«Особенности жилища западных районов Белгородской области»
«Особенности жилища западных районов Белгородской области»
Методическая разработка предназначена для студентов всех специальностей, поскольку современный специалист должен владеть не только общетеоретическим материалом, но и знать истоки народной культуры, богатое прошлое родного края.
Автор осуществил исследование, систематизацию и дал анализ имеющегося краеведческого материала. Это дало возможность раскрыть поставленные цели и задачи, проследить специфику и особенности строительства жилища западных районов Белгородской области.
Методическая разработка составлена в соответствии с современными требованиями дидактики, нацелена на развитие творческих способностей студентов. Структура разработки соответствует методическим требованиям. Определены цели, задачи, раскрытие вопросов чётко соответствует предложенному плану. К написанию разработки автор использует архивные материалы, воспоминания очевидцев, документальные материалы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка предназначена для студентов всех специальностей, поскольку современный специалист должен владеть не только общетеоретическим материалом, но и знать истоки народной культуры, богатое прошлое родного края.
Автор осуществил исследование, систематизацию и дал анализ имеющегося краеведческого материала. Это дало возможность раскрыть поставленные цели и задачи, проследить специфику и особенности строительства жилища западных районов Белгородской области.
Методическая разработка составлена в соответствии с современными требованиями дидактики, нацелена на развитие творческих способностей студентов. Структура разработки соответствует методическим требованиям. Определены цели, задачи, раскрытие вопросов чётко соответствует предложенному плану. К написанию разработки автор использует архивные материалы, воспоминания очевидцев, документальные материалы.
Данная разработка носит познавательный, развивающий характер, способствует привлечению внимания студентов к истории и культуре родного края.
Рецензент
К.И.Н. доцент кафедры всеобщей и российской истории
Исторического факультета «НИУБелГУ» И.Т.Шатохин
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3-4
Основная часть……………………………………………………………………5-15
Заключение …………………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………………17
Приложения……………………………………………………………………...18-21
Введение.
Территория нынешней Белгородской области уже была заселена во времена Киевской Руси. В результате татаро - монгольского нашествия огромные просторы от Оки до Перекопа оказались обезлюдевшими и стали называться Диким Полем. Дикое Поле было тем местом, где крестьяне и холопы спасались от феодального гнета, наиболее отважные из них выходили далеко в Поле, становились вольными людьми-казаками.
В конце XVI- в начале XVII века начинается заселение территории по решению царского правительства. Строятся города - крепости: Болховец, Карпов, Нежеголь, Яблонов и другие. Переселяются в них люди из самых разных территорий.
В этот же период начинается массовая эмиграция черкас (украинцев), бежавших от гнета Польши.
Украинцы заселили и слободу Томаровку, возникшую в середине XVII века на Ворскле.
Все переселенцы приносили с собой свои обычаи и обряды, а также технику строительства жилища.
Жилище - один из наиболее существенных и чрезвычайно сложных элементов культуры. С одной стороны в нем сохраняются многовековые традиции, способные донести до исследователя знаковую историческую информацию о социальной жизни, культурно бытовых связях, на этапах исторического развития народа.
С другой- в жилище происходят постоянные изменения.
Так, в древности не только на нашей территории, но и практически во всей Европе, жилище - полуземлянка, без окон, крыша опиралась на землю.
Позже дом «вырастал» из земли- строилось срубное жилище с печью « по- черному», такое жилище существовало до начала ХХ века, кое- где и до 50-х годов ХХ века.
На Руси считали человека, не имевшего своего жилья, несчастным, бобылем. Каждый мужчина обязан построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Эта мысль усваивалась мальчиками еще в детстве не по нравоучениям, а по опыту своих близких, по опыту окружающих. Святое отношение к своему дому складывалось в течение многих веков, что отразилось в многочисленных пословицах и поговорках.
- Свой уголок - свой простор. Своя хатка - родная матка. Приведи Бог и собачке свою конуру. В гостях хорошо, а дома лучше.
А еще сынам да внукам заповедовали: « Всякий дом хозяином держится».
Многие традиции, обычаи и обряды, связанные со строительством жилища, постепенно забываются, все меньше остается людей, свидетелей прошлого.
Очень важно изучить технику строительства жилища, особенности интерьера и хозяйственных построек, чтобы сохранить в памяти молодежи.
Собранный материал можно будет использовать на занятиях в колледже и во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучение традиционного жилища населения западных районов Белгородской области.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
-выявить особенности выбора места, времени, материала для строительства жилища;
- Изучить основные типы построек, характерных для изучаемых районов;
- Проанализировать особенности внутреннего пространства жилища;
-Рассмотреть типы хозяйственных построек;
- Изучить роль жилища в духовной культуре населения.
Объект исследования: история развития традиционного жилища населения Белгородской области.
Предмет исследования: традиционное жилище населения западных районов области.
Территориальные рамки исследования: исследования проводились на территории Борисовского, Грайворонского и Яковлевского районов.
Исследования велись с мая по октябрь 2012 года.
Основная часть.
Выбор места, времени и материала для строительства.
Выбор места для строительства жилища, прежде всего, определялся практическими соображениями: приближенность или удаленность от дорог, источников воды, церкви, мест торговли и т.д. « Однако то единственное место, на котором будет построен дом, должно обладать еще и наивысшей ритуальной (символической) ценностью» (А. Байбурин).
Никогда в старину не строились там, где проходила дорога, иначе все благополучие будет уходить из дома.
Нельзя было строить дом на том месте, где случилось с людьми какое- либо несчастье или пролилась кровь (где поранились топором, серпом или косой до крови). Места, где находили человеческие кости, были совершенно непригодны для строительства.
Если построить дом на спорном участке, то в доме будут бесконечные споры.
Не ставили дом там, где падала капель, иначе жилье будет очень сырым.
Запретным местом было и то, на котором находилась баня, которая считалась местом нечистым, потому что в ней не вешали икон.
Счастливым местом считалось то, где уляжется отдыхать рогатый скот. Корова выбирает только спокойное, хорошее место.
Очень ценилось уже обжитое место, поэтому старались, по возможности, поставить дом рядом с родительским, на «батьковщине».
Выбранное место проверяли. Песком обозначали место будущего дома, по четырем углам сыпали золу или зерно и оставляли на ночь, если было не тронуто, место хорошее.
Существенным условием успешного строительства жилища считался правильный выбор времени начала строительства. Бытовало представление, что удача будет сопутствовать, если начать строительство в великий пост и в новолуние. Считалось необходимым, чтобы строительство захватило по срокам Троицу. Об этом в поговорке: « Без Троицы дом не строится».
Особенно внимательно относились к конкретному дню строительства.
Если начать стройку в день памяти мученика, не доведешь стройку до конца. Старались выбирать день памяти преподобного. Кроме того, нельзя было начинать строительство ни в понедельник, ни в среду, ни в пятницу (постные дни), ни в субботу, а только во вторник или четверг. Если начать в субботу, то так и будешь строить по субботам.
Ни в коем случае нельзя начинать строительство жилища в праздник.
В Томаровке одна семья заложила дом в Пасху. Прошло более тридцати лет, стройка перешла уже к третьему хозяину, а конца и не видно. ( Приложение № 1).
Очень ответственно относились и к выбору стройматериалов. Основным материалом для строительства жилья издавна было дерево. С деревьями у русского народа связано много обрядов и запретов.
В некоторых селах, граничивших с Харьковской областью, « проклятыми» считают ель и осину. До сих пор бытует поверье, что если у дома посадить ель, то когда она перерастет крышу дома, умрет хозяин или начнутся беды в семье.
Предпочтительным материалом для строительства жилища считается дуб. Он не боится сырости, от нее твердеет, дубовый дом стоит не одну сотню лет. Если нельзя было заготовить дуб на весь дом, то старались сделать из него хотя бы первый венец.
В целом ,у нас в области применяется для строительства около 30 пород деревьев.
Но не всякое дерево в стародавние времена годились для стройки. Нельзя было рубить «священные» деревья, такими считали выросшие на кладбище или на месте церкви. Не использовали уродливых, раздвоенных или очень высоких деревьев. Не годились на стройку высохшие на корню деревья, считали, что в доме может поселиться болезнь « сухота». Запрещалось рубить и деревья, выращенные человеком.
Деревья, выросшие на перекрестках, считали «буйными». « Им приписывались особые свойства - разрушительная сила, скрытая и тайная, угадать и указать которую могут только колдуны. Такое дерево, с корня срубленное и попавшее между двумя бревнами в стены избы, без всяких причин рушит все строение и обломками давит насмерть неопытных и недогадливых хозяев. Даже щепа от таких бревен положенная со зла лихим человеком, ломает и разрушает целые мельницы» (С.В. Максимов).
Заготавливать лес для строительства знатоки советовали в новолуние, заготовленный на ущербе луны будет гнить. Рубили лес на стройку с декабря по февраль.
2.Основные типы построек.
Переселенцы с северных территорий и на Белгородчине строили «рубленые» дома, а черкасы (украинцы)- хаты-мазанки.
Не один век сохранялась традиция в основании дома вместо фундамента укладывать дубовые пеньки. В Томаровке до сих пор стоят дома на пеньках.(Приложение 2).
По периметру будущего дома копались ямы на расстоянии одного метра друг от друга глубиной от 60 см до 1 м (в зависимости от вида почвы).
В них укладывались обожженные на костру пеньки. Под пенек в будущем красном углу клались деньги, шерсть и ладан, чтобы жилье в доме было не бедным. В пнях делали вырезы и на них клали первый венец - подвалины. Когда связали венец, обязательно хорошо угощали плотников, и в этот день больше ничего не делали.
Если было достаточно дерева, то рубили клеть. В противном случае в подвалины врезались вертикальные столбы - стояны, вверху соединяли переводинами, т.е. горизонтальными бревнами. Врезались дверные и оконные косяки (лудки, ушаки). Простенки могли забирать тонкими бревнышками, которые ставились вертикально или короткими горизонтальными плахами, горбылями.
В годы Великой Отечественной войны и после нее, когда не хватало стройматериалов, простенки забирали плетнем из хвороста.
Так было построено в 1943 году одно изданий Серетенской школы, которое простояло до 1972 года.
Строили и так называемые « топтанные» дома. В простенках устанавливали опалубку и нее утаптывали смесь глины с песком и соломой.
Из такой смеси делали и саман- глиняные кирпичи. Их сушили на солнце, а потом на глиняном растворе выкладывали из них стены.
Были и литые хаты. В опалубку укладывали хворост или пучки соломы (как арматуру), а затем лили глиняный раствор. Когда он высыхал, опалубку поднимали выше и снова заливали. Такой дом было под силу построить молодой семье, никого не привлекая.
После войны стали строить литье дома из шлакобетона. Основу его составляли столбы из кирпича. ( Приложение № 3).
Когда стены сооружены, поднимается матица( по укр. сволок), на ней держится потолок. В наших местах для этой цели использовали вербу, она не прогибается под тяжестью потолка. Перед подъёмом матицу перевязывают рушниками. Как объяснила Першина Наталья Захаровна, чтобы хата не была «голой». В матице делали сквозные прорези, чтобы положить потолочины.
Дальше устанавливали стропила, соединяли ригелям, клали латы, т.е. набивали доски.
Хозяин готовил хату для помазки. Для этой цели использовали небольшие клинышки и забивали их между бревнами, если дом рубленый.
В других случаях дом решетили: набивали тонкие стебли орешника. В настоящее время используют дрань- тоненькие деревянные пластинки.
Привозили серую глину, песок, мелко рубленную солому, делали большой замес. Месили ногами мужики, а если была такая возможность, то конем.
На следующий день собираются помочи, т.е. приходят родственники, соседи, друзья, просто односельчане, чтобы помочь обмазать глиной изнутри и снаружи. Когда начинают мазать потолок, зовут на чердак хозяйку, чтобы она бросила в красный угол три горсти глины.
Во время дружной работы много шуток, розыгрышей, пытаются бросить хозяина в замес, он откупается вином и конфетами. По окончании работы все уходят домой помыться и переодеться, а потом приходят на обед. Хозяева щедро угощают своих помощников, обязательно зовут гармониста, и веселье длится иногда и до полуночи.
Для следующей операции - шпаровки глиной с песком (штукатурки) обычно приглашали женщин, мастериц в этом деле. Работа эта непростая, поэтому сложилась такая поговорка: « Дом шпаруют не деньгами, а здоровьем».
Побелкой хозяйка занималась сама. Полы долгое время( до 60-х г.г. ХХ века) были земляными, глинобитными. Глину хорошо утрамбовывали, раз в неделю полы смазывали водой, а раз в две недели глиной с конским навозом.
Крыши домов чаще всего были четырехскатные, крыли их « Ильинским тесом» т.е. соломой, скошенной к Ильину дню. Для этой цели годилась ржаная солома, рожь растет высокой, стебель у нее прочный.
Покрыть крышу соломой « под глинку» мог не каждый. Во многих селах Яковлевского района мастерски крыл крышу Иванчихин Илья Моисеивич, житель поселка Томаровки, ныне покойный.
Готовясь крыть крышу, возле дома капали яму, разводили в ней раствор белой глины, замачивали в ней снопы. Через 2-3 дня приступали к работе: при помощи цыбура (журавля - подъемника) доставали из ямы снопы и подавали мастеру. Он их развязывал и укладывал на доски нижний ряд тесно-тесно гузырем вниз, следующий ряд укладывал так, чтобы он перекрывал 1-й и т.д. Все время расчесывал солому специальной щеткой и щедро поливал раствором белой глины. В конце работы большим ножом обрезал край крыши - стреху.
Стреха спускалась над стеной, прикрывала от размыва дождем.
На зиму такая хата утеплялась, ее пележили, т.е. обставляли стеблями кукурузы, подсолнечника, или же забивали вокруг хаты жерди и за ними набивали солому.
Вокруг хаты устраивалась завалинка-присьба. Взбивались колышки, за них ставилась доска, затем расстояние между стенкой и доской набивалось круто замешенной глиной. При побелке хаты снаружи завалинку подводили охрой. Когда хорошо уплотнялась и высыхала глина, то доску убирали. На завалинках любили сидеть старики.
В начале ХХ века в Томаровке было 5148 жилых строений, из них 22 каменных и кирпичных, 22 крытых железом. 5126 хат были крыты соломой или камышом.
На улице 6 августа в Томаровке сохранились 2 кирпичных дома конца ХIХ века. ( Приложение № .4.).
В 30-е годы ХХ века в исследующих районах стали строить дома - пятистенки с холодной верандой. Пятистенками называют дома, в которых пятая стена делит пространство на две половины.
Веранда делилась на две части: застекленная часть и кладовка с маленьким окошком. Веранда имела два крыльца: красное с улицы, и рабочее - во двор.
В настоящее время веранды утепляют и делают дополнительное жилое помещение. (Приложение №5).
Практически до 80-х годов ХХ века при строительстве жилья главной была традиция: « Как отцы наши жили, так и нам велели».
Внутреннее пространство дома.
В любом доме исстари два центра. Один из них - красный угол, в котором размещены иконы, полочка - божница, перед иконами - лампадка, которую зажигали в праздники. Красный угол старались ориентировать на восток или на юг.
Любимыми и обязательными иконами были Спас - Вседержитель, икона Казанской Богоматери, Николая Чудотворца, Егория. В некоторых домах было более десятка икон. Иконы убирали красивыми рушниками - набожниками. На божнице лежали сретенская и богоявленская свечи, благовещенская просфора, веточка вербы, троицкий букет.
В красном углу стоял стол, покрытый настольником или вышитой скатертью. За столом в красном углу происходили все значимые события семьи. Сватанье невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу, из красного угла родного дома ее увозили в церковь на венчание, а после привозили в дом жениха и тоже вели в красный угол.
Самого почетного гостя сажали в красный угол, под иконы. Утром и вечером молились на иконы в красном углу. Во время жатвы первый и последний сжатый сноп несли украшенный цветами с поля и ставили в красный угол.
Другим своеобразным центром избы была русская печь.
У всех древнейших народов мира огонь был в качестве посредника между людьми и богами, обитающими на высоком небе. Домашний очаг был первым жнертвенником, на котором чествовались божества. Очаг, на котором пылал огонь, охраняющий целость и счастье родственного союза, был главной святыней. Поклонением очагу легко объясняется и славянское гостеприимство. Всякий странник, входя в избу, как бы отдавался под охрану горящего в очаге огня. Не принять странника, обидеть гостя, значило: нарушить уважение к святыням очага и к кровным, семейным связям - грех самый ужасный по понятиям патриархально воспитанного человека.
Русская печь - очень древнее изобретение, трудно сказать, когда она впервые была сделана человеком.
Выложить хорошую печь всегда считалось делом непростым. Мастера - печники в деревне всегда очень ценились, в Томаровке славился своими печами мастер по прозвищу Штыб.
Печь обогревала жилище. В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили фрукты, грели воды, старики и дети на ней спали.
Для приготовления еды использовали специальную посуду: горшки, чугунки с маленьким дном и выпуклыми боками. В печи весь жар не на поду, а выше. Ставили и вынимали горшки из печи ухватами (рогачами), для сковородок были чапельники.
Пища, приготовленная в русской печи по вкусу очень отличается от приготовленной на открытом огне.
Топили печи соломой, дровами, а также кизяками. Кизяки делали из коровьего навоза. В навоз добавляли солому, топтали ногами, а потом накладывали в специальные станки - ящички без дна, выкладывали на песок. Долго сушили, переворачивая их на солнце.
Мебель была деревянной, обычно самодельной или сделанной деревенским мастером. В Томаровке было много хороших столяров.
Практически каждое хозяйство изучаемых районов сеяло лен и коноплю. Из конопляного волокна на домашних ткацких станах ткали холст, из которого шили рубахи, ткали скатерти, рушники. Особенно славились скатерти борисовских мастеров.
Из овечьей шерсти ткали ткань для сарафанов, для портков мужских, ткали ложники (типа одеяла).
Хозяйственные постройки.
В нашей местности все надворные постройки возводятся чуть поодаль от жилья, замыкая двор по периметру. В старину параллельно избе ставился обычно коровник, дальше другие постройки. Такое расположение построек хорошо защищает от ветров.
В настоящее время параллельно дому обычно строится летняя кухня или гараж, а поперек двора - сараи, мастерские. Получили широкое распространение теплицы.
Встречается и иное расположение хозяйственных построек ( с. Мощеное, Почаево, Кустовое). Справа от дома - чистый двор, где летняя кухня, мастерская, за ними сад и пасека. Слева- скотный двор, в котором размещены коровник, свинарник, курятник.
Для хранения зерна, муки и других продуктов строили в старину амбары. Пол амбара обычно поднят на столбах, это обеспечивало проветривание помещения и некоторую защиту от грызунов. Амбары имели предамбары - навес с полом, к выходу вели 2-3 ступеньки.
Коровник - помещение для коровы, имело обязательный помост, ясли, куда клали корм для коровы, отверстие в стене для стока жижи, волоковое окно для того, чтобы выбрасывать навоз.
Конюшни строились так же.
Для свиней делались закуты.
Курятники обычно невысокие, небольшие, оборудованы насестом. В каждом дворе обязательно был погреб,. В далекой древности наши предки делали хозяйственные ямы: зерновые, для содержания молодых животных, мусорные. Ямы были разные, цилиндрические, с закругленным дном, грушевидным и т.д. Ямы вместо погребов использовались и после Великой Отечественной войны, когда для восстановления разрушенного народного хозяйства не хватало стройматериалов.
Погреба строят двух типов. Более древний - погреб с погребицей. Выкладываются стенки из мела, кирпича или литые из шлакобетона, перекрывается потолок, в нем оставляют лаз. Сверху делают двускатную крышу, опирающуюся стропилами на землю. Это погребица, в которую можно положить корзины, ящики и др.( Приложение № 6).
Более современный тип погреба- с шеей, или с выходом. Потолок перекрывается плитой, в одной из стен делают выход со ступеньками, шею так же стараются перекрыть железобетонной плитой. На погреб насыпается холм земли.
В прошлом хозяйственных построек было больше. Для того чтобы положить снопы, строили клуню. Пунька - небольшое строение, чаще всего плетневое, без печки. В пуньке спали молодые и хранили вещи.
Половень, или сеновал - помещение для хранения сена.
Навесы - для хранения телег, саней, упряжи и др.
Крестьяне старались огородить свой двор, отделить его от огорода, чтобы скотина не наделала « шкоды».
Изгороди в наших местах были разнообразными. Самыми доступными были плетень, тын, частокол.
Частокол берет свое начало от древних крепостей, когда для ограждения вкапывались вертикально заостренные вверху столбы. В более позднее время для частокола брались тонкие жерди.
Тын в наших местах был широко распространён. Устраивался он так. Вкапывались вертикальные столбики, к ним прибивались две - три горизонтальных жерди (глицы). Хворост - ветки орешника или ольхи рубились одинаковой длины и ставились вертикально.
Плетни делались иначе. В землю вкапывались вертикальные жерди и оплетались хворостом. Плетение могло быть разным: в одну хворостину в три - косичкой, в 5- шаром и др.
Состоятельные хозяева старались поставить настоящий забор из доски. Для забора используют шпунтованную доску, из нее забор будет без щелей. Если берется простая доска, то сверху набиваются нащельники.
Для ворот нужны бруски, из которых собирается коробка, которая потом забирается узкой дощечкой.
Верхняя половина ворот собирается в ёлочку, а нижняя - параллельно.
Навешивались ворота на верею, укрепляет или на пяту( как в современных холодильниках) или на жиковины ( кованые петли). Рядом с воротами делали калитку. Над воротами и калиткой устраивалась крыша (навершие) чтобы укрыть от дождя. Над воротами в старину устанавливали икону. ( Приложение №7)
Такие ворота и очень интересный палисадник были сделаны Першиным Иваном Дмитриевичем (1927 г. рождения, умер в 1992г.)
Ворота - символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Ворота - опасное место, где обитает нечистая сила.
В ворота старались не заходить: боялись встречи с нечистой силой. Покойника выносили в ворота, как только его вынесли, ворота на минуту прикрывают: преградить путь смерти.
На Крещение на воротах мелом ставили кресты, оберегающие от нечистой силы. На Троицу на ворота вешалась ветка осины.
На Егория Вешнего (6 мая), в день выгона коров на пастбище, хозяйка растилала в воротах свой пояс, клала топор и замок, через них прогоняла корову.
В свадебном обряде ворота - преграда на пути участников свадьбы: перед молодыми запирали ворота и требовали выкуп.
Ворота были местом девичьих гаданий.
5.Роль жилища в духовной культуре русского народа.
Русский писатель Дмитрий Балашов писал: « Должен быть у человека свой дом, свое место среди обширной земли своей, свой корень и исток, ибо без этого и на своей земле - нет у человека родины. В чужом доме и мир чужой. И человек на земле без дома предков лишь вечный отверженный небом странник, обреченный только смотреть, проходя мимо, на чуждую ему жизнь» (Д. Балашов).
Чтобы в дома ладно жилось, надо было и правильно справить новоселье. Лучшими днями для этого были 14 сентября, день Семёна - летопроводца и Введение (4 декабря).
« В нашем народе существует примета, что постройка нового дома влечет за собой смерть хозяина, и другая, что тот из родичей умрет раньше, кто прежде всех войдет в новый дом (по требованию старинного обряда, первым входит старший в роде). ( А. Н. Афанасьев, т.2, стр. 45).
В Курской губернии перед новосельем отрубают голову курице на пороге. Мясо курицы не едят.
В новый дом запускали петуха или кошку на ночь, чтобы на них пала беда.
Православные в новый дом для его освящения зовут священника. Священник служит молебен, кропит дом святой водой, в углах клеит крестики.
Уже в детстве понимали, что свой дом требует постоянной заботы.
Домом жить - обо всем тужить.
Дом вести - не лаптей плести.
Вести дом - значит наполнять его душевным теплом и радостью, устанавливать в доме мир и лад. Вести дом – заботиться о продолжении рода, жить в мире и согласии с соседями.
Дом ждет неустанной заботы не только хозяина, но и хозяйки.
Добрая жена дом сбережет, а худая рукавом растрясет. Горе тому, кто не порядком живет в дому.
Двух одинаковых домов не найти, даже если эти жилища построены по одному проекту и одними мастерами: уклад, внутренний мир - разный.
И снова я обращаюсь к Д. Балашову: « …что такое дом? Ежели дом лишь место, где есть, и спать, да хранить утварь да лопоть, да запас на зиму - это еще не дом! Дом там и жизнь там, где от покойной бабки веретено и кожух отцов, и зарубка, что сделал покойный брат, уходя на войну (да и не воротился с поля). И детство и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг….
….Что такое дом? Вся жизнь, труды, радости, воспоминания»
Заключение.
Планировка поселений, жилища Белгородской области сложилось, в основном, в XVII- XIX веках и сохранилась до сих пор во многих старинных поселениях.
Сложность этнического состава населения данной территории обусловлена длительными историческими процессами. Соседство русских и украинцев привело к появлению в зонах их контактов смешанных этнокультурных групп, что отразилось в жизни населения, проживающего в приграничной зоне.
Изучение традиционного жилища показывает, что жилище - это сложный комплекс традиционной народной культуры. Для нашего региона можно выделить характерные признаки: техника сооружения срубных стен, земляного пола, глиняного потолка низкой жилой постройки, покрытой соломой четырехскатной крышей, со стенами, часто обмазанными глиной и побеленными, с открытым типом двора , огороженного плетеными хозяйственными постройками, двухкамерный и трехкамерный план жилого дома, наличие духовой русской печи, традиционное расположение печи, переднего угла, стола.
Выбор используемого строительного материала зависит от территории расселения, наличия лесов, от имущественного положения крестьянина. В основном использовали местный строительный материал. Привозной хвойный лес начинали использовать во второй половине двадцатого века. Деревья использовали в зависимости от качества древесины. Самым лучшим считался дуб, а древесину лиственных пород - берёзы, ольхи и осины - применяли в основном для открытых элементов, доступных для осмотра и проветривания - стоек, подствавок, стопил, обрешетки, а так же для опалубки, лесов, временных креплений котлованов и траншей.
В результате полевых исследований было выявлено, что сплошной кирпичный или каменный фундамент на исследуемой территории появился довольно поздно. В целом до середины ХХ века было характерно использовать « стулья», «стояки» (дубовые пни, чурки, столбики) вместо фундамента. Характерной чертой было утепление фундамента завалинкой. Повсеместно распространены были земляные полы, при этом техника их настила (трамбовка глины) как для русских, так и для украинцев одинакова, аналогичны и используемые при этом материалы: глина, солома, навоз (коровий, реже конский). Деревянные полы стлали редко из-за дороговизны строительного материала.
В целом для южных русских наиболее распространенной техникой строительства дома был сруб из круглых, очищенных от коры, но неотесанных бревен. В бедных хозяйствах в целях экономии бревен их иногда рубили пополам. Это подтверждается данными полевых исследований.
Источники
ГАБО, Ф 1723, оп 1. Д 160, Л. 1- 29, Д. 67. Л. 1- 48 – дневники Т.Я. Рязанова, краеведа из с. Головчино Грайворонского района.
Литература
Афанасьев А.Н. « Поэтические воззрения славян на природу», М, 1995, Т.». стр 45.
Байбурин А. К. « Жилище в обрядах и представлениях восточных славян» М, 1983 « Наука»
Балашов Д. М. Собрание сочинений в 6 томах. М, 1991 г. « Художественная литература» т. 1, стр. 388
Бломквист Е. Э. « Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов, М, 1956 г.
Максимов С.В. « Нечистая, неведомая и крестная сила», Смоленск, 1995 г.