Воспитание патриотических чувств в преподавании мировой художественной культуры
Забавина Вера Федоровна, учитель мировой художественной культуры МОУ СОШ № 9
г. Переславля-Залесского Ярославской области
В последние годы произошли значительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях кризиса, социокультурных проблем, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед проблемой патриотизма современного россиянина. Молодое поколение XXI века, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Всеобщая компьютеризация, технологизация общества привела к тому, что молодые люди много знают о мире, но мало понимают о своих отношениях с этим миром.
Формирование устойчивых мировоззрений — важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому важным должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. На мой взгляд, предметы гуманитарного цикла позволяют создать такие условия. Изучение такого предмета как МХК позволяют не только дать ученику необходимые знания, но и воздействовать на чувства детей. Именно это воздействие представляет собой наиболее сложную область воспитательной работы. Многие родители предпочитают обращаться к сознанию детей и не всегда представляют себе, как воздействовать на чувства ребенка. Важную роль в этом процессе играет школа.
В. А. Сухомлинский, отмечал, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В. А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Время лишь подтверждает слова замечательного педагога. Действительно, для сохранения и совершенствования нравственных качеств личности необходимо, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.
Одним из направлений формирования нравственного самосознания учреждение считает экологизацию учебного процесса. Мы тесно сотрудничаем с Национальным парком «Плещеево озеро», принимаем участие во всех акциях национального парка, экспедициях «Мы – дети Волги». Экспериментальная экологическая лаборатория, закупленная школой в рамках победы в Федеральном конкурсе, позволяет проводить исследования экологического состояния микрорайона школы и города в целом. Но важно протянуть связующую нить от экологического эксперимента к экологии души. Именно предметы гуманитарного цикла позволяют учителю общаться с ребятами не только на уровне «учитель – ученик», но и на духовном уровне. Изучая литературные произведения классиков, выдающиеся произведения живописи, учитель может напрямую воздействовать на чувства ребенка. При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает, главным образом, по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель — испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя, либо восхититься произведением искусства. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе дома или в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, в музей, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, наиболее полюбившиеся произведения искусства, сфотографировать их, оформить видео или фотомонтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе, прекрасному. Особенно ярко такие переживания возникают у учащихся, когда речь идет о малой родине, когда дети познают новое, неизведанное о тех местах, в которых они выросли. В нашей школе реализуются краткосрочные и длительные межпредметные проекты краеведческой направленности, которые охватывают предметы гуманитарного цикла. Они как нельзя лучше позволяют пробудить в учащихся чувство гордости за свою родину, реализовать свои творческие способности. Так, к юбилею нашего города был реализован межпредметный проект «Переславль сквозь века», охвативший I – III ступени обучения. В рамках проекта был издан сборник стихов, сочинений, эссэ о родном городе, подготовлены мини-проекты о творчестве местных поэтов, писателей. Ребятам была дана возможность проявить свои художественные способности, приняв участие в создании картинной галереи, выставке творческих работ по номинацитям «Художественная фотография», «Макет», «Вышивка», «Видеофильм о моем городе», подготовлены презентации: «История Переславского краеведческого музея», «Монастыри Переславля», «Исчезнувшие церкви Переславля». В рамках предмета истории учащимися проведена большая исследовательская работа в местных архивах, позволившая им глубже узнать историю города, изучить известные переславские династии, создать карту старого города с указанием наиболее значимых исторических памятников. По завершении проекта была проведена гостиная «Переславль сквозь века», которая явилась «погружением» в различные периоды культуры нашего города. Реализация таких проектов, на мой взгляд, не только вызывает у учащихся патриотические чувства, но и способствует их закреплению.
Яркая, богатая жизнь семьи, классного коллектива, хорошо организованная родителями и педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.
Простое усвоение правил не обязательно приводит к нравственному развитию и совершенствованию личности. Школа не может не учитывать того, что дети находятся под влиянием окружающей среды, разных жизненных условий. Складывающийся в процессе жизни нравственный опыт детей не всегда совпадает с целями школы в нравственном воспитании, а в некоторых случаях находится в противоречии с ними. Поэтому школа строит воспитательную работу на основе точного учета нравственного опыта ребенка и стремится к закреплению моральных принципов, принятых в обществе. Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения.
Для наиболее эффективного воздействия на формирование нравственного самосознания учащихся мы проводим интегрированные уроки и внеклассные мероприятия. Например, при изучении произведений великих классиков о Великой Отечественной войне проводится интегрированное внеклассное мероприятие по МХК, истории, литературе, музыке, ИЗО в школьном краеведческом музее. Мероприятию предшествует выставка творческих работ учащихся о войне (рисунки, фотостенды, сочинения, стихи и т.д.). При анализе литературного произведения о войне на экране демонстрируются произведения живописи соответствующей тематики, звучат фрагменты произведений Шостаковича. На такие мероприятия приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, войны – интернационалисты нашего города - участники Афганской и Чеченской войн. Живое общение с гостями – участниками войн надолго остается в памяти ребят.
Важным в процессе формирования нравственного самосознания является отработка навыков и привычек поведения. Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько школа и семья заботятся о формировании полезных навыков и привычек. Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. А. С. Макаренко отмечал, что ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.
Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих воспитанников. Сочетание организации жизни детей с глубоким усвоением теории нравственности — основной путь нравственной закалки молодого поколения.
Современная педагогика придает большое значение исследованию источников и стимулов нравственного развития личности в процессе нравственного воспитания. Отработать и сформировать хорошие привычки и навыки помогают ролевые игры. В течение пити лет в рамках внеклассной работы по МХК, истории, литературе, музыке, краеведения в нашей школе организуются «погружения» в различные культурные эпохи. Учителю МХК отводится роль координатора таких проектов, так как предмет охватывает многие области знаний. Например, при «погружении» в эпоху русской культуры 19 века учащеся изучают манеры этикета данного периода, историю костюма различных сословий, учатся исполнять танцы «менуэт», «вальс», «полонез» и др. Затем учащимся предлагается сыграть роли известных меценатов, дворян, князей, купцов, писателей, художников и членов их семей. Ребята изучают родословную соответствующей династии, с помощью учителей составляют сценарий заключительного мероприятия (например, «На балу у императора Николая II »). Как правило, такие балы подурочены под Рождество. Пропуск на бал только в костюме соответствующей эпохи. Учащиеся демонстрируют манеры этикета, танцы, костюмы, разыгрывают театрализованные представления. Хотя такие мероприятия для ребят, прежде всего, являются не отдыхом, а работой, они с удовольствием принимают в них участие. Важно, чтобы учителя были равноправными членами бала и выпоняли те же условия. Каждый ребенок оценивается учителем не только словесно, но и отметкой, ценными призами, дипломами. Ни один ученик не должен остаться незамеченным. В таких мероприятиях раскрываются даже самые молчаливые дети.
Важно иметь в виду, что нравственное развитие личности - это длительный процесс, включающий в себя и влияние учителей, родителей, социума и внутреннюю работу воспитанников над собой. К формированию нравственных качеств обучающихся приходится возвращаться на всех ступенях обучения, обогащая понятия детей новым, более глубоким содержанием, развивая и совершенствуя их чувства. Наряду с обогащением понятий, развитием нравственного сознания школьники приобретают новые навыки и привычки поведения.
Для формирования нравственного самосознания большое значение имеет формирование потребности нравственного совершенствования своей личности, нравственного самовоспитания. Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если:
- школьники стремятся к совершенствованию своей личности;
- осознают пути и средства самовоспитания;
- четко организована деятельность школьников по самовоспитанию в коллективе.
В формировании нравственных идеалов школьников важная роль принадлежит учителю. Всей своей работой он учит питомцев анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.
Библиография:
Аксенова Е.М. Воспитание чувств художественным словом. Пособие для учителя. - М., 1992.
Баранов Ю.А. Воспитание творчеством // В человеке все должно быть прекрасно: Из опыта работы по эстетическому воспитанию школьников Вологодской области / Сост. Ю.С. Широковский. - Архангельск-Вологда, 1994. - С. 56-63.
Белова О.С. "Любовь к родному пепелищу…" Использование краеведческих материалов в 8 классе // "Храни огонь родного очага" / Под ред. Н.С. Дурасовой. - Архангельск, 1995. - С. 59-69.
Беспалов В.И. О воспитании интересов к технике и искусству в процессе внеклассной работы // Искусство каждому школьнику / Под ред. Л.М. Тарасова. - М., 1996. - С. 51-76.
Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. - Л., 1992.
Варников А.В. Уроки рисования - не просто уроки // В человеке все должно быть прекрасно: Из опыта работы по эстетическому воспитанию школьников Вологодской области / Сост. Ю.С. Широковский. - Архангельск-Вологда, 1984. - С. 53-56.
Вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. А.И. Бурова. - М., 2002.
В человеке все должно быть прекрасно: Из опыта работы по эстетическому воспитанию школьников Вологодской области / Сост. Ю.С. Широковский. - Архангельск-Вологда, 2004.
Докусов М.А., Розенблат Г.Г., Чирковская Т.В. Задачи, содержание, пути и методы эстетического воспитания учащихся // Эстетическое воспитание в восьмилетней школе / Под ред. Г.А. Головановой. - М., 1993. - С. 3-87.
Друг наш, искусство / Под ред. Т. Курелла. - М., 1998.
Истратов Ю.П. К вопросу об изучении эстетических идеалов учащихся-старшеклассников городских и сельских школ // Вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. А.И. Бурова. - М., 2002. - С. 46-61.
Козьминых Г.С. Из опыта работы классного руководителя по эстетическому воспитанию // Об эстетическом воспитании школьников / Под ред. Е.Г. Савченко. - М., 2000. - С. 34-45.
Мамыгин В.Г. Школьная киностудия // Искусство каждому школьнику / Под ред. Л.М. Тарасова. - М., 2006. - С. 76-87.
Маранцман В.Г. Лирика природы и эстетическое воспитание учащихся 5 класса // Эстетическое воспитание в восьмилетней школе / Под ред. Г.А. Головановой. - М., 2003. - С. 112-136.
Рудольская Е.С. Эстетическое воспитание учащихся. - Челябинкс, 2001.
Ткаченко Н.Н. "Человеку нельзя жить без Родины…" Изучение творчества В.И. Белова // "Храни огонь родного очага" / Под ред. Н.С. Дурасовой. - Архангельск, 2005. - С. 45-50.