kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театральные технологии, как способы выявления и развития творчески одарённой личности в условиях ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет интерес для всех преподавателей детских школ искусств, общеобразовательных школ, учреждений культуры, работающих с детьми в театральном искусстве.

Она представляет собой некий отчёт и обобщение преподавателя за определённый период практической работы в данном учреждении, который позволяет увидеть такие методы и формы, основные направления учебно-воспитательной работы, оптимальные условия, которые способствуют более динамичному развитию творческой одарённости обучающихся и соответственно достижению высоких результатов в области актёрской одарённости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театральные технологии, как способы выявления и развития творчески одарённой личности в условиях ДШИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Театральные технологии, как способы выявления и развития

творчески одарённой личности в условиях ДШИ»









Выполнила:

преподаватель театрального отделения

МБУДО «ДШИ им. И.К. Архиповой»

Евсюкова Л.И.





















2021

г. Осташков



Аннотация



Данная работа посвящена комплексному исследованию условий позволяющих на занятиях отделения «Искусство театра» МБУДО «ДШИ № 17 им. М.Н. Симанского г. Саратова применять театральные технологии, как одну из мощных форм по выявлению, развитию и поддержке потенциально творчески одарённых учащихся на разных этапах обучения.

Она представляет собой некий отчёт и обобщение преподавателя за его определённый период практической работы в данном учреждении, который позволяет увидеть такие методы и формы, основные направления учебно-воспитательной работы, оптимальные условия, которые способствуют более динамичному развитию творческой одарённости обучающихся и соответственно достижению высоких результатов в области актёрской одарённости.

Данная работа представляет интерес для всех преподавателей детских школ искусств, общеобразовательных школ, учреждений культуры, работающих с детьми в театральном искусстве.

Она представляет собой некий отчёт и обобщение преподавателя за определённый период практической работы в данном учреждении, который позволяет увидеть такие методы и формы, основные направления учебно-воспитательной работы, оптимальные условия, которые способствуют более динамичному развитию творческой одарённости обучающихся и соответственно достижению высоких результатов в области актёрской одарённости.

Данная работа представляет интерес для всех преподавателей детских школ искусств, общеобразовательных школ, учреждений культуры, работающих с детьми в театральном искусстве.











Содержание



стр.



Введение_____________________________________________________4-6



Глава 1. Понятие и классификация детской одарённости _________7



Глава 1.1 «Понятие «творчески одарённые дети»___________________7-10

Глава 1.2 «Понятие «одарённость и творческие способности»________ 10-12



Глава 2. Театральное отделение Детской школы искусств – благоприятная среда для развития творчески одарённой личности_13



Глава 2.1 Обучение детей в системе дополнительного образования____ 13-14



Глава 2.2 Театральное искусство как средство развития и поддержки

творчески одарённой личности___________________________________14-19



Глава 2.3 Методы выявления творчески одарённой личности средствами театрального искусства в ДШИ__________________________________ 19-22



Глава 2.4 Работа над спектаклем, как один из эффективных способов развития творчески одарённой личности___________________________22-24



Глава 3. Заключение___________________________________________ 25-26



Литература___________________________________________________27-28



Приложение__________________________________________________29-32





Введение



«Надо создать такие условия,

чтобы ни в одном ребёнке

не погиб Моцарт».

Антуан де Сент-Экзюпери



Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми  вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями  в государстве.

   Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. От того, насколько будут использованы возможности для развития творческих способностей, будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Забота о творчески одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач:

  • выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

  • подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

  • сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства.

Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей детские школы искусств (по видам искусств);

  • образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрировано реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;

  • средние специальные учебные заведения - художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, либо в ведении субъектов Российской Федерации.

Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:

  1. Создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств), образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства;

  2. Создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;

  3. Выявление художественно одаренных детей и молодежи является задачей образовательных учреждений культуры и искусства всех уровней.

Цели и задачи данной работы

Цель:

Выявить и обобщить при каких оптимальных условиях раскрываются и развиваются талантливые дети на отделении «Искусство театра», устранив причины для их творческого роста, в условиях ДШИ.

Задачи:

1. Изучить основные теоретические понятия «Одарённость и творческие способности».

2. Развить педагогическую и творческую потребность у педагогического состава к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности с творчески одарёнными детьми театрального направления.

3. Способствовать формированию духовно-нравственной позиции и потребности у преподавателей в углублении знаний о методике работы с творчески одарёнными детьми.

Предметом исследования работы являются особенности, условия, формы и методы учебно-воспитательного процесса на отделении «Искусство театра», способствующие выявлению, развитию и поддержке творчески одарённых детей.

Объект исследования: творческая одарённость, в условиях ДШИ.

Глава 1. Понятие и классификация детской одарённости

Глава 1.1 Понятие «творчески одарённые дети»



  Что же такое одарённость? Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Большой талант требует большого трудолюбия… - Петр Чайковский

Согласно определению американского ученого Джозефа Рензули, одаренность – это не просто высокий коэффициент интеллекта, это результат сочетания трех основных характеристик: интеллектуальных способностей, креативности, мотивации.

Систематизация видов одарённости определяется критерием, положенным в основу классификации. В одарённости можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одарённости выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности.

Количественные характеристики одарённости позволяют описать степень их выраженности.

К критериям выделения видов одарённости относятся:

а) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

б) степень проявления одарённости;

в) форма проявлений;

г) широта проявлений в различных видах деятельности;

д) особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделяют следующие виды одарённости:

в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

в познавательной деятельности - интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одарённость в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

в художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость;

в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одарённость;

в духовно-ценностной деятельности - одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По критерию «степень проявления одарённости» можно дифференцировать:

актуальную одарённость - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

потенциальную одарённость - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

явной одарённости, которая обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения.

- скрытой одарённости, которая проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими.

Идентификация детей с таким типом одаренности - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одарёнными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

общую одарённость, которая проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

специальную одарённость, которая обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

раннюю одарённость;

позднюю одарённость.

     Творческая одаренность.

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида.

Социальная одаренность.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.



Глава 1.2 Понятие «одарённость и творческие способности»



Непременная отличительная черта творчески одарённого ребёнка оригинальность мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности, главным образом и оценивается способность к творчеству.

Оригинальность рождается из преодоления в «правильного, очевидного, общепринятого».

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

  • Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

  • Большая независимость в суждениях;

  • Тонкое чувство юмора;

  • Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

  • Яркий темперамент;



Творческие способности и одаренность



Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное многообразие. Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных  проблем совершенствования систем образования.

Творческие способности

У ребёнка, творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности.

Творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

- умение познавать все новое;

- стремление к познанию;

- активность и живость ума;

- умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;

Развитие творческих способностей детей основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков. Определить уровень развития творческих способностей у детей  можно посредством применения разнообразных методик.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем.

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни.

Воображение складывается в процессе развития ребенка, его деятельности  и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

В соответствии с этим первый признак наличия творческих способностей сильная познавательная потребность, проявляющаяся в высокой познавательной активности.

Высокая познавательная активность проявляется в самом раннем возрасте, и, внимательно наблюдая за ребёнком, легко можно оценить её развитие.

Очень важной проблемой является - выявление творчески одарённых детей

 Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются, по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной.

Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все.

Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п.

В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у креативных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть "белой вороной" и их творческие возможности со временем нивелируются.



Глава 2. Театральное отделение Детской школы искусств – благоприятная среда для развития творчески одарённой личности



Глава 2.1 Обучение детей в системе дополнительного образования



Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической поддержки учащимся в их самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере.

ДШИ рассматривается как первая ступень предпрофессиональной  подготовки.  

Индивидуально - личностная основа деятельности ДШИ позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одарённых детей.

Дополнительное образование — процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую.

Индивидуально - личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Основные направления образовательного процесса

Можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей.

Первая – создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одарённого ребёнка.

Для реализации этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности: вычленение критериев одарённости; выделение детей по данным критериям; изучение их интересов и начального уровня развития; разработка теоретической основы и практических планов коллективных, групповых и индивидуальных занятий; действия по анализу и систематизации педагогической деятельности.

Вторая – воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал, исходя из его интересов.

Данная цель предполагает изучение и развитие личностных и индивидуальных качеств одарённого ребёнка, также создание определённых физических и психологических условий для его развития.

Педагогические программы развития одарённых детей необходимо строить исходя из того, что обе эти задачи должны решаться одновременно и в значительной степени должны носить индивидуальный характер.

Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одарёнными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.

Важно отметить, что гиперопёка таланта может привести к печальным последствиям – обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.

Следует помнить, что как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения, развивать аналитическое и критическое мышление.

Глава 2.2 Театральное искусство как средство развития и поддержки творчески одарённой личности



«Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история».

Г. Гейне.

Что такое творческая личность? Творческая личность – это способность делать от души любую «чёрную» работу, творить в любой творческой сфере человеческой деятельности.

У такой личности должны быть развиты следующие качества:

  1. Ценностные ориентации, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремлённость, сила воли;

  2. Жизненный опыт, знания, широкий кругозор;

  3. Развитое воображение, фантазия, изобретательность;

  4. Эмоциональная отзывчивость, Чувство прекрасного, эмпатия.

Я, работаю преподавателем отделения «Искусство театра» в МБУДО «Детская школа искусств им. М.Н. Симанского, г. Саратова более 12 лет. Преподаю такие театральные дисциплины, как «Основы актёрского мастерства», «Художественное слово», Подготовка сценических номеров» и «Историю театра». Есть уже достаточный опыт, что бы поделиться, при каких условиях в ДШИ может открыться и развиться творческая одарённость ребёнка?

Какими качествами должен обладать преподаватель, работающий с потенциально одарёнными детьми, что бы иметь возможность раскрыть и поддержать одарённого ребёнка.

Качества:

  • Нравственность.

  • Мотивационная готовность к работе с одарёнными детьми.

  • Знание психологии одарённых учащихся.

  • Желание работать нестандартно.

  • Увлечённость своим делом.

  • Эрудированность.

  • Любознательность.

  • Профессионализм.

Принципы работы с одарёнными детьми:

  • Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности и самостоятельности.

  • Видеть в каждом ребёнке творческие способности и одарённость.

  • Поощрять работу ребёнка на занятиях и дома. Проявлять гуманистические принципы.

  • Создавать на занятиях доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха.

  • Формировать высокую самооценку.

Наши учащиеся на отделении «Искусство театра» обучаются по 2-м программам, которые имеют ступенчатый характер.

Программы:

  • Авторская дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Подготовка к обучению в ДШИ». Первая ступень.

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра». Вторая ступень.

Новизна.

Новизна представленных программ заключается:

  • В комплексной подаче материала;

  • Авторская программа дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Подготовка к обучению в ДШИ» состоит из пяти предметов: «Театральные игры», «Сценическая речь», «Художественное слово», «Подготовка сценических номеров», «Ритмика»». Каждая дисциплина имеет свою самостоятельную программу;

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра» состоит из девяти предметов: «Основы актёрского мастерства», «Подготовка сценических номеров», «Художественное слово». «Танец», «Сценическое движение», «Грим». «История театра», «Беседы об искусстве» и «Слушание музыки». Каждая дисциплина имеет свою самостоятельную программу;

  • В обогащении содержания;

  • В усилении воспитательной направленности.

Отличие

  • Внедрение интегрированных занятий;

  • Введение развивающих заданий, игр и упражнений.

  • Учебно-тематический план предполагает проведение как групповых, так и индивидуальных занятий на всех этапах.

Программы имеют следующую структуру:

  • Пояснительную записку (общую) и пояснительные записки на каждую программу по предметам;

  • Учебно - тематические планы по каждому предмету;

  • Содержание;

  • Критерии оценок;

  • Методическое обеспечение;

  • Список используемой литературы.

Освоение первой и второй программы предполагают поступление учащихся на конкурсной основе.

Сроки реализации программ

Освоение авторской дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области театрального искусства «Подготовка к обучению в ДШИ» предполагает 3-х годичное обучение, с выдачей документа - свидетельства. Возраст: 6-7 лет и 8-9 лет.

Освоение дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра» предполагает 5-и годичное обучение, с выдачей документа - свидетельства. Возраст: 10-12 лет.

На театральное отделение принимаются физически здоровые дети (с предоставлением справки о состоянии здоровья), без речевых недостатков органического происхождения, способные к актёрской игре, выявляемые входной диагностикой.

Учащийся, поступив на театральное отделение и закончив обучение по первой программе, имеет право поступить на обучение по второй программе вне конкурса.

Все предметы нацелены на освоение «Основ актёрского мастерства» и профессионального роста.

Обе программы нацелены на раскрытие и развитие творчески одарённой личности ребёнка по ту и по эту сторону рампы, приобщение к мировой культуре, плюс профессиональная ориентация учащихся.

Реализация программ – это некоторые ступени по освоению навыков «Основ актёрского мастерства» в определённой последовательности:

  1. Научиться владеть своим вниманием, быть свободным и раскрепощённым на сцене, через игры, упражнения актёрского тренинга, этюды.

  2. Правильно общаться на сцене с партнёрами.

  3. Органично действовать в условиях «Я, в предлагаемых обстоятельствах».

  4. Органично и верно действовать в предлагаемых обстоятельствах от лица вымышленного героя на литературном и драматургическом материале (современная драматургия, классика, сказки и т.д.).

Формы работы каждого занятия в зависимости от целей и задач выбирает педагог.

Помимо традиционных форм проведения занятий педагог использует интегрированные занятия по предметам.

Для решения выше перечисленных задач я выстраиваю свою работу по 4-м направлениям:

  • Диагностика учащихся и организация учебно – воспитательного процесса, включая обязательный актёрский тренинг, подготавливающий учащихся к игре в спектакле.

  • Использование различных творческих форм и методов, помогающих учащимся творчески самореализовываться и самоутверждаться, совершенствовать творческие и актёрские способности, развивать творческую самостоятельность.

  • Создание творческого коллектива единомышленников на основе самообслуживания, самоуправления и творческих традиций.

  • Развитие творческих взаимоотношений с родителями, родителей и детей, детей и преподавателей.



Глава 2.3 Методы выявления творчески одарённой личности средствами театрального искусства в ДШИ



Театральный коллектив в Детской школе искусств сформирован из детей начальных классов, младших и старших подростков, обучающихся в разных школах и сменах.

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

Таким образом, я подобрала такие тесты и упражнения, которые мне позволяют выявить у поступающих учащихся качественный уровень творческого воображения и фантазии.

Необходимо комплексное воспитание юного актёра, одновременное развитие не только его органики, но и внимания, сценической свободы, воображения, фантазии, умения действовать в предлагаемых обстоятельствах. В жизни все эти элементы выступают не врозь, а заодно и одно без другого не существует.

Таким образом, каждое моё занятие – это система упражнений, включающих развитие всех элементов актёрской техники, но выполняющих в форме игры. Играть любят все. С игровых упражнений я начинаю первые занятия, затем упражнения усложняются и переходят в тренинг.

На основе упражнений М. Чехова, упражнений В. А. Петрова и психофизического тренинга С. В. Клубкова, я использую на занятиях свои методики, позволяющие вовлекать в творческий процесс разновозрастный коллектив, контролировать и отслеживать уровни развития творческого (основа таланта актёра и творческой личности) воображения каждого ребёнка.

Это упражнения: «Тема для небольшого рассказа», «Сказки Андерсена», «Пластилинчики», «Поймать пулю», «Замороженный», «Взрыв», « Спортивные состязания с воображаемыми предметами», «Зеркало», «Музыка в теле» и т. д.

Например, упражнение «Увидеть в обычном необычное» проходит в два этапа.

На первом этапе (коротком) дети попадают в игровой форме в условия органичного молчания, например, на тему «Ночь в музее». Мы путешествуем по залу и наблюдаем за окружающими нас объектами.

Цель – увидеть в «обычном необычное», подключив фантазию и творческое воображение.

Например, мы видим: 1. Огромную лестницу, напоминающего нам, «грустного жирафа»; 2. Занавесы, напоминающих нам, «ковры Василисы Прекрасной»; 3. Прожектора, напоминающих нам, «ночных светлячков» или «глаза динозавра».

В условиях органичного молчания, дети мимикой и жестами рассказывают о своих ассоциациях, ищут внешние транслирующие средства, чтобы быть понятными. Затем дети рисуют свои наблюдения.

Задача, в рисунках выразить к наблюдаемому объекту своё отношение через образные сравнение.

Упражнение заканчивается проигрыванием на импровизацию нарисованных объектов.

Этот способ показывает и развивает следующие навыки:

  • Умение перевоплощаться в наблюдаемый объект;

  • Умение увлекать себя объектом;

  • Умение отбирать главное и находить отношение к объекту;

  • Умение видеть объекты во внутреннем плане;

На втором этапе (длинном) дети сочиняют необычную историю, своих наблюдений и жизненного опыта. В рассказе должно быть событие, отношение к событию. Затем история «Увидеть в обычном необычное» выносится на зачёт по «Художественному слову».

Рассказывая историю, дети знают и понимают, о чём говорят. На третьем этапе дети пробуют рассказывать рассказы описательного характера писателей классиков.

Дети любят эти упражнения, т. к. они проводятся в игровой форме, помогают снять эмоциональное напряжение, создать непринуждённую обстановку, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка.

Данная методика «Наскальные рисунки» носит системный и комплексный характер. Это не только один из способов выявления творческой и актёрской одарённости, но это ещё один из способов развития творческой и актёрской одарённости в области «Художественного чтения» и «Актёрского мастерства».

В дальнейшем, я провожу диагностику уровня воспитанности по методикам Н.Е. Щурковой из книги «Новые технологии воспитательного процесса».

Часто самый низкий процент воспитанности у детей выражается в интегративных качествах: отношение к обществу, к школе, к себе. Пришедшие обучаться дети не знают своих достоинств, у них низкая самооценка. Они не любят учиться в школе, не умеют себя ставить на место другого человека.

Результаты диагностики и тестов фиксируются в тетрадь с целью, дальнейшей коррекционной работы и оказание помощи детям.

В нашем коллективе давно стало традицией поздравление каждого ребёнка в течение учебного года с Днём рождения. В течение года каждый ребёнок 1-2 раза берёт на себя ответственность подготовить творческое поздравление – зачин.

В обязанности ребёнка входят: 1. Придумать и подготовить творческое поздравление, подарить мини-подарок.

Именинника всегда сажают на «Волшебный стул». Из книги Щурковой Н.Е. «Собранье пёстрых дел».

На «Волшебный стул» приглашается один из участников игры – «Именинник»: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза. Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления» а потом произнести вслух все, что видят глаза.

Данная методика в нашем коллективе стала творческой традицией. В течение года и каждый год каждый ребёнок садится в нашем коллективе на «Волшебный стул. Он и все мы с огромным волнением и трепетом ждём этого важного для всех нас момента. В эту минуту, на время, мы становимся единым целым организмом, у которого проявляются самые лучшие человеческие стороны.



Глава 2.4 Работа над спектаклем, как один из эффективных способов развития творчески одарённой личности



Театр – искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, если не будет коллектива. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми».

В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников, что нельзя утверждать, будто исполнитель главной роли важнее для спектакля, чем тот, кто отвечает за музыкальную часть или техническое обеспечение.

Тогда не возникнет проблемы в распределении ролей, которая могла бы породить обиду друг на друга, распри и мелкую зависть. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело, потому что общее дело становится своим. Именно при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании» в полном смысле этих слов.

Очень сближает ребят «гастрольные поездки» на фестивали-конкурсы разных уровней.

В моих спектаклях органично сочетаются драматическое действие, с пантомимой, словом, песней и танцем, если позволяет репертуар. Дети во время спектакля сами себя обслуживают и следят за дисциплиной во время игры спектакля. Конечно, все эти навыки у детей не появляются сами собой. Это огромный и напряжённый труд по формированию самостоятельности, ответственности у детей разных возрастов ложиться на плечи преподавателя.

«Я, сижу в зрительном зале и невидимой дирижёрской палочкой руковожу спектаклем. И на сцене рождается Чудо. Чудо, когда на сцене играют около двадцати человек, играют на одном дыхании, на одном порыве, и «невидимый мостик» потока человеческой энергии в форме «цветной радуги» перекинут со сцены в зрительный зал.

Рождение нового спектакля – это усилие всего коллектива, преодоление самого себя, выращивание мужества. Стойкости, умение доводить начатую работу до конца, вечный поиск, духовное единение и вечное «ходить в учениках».

Театр как вид художественного творчества интегрирует в себе различные виды творческой деятельности, а именно: актёрская деятельность помимо драматического искусства требует владения навыками вокала и танца, в осуществлении режиссёрского замысла принимают участие художник-сценограф, художники по свету и по костюмам, мастера по изготовлению различных видов декораций, костюмов, гримов, бутафории и т.п.

Таким образом, включение ребёнка в полноценный процесс создания спектакля даёт ему возможность познакомиться с огромным спектром творческих профессий и реализовать свой творческий потенциал в одном или в нескольких направлениях

Такой процесс оказывает сильнейшее влияние на душу ребёнка, его не только духовный рост, но и профессиональный.

Всё это возможно, когда театром руководит не только талантливый режиссёр – постановщик, но и талантливый педагог – воспитатель, для которого работа с детьми призвание, душевная необходимость, счастливая радость.

И тогда, служение театру станет одним из самых лучших, самых благородных дел на Земле!









Глава 3. Заключение



Интегративная сущность театра как вида искусства проявляется в полной мере в период творческой работы над спектаклем, когда создаются условия вовлечения в творческую деятельность подростков с разной направленностью интересов, появляется возможность создать ситуацию новизны, творческого поиска, и таким образом стимулировать творческую мотивацию.

Соблюдение всех указанных выше условий, а именно:

• ориентация учащихся на творческое самоопределение,

• вовлечение учащихся в различные виды творческой деятельности (художественное, техническое, социальное творчество),

• использование принципов ролевой игры как формы организации деятельности детского коллектива,

• использование в развивающих целях всего комплекса видов художественно-творческой деятельности, имеющих отношение к театру как виду искусства,

• учёт перспектив творческого роста и личностного развития учащихся в процессе художественно-педагогического проектирования.

В силу своей синтетичности, многогранности, специфичности и способности пропускать материал через живую плоть ребёнка, воспитание творческой личности здесь проходит более динамично и комплексно.

Наши учащиеся неоднократно были ведущими на праздниках городского уровня, посвященным различным знаменательным датам. Некоторые связали свою судьбу с профессиональной актерской деятельностью.

Оглядываясь назад, можно уверенно сказать, что сложившаяся методологическая система обучения, творческие формы и методы театрального направления способствуют более динамичному раскрытию и развитию творчески одарённой личности на театральном отделении, в условиях ДШИ.

















Литература

  1. Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности. Н.Новгород: ВГАВТ,1998. - 31 с.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1997. -34 с.

  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999, - 224 с.

  4. Выготский Л.С. О признаках детской одарённости// Вопросы психологии - 2003.

  5. Грязева В.Г. Особенности развития личности одаренных детей /Психологические особенности развития творческих способностей ребенка. Материалы научно-практической конференции. Часть 11.-Ч., 1992, с. 17-19.

  6. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. М.-Ч., 1993. - 65 с.

  7. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 194 с.

  8. Ершов П.М. Сочинения: В 3-х т. M.: ТТО «Горбунок», 1991. - T.I: Технология актёрского искусства. -М., 1992. - 288 с.

  9. Захава Б.Е. Действие — основа театрального искусства//Театр. 1950, № 12, С. 72-81.

  10. Ильина В.А. Воспитание учащихся средствами театрального искусства в России втор. пол. XIX нач. XX вв. М., 2002. - 217 с.

  11. Корогодский 3.Я. Начало. СПб.,. 1998.

  12. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: Учебное пособие/ под редакцией А. М. Матюшкина - М.

  13. Петров В.А. Нулевой класс актера / В.А. Петров. - М.: Сов. Россия, 1985. - 80 с.

  14. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т., М.: Искусство, Т. 2, 1989.

  15. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х т. Второе изд, исправл. и дополн., Общ. научн. ред. М.О. Кнебель, М.: Искусство, 1995.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евсюкова Людмила Ивановна

Дата: 21.10.2021

Номер свидетельства: 589213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства