сел района;

  • изучение и обобщение материалов.

  • определить дату изготовления вещей;

  • определить, какова ценность вещей для культурного наследия;

  • познакомить со своим исследованием как можно больше людей.

Предметы исследования. Музейные экспонаты: сарафан, рубаха, пояс.

Методы исследования: методы опроса — беседа, изучение литературы.

Ожидаемые результаты. Благодаря работе в семейных архивах, работе с дополнительным историческим материалом, музейными экспонатами познакомиться с историей создания, использования сарафана.

Исходя из поставленной цели и задач была определена структура работы. Исследование состоит из введения, заключения и списка использованных источников.



  1. История появления переселенцев на Алтае


До второй половины 19 века на Алтае сложились этнографические группы старожилов Алтая и новых переселенцев. Старожилами считались приехавшие из Поморья – Архангельской, Олонецкой, Вологодской Губернии, из Приаралья – Пермской, Вятской губернии. Люди имели свои обряды, одежду, говор («оканье», «аканье»), постройки, хозяйственно-земледельческий уклад.



История алтайского старообрядчества, теснейшим образом связанная с освоением Сибири русскими переселенцами, широко освещена в научных исследованиях. Учеными создана большая фактологическая база по материалам сибирских летописей, государственных документов, статистических данных, литературных памятников. Полученные сведения раскрывают разнообразные проблемы: появление старообрядцев в регионе, их приспособление к новым условиям жизни, миграционные процессы, обычно-правовые отношения, семейно-бытовой уклад, культурные традиции и т.д.


Присоединение Сибири к России восходит к концу XVI в. Этот процесс связан с походом Ермака. Регионом первичного освоения сибирских земель была Тобольская губерния. К середине XVII в. русские переселенцы заняли земли от Верхотурья до Тобольска. Поскольку основным, едва ли не единственно возможным путем продвижения вглубь были реки, то освоение Сибири поначалу происходило по течениям Оби и Иртыша.


Затем переселенцы стали обживать более удобные места — вдоль южных притоков сибирских рек. Н.М. Ядринцев определил общую закономерность процессов переселения, как перемещение речным путем от мест менее плодородных к более. Так шло образование наиболее густонаселенных районов Сибири. В начале XVIII в. в результате оттеснения кочевых сибирских племен к китайской границе происходит расширение земельных владений Российского государства. Мощные переселенческие потоки хлынули на юг Сибири — к предгорьям Алтая и далее через Семиречье к Амуру. Таким образом, Алтай представляет собой район довольно позднего освоения сибирских земель русскими людьми (1).


Процесс колонизации Сибири, в том числе и Алтая, шел двумя путями — правительственным, включавшим военные, промышленные и так называемые казенные переселения, т.е. отправку в Сибирь в связи с каким-либо царским указом, и вольнонародным, связанным с тайными побегами людей от притеснений и повинностей. В состав русских переселенцев входили ратные люди, казаки, ехавшие для укрепления и расширения пограничных линий, защиты крепостей, форпостов и острогов; рудознатцы и промышленники, осваивавшие сибирские природные ресурсы; присылаемые царской администрацией в новые промышленные зоны крестьяне-земледельцы; беглые ссыльные, каторжане, наконец, просто "гулящие люди", ищущие вольных земель.


Пестрое старожильческое население имело также конфессиональные отличия. Здесь следует выделить представителей дореформенного православия, попавших на Алтай в результате внутренней миграции населения с Тоболья, чьи предки оказались в Сибири еще в конце XVI — первой половине XVII в., новообрядцев - никониан, принявших во второй половине XVII в. церковную реформу, и старообрядцев, отвергнувших нововведения патриарха Никона. Старообрядцы составляли совершенно обособленную группу среди сибирского населения. В районах первичного освоения Сибири русскими переселенцами староверы появились уже вскоре после раскола. Массовое распространение старообрядчества в Сибири начинается в последней четверти XVII в.


На Алтае староверы появились не ранее XVIII в., что подтверждают документальные источники и исторические исследования.

В Солтонском районе проживали вятские и кержаки, стариковцы и поморы в бывших деревнях Афонино, Ероново, Черняй и других таёжных поселках. [1, стр.11].


  1. Поиск хозяина вещей


    1. Дарительница музея


Просмотрев инвентаризационную книгу музея, выяснил: дарительницей сарафана, рубахи, пояса является Дремина Прасковья Григорьевна. Я разыскал эту женщину. В данный момент она проживает в Солтонском районе в селе Солтон.

«Дремина Прасковья Григорьевна (см. рис.1), в девичестве Глазырина, родилась 10.11.1928 года в селе Излап, Первоизлапского с/совета, была выдана замуж за единоверца в село Усть-Черняй, за кержака, очень рано - в 14 лет. Всю жизнь пронесла в себе веру в Бога. Много лет была попом у кержаков. Знает все Уставы, Каноны, читает старославянские книги.» [2].


Рисунок 1 – Дремина Прасковья Григорьевна с книгами

Я встретился с ней и вот, что она нам рассказала: « Этот сарафан, он называется – «дубас», он очень старый. Кофта является дополнением к сарафану. Мне их подарила, тайком от дочери, единоверка Суханова Каплинья Дорофеевна. Она очень дорожила этим сарафаном, ведь его ей подарила бабушка, когда она вышла замуж. Пояса, в девичестве, мы плели сами»[3.] .


    1. Хозяйка вещей


Мы подняли все записи в сельсовете, и нашли родственников Сухановой К.Д. и выяснили, что Котова Каплинья Дорофеевна, по мужу Суханова, родилась 10.08.1914 года в селе Карехи Сосновского района Пермской РСФСР/

«В младенчестве была привезена из Пермской РСФСР, [4].


3.Что такое «дубас»?


Я обратился к словарям. Слово дубас имеет значения:

  1. Лодка-однодеревка, баржа"[5].

  2. I дубас II. "рабочее платье без рукавов из толстого холста, простой сарафан", вологодск., перм., "верхнее платье из оленьей шкуры", сиб. [6].

Так как Котова Каплинья Дорофеевна была привезена из пермского края, то становится очевидным, что эта одежда завезена на Алтай из Пермского края.


  1. Из истории появления

    1. Сарафанов - дубасов

История сарафана настолько стара, что сейчас трудно сказать, кто и когда его придумал. Но сомнений нет в одном – пришел к нам этот удобный предмет одежды с востока: с иранского «сарафан» переводится как «одетый полностью». Еще в Древнюю Русь азиатские купцы привозили диковинные сарафаны из дорогих тканей, которые быстро пришлись по душе и телу нашим предкам. Правда, примеряли на себя сарафаны исключительно мужчины. Не женское это дело тогда было – сарафаны носить.

Письменные документы XVII века сообщают, что дубасы и сарафаны различались только материалом. Дубасы шили из крашеного холста, а сарафаны — из покупных тканей. Старые дубасы шили всегда косоклинными, с передним швом на всю длину и широкими проймами. Они состояли из двух передних полос, одной задней и боковых клиньев (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Сарафан «дубас» у старообрядцев

В Пермской области старообрядцы-беспоповцы расселены в Верхнем Прикамье. Их моленную одежду удалось определить даже по документам XVIII в.: женщины носили дубасы с белыми рубашками. Дубас представлял собой косоклинный сарафан с передним швом во всю длину и с широкими проймами.

В прошлом здесь был известен и более древний вариант - глухой дубас (горбач) туникообразного покроя с небольшим вырезом для головы, а нужная ширина достигалась за счет боковых вставок. Глухой дубас с XVIII в. стал вытесняться косоклинным, но сохранялся до начала ХХ в. в погребальной одежде.

    1. Рубаха

Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.

С рубашкой у русского человека было связано множество примет: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства.

Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.

Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.

Русские женские рубахи были цельными и составными. Цельные рубашки шили из целых продольных, чаще четырёх, полотнищ ткани. Их называли по-разному: исцеленница, целошница (Архангельская губ.), проходная (Вологодская губ.), цельная, одностенная (Калужская, Орловская губ.). В XIX веке такие рубахи встречались нечасто, в основном как обрядовые свадебные или погребальные. Составные рубахи разделялись на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть (на севере её называли «рукава», «воротушка», на юге - «станушка», «чехлик») была видна из-под сарафана или понёвы, поэтому её делали из качественной льняной или конопляной, а потом и хлопчатобумажной или шёлковой ткани. Нижнюю часть (на севере - «стан», на юге - «подстава») шили из плотного домотканого холста. Большинство рубах XIX-XX века были составными. Крой женских рубах чрезвычайно многообразен. В большинстве случаев они кроились весьма экономично, при этом почти не оставалось обрезков-отходов, так как модулем кроя являлась ширина ткани.

Рубахи состояли из нескольких прямоугольных и клинообразных деталей. Перед (из одной детали или двух полочек), а также спинка - составляющие основу рубахи, в большинстве случаев кроились так, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширялся при помощи боковых полотнищ или клиньев.


Рукава почти всегда пришивали под прямым углом к центральным деталям рубахи. Долевая нить рукава в деталях тоже, как правило, располагается вдоль руки. Рукава русских традиционных рубах могли быть зауженными книзу с помощью одного или нескольких клиньев, широкими, заканчивающимися манжетами или узкими обтачками.


У большинства рубах присутствовала ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагалась под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.(17)



    1. Пояс

Пояс — оберег, честь и слава.

Пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В III в. до н. э.

С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: «А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство».

В старину пояс являлся своеобразным знаком отличия и необходимым элементом мужской одежды.

Н а поясе выбраны узоры — ромбы. Ромбу придавалось магическое свойство. Как символ плодородия ромб был связан с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки. Ромбы, круги, свастики имели значение амулетов, несущих огонь, тепло, жизнь.

О большом значении, которое придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс». Например, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои.

В старину пояс являлся своеобразным знаком отличия и необходимым элементом мужской одежды. Его носили вельможи и крестьяне, но от состояния, звания и положения человека зависела стоимость этого важного элемента в одежде мужчины.

Поговорим сначала о символике плодородия. Она представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики — если хотите, лунки для семян. Если в маленьких ромбиках изображаются точки, это значит, что поле засеяно – это символ плодородия. Если маленькие ромбики пусты, значит поле не засеяно. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками. В целом, ромб (квадрат) с точкой посередине – это то, что может родить, то, что является источником благополучия и изобилия. (16)






  1. Исследование


5.1 Сарафан


Я решил провести исследование сарафана (дубаса). За помощью обратился к учителю технологии Калабиной О.А.: «Это очень старые вещи. Сейчас нет таких тканей. Сшиты они вручную»…

Я обратился к литературным источникам.

«Задняя цельная полоса выкраивается по-старинному — с фигурным выступом-лапочкой, к которой пришиваются лямки-проймы. Верхний край спинки собирался не «борка́ми» (мелкая сборка), а глубокими складками — «пластиками»» [11].

Описание полностью соответствует нашему дубасу.

Это косоклинный сарафан, сшит вручную из набивного сатина с внутренним рисунком, верх сарафана и лямки подшиты ситцем, чтобы не растягивался и не износился (см. рис.3, 4).


Рисунок 3 – девушка (Меркишкина К.) в старинном сарафане - дубасе


Рисунок 4 –Сарафан «дубас»

Сшит вручную, это говорит о том, что швейных машин было очень мало. Либо они отсутствовали (см. рис. 5).

Известная мастерица по шитью старинной одежды Т. Г. Блинова (1907 года р.) рассказывала, что на один дубас уходило 18-20 аршин домотканого холста. За счет увеличения клиньев он становился шире и пышнее. Сама она носила синий дубас, который имеел окружность в подоле 7 м 60 см. [10 стр.12].

Рисунок 5 – Фото фрагментов сарафана «дубас»


5.2 Рубаха



Рубаха сшита вручную. Верх рубахи сшит из саржи фиолето-синего цвета до пояса. В области подмышек вшиты ромбообразные вставки, для удобства, так как не ограничивается свобода рук (см. рисунок 6).

Рисунок 6 – Старинная рубаха

Горловина рубашки небольшая, круглой формы, обработана узкой тесмой, собрана в мелкие складки [11].

«Низ рубашки сшит из пестрети – самотканого льна молочно-морковного цвета.

Молочный цвет – выбеленный лен, морковный цвет – окрашен корневищами охры» [3].


5.3 Пояс

Ширина пояса – 3,5 см, длина – 147 см, края пояса украшены кистями.


Пояс соткан вручную, при помощи дощечек (см. рисунок 7).



Рисунок 7 – Приспособление для изготовления поясов

На поясе (см. рисунок 8) выбиты кроме орнамента слова «Сей пояс следует носить тому кто серцу мил» [3]. Пояс соткан для суженого.

Рисунок 8 – Пояс с надписью

    1. Назначение вещей


Пожилые женщины - староверки надевают домотканые синие дубасы для посещения молений, а приобщенные к собору-общине носят их постоянно.

Вновь приобщенные шьют сарафаны уже из темного сатина такого же покроя. Вместе с сарафаном надевали платки, которые застегивали на булавку под подбородком.

Рубаху надевали под сарафан.

Пояс обязательная принадлежность русской народной одежды. Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс отделяет и связывает одновременно высшее и низшее начала в человеке. Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки.(16)


«Несмотря на погоду, единоверки постоянно собирались на моленье, тайком. То у одной, то у другой. Вера в Бога, особенно в советское время, преследовалась по закону. Спать ложимся, мама дома, встаем, она уже дома. Только по её усталому виду видим – была на моленье. Крепка была их вера и уклад жизни. Одним словом, кержаки – это сильные духом люди, которые чужого никогда не возьмут, но и своего не отдадут. Такими были наши предки…» [2].



Заключение



Первоначально была поставлена цель исследования: изучить историю происхождения и использования музейного экспоната «сарафан - дубас».

Для достижения поставленной цели, был выполнен целый ряд задач:

  • была организована встреча с дарительницей сарафана;

  • выяснено значение слова «дубас»;

  • определено предназначение сарафана (дубаса), рубахи и пояса;

  • выяснено время изготовления экспоната, из чего шили, по какому принципу;

  • было выяснено, как изготавливали пояса;

  • были рассмотрены сведения по истории сарафана – древнерусской одежды;

  • изучены семейных архивов старожилов;

  • вся полученная информации была изучена и обобщена.

Проведя исследования, пришли выводу, что это старинные вещи.

Сарафаны впервые появились в гардеробе мужчин. Сарафан косоклинный - конец XIX-начало XX веков, сшит из сатина. Данный музейный экспонат – сарафан «дубас» - это культурное наследие России.

Мы поставили в известность дарительницу – Дремину П.Г., о том, что музей просит эти вещи. С её согласия, передали вещи на хранение в Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный художественный музей Алтайского края» город Барнаул, где теперь любой желающий может приобщиться к культурному наследию предков.


Литература



  1. Сивкова Г.Д. «Время. События. Люди.» 2004 год.

  2. Из воспоминаний дочери Дреминой П.Г. – Истошиной Н.С.

  3. Из воспоминаний Дреминой П.Г.

  4. Из воспоминаний Соломенцевой В.К.

  5. Миклошич (Mi. TEl. 2, 178) из тур. tombaz "ПОНТОН". I

  6. Даль. Словарь.

  7. Юрий Пастухов. Старообрядцы на Алтае.

  8. Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812

  9. Альманах №11. 2012 г

  10. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII-XX вв. М.: Наука, 1989. С. 153-156. ISBN 5020099554

  11. Калабина О.А., учитель технологии.

  12. Интернет – ресурс: http://www.onlinedics.ru/slovar/dal/d/dubas.html

  13. Интернет – ресурс: http://www.onlinedics.ru/slovar/fasmer/d/dubas.html

  14. Интернет – ресурс: http://www.promegalit.ru/publics.php?id=5835

  15. Интернет – ресурс: http://www.liveinternet.ru/users/4546278/post184139855/

  16. Интернет – ресурс: 1http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BA%D0%B8

Интернет – ресурс: http://www.piligrim-nk.ru/tourist49

http://vk.com/pages?oid=-

17.http://выкройка-на-дом.рф/мастерская-кройки-и-шитья/народный-костюм/рубахи-в-русском-народном-костюме/Рубахи в русском народном костюме. Автор публикации: искусствовед Дедкова Нина Николаевна




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
традиции староверов

Автор: Истошина Нина Степановна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства