Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по преподаванию предмета МХК в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС»
Урок по
мировой художественной культуре
в 10- ом классе
«Художественная культура эпохи Возрождения».
Учитель ГБОУ СОШ № 23
Волкова Л.И.
2015-2016
учебный год
г. Севастополь 2016
Цель: создать в воображении учащихся яркий, запоминающийся художественный образ изучаемой эпохи, определить ее характерные черты, ее многогранность и многомерность.
Задачи:
-формирование у обучающихся личностного опыта восприятия произведений искусства, приобретение навыков оценочных суждений;
-систематизация и обобщение знаний по данной теме,
- воспитание эстетического вкуса и интереса к предмету.
Интерактивные стратегии
1. презентация к уроку с иллюстративным рядом.
2. заполнение таблицы.
3. решение задач.
4. Синквейн
Дидактический материал
1. Иллюстрации
2. таблица
3. Карточки с заданиями
4. Памятка-алгоритм
Оборудование: презентация.
Опережающее задание: подготовить сообщения по темам:
«Архитектура раннего Эпохи раннего Возрождения в Италии;
«Скульптура эпохи раннего Возрождения в Италии»;
«Живопись эпохи раннего Возрождения в Италии».
Можно предложить учащимся сделать сообщения об отдельных памятниках искусства.
План сообщения:
Кем, где и когда были созданы наиболее известные произведения?
Как проявились особенности культуры Возрождения в данной сфере искусства?
Какие особенности архитектуры (скульптуры, живописи) можно выделить?
Каково ваше отношение к этим произведениям?
Оформление доски:
Эпиграф: «Античность, этот забытый мир вновь является
Возрождению, как древняя сказочная птица феникс».
М. В. Алпатов.
Вопросы:
-Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку?
-Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?
План:
Причины появления и особенности культуры Возрождения в Италии.
Отличия культуры Возрождения от культуры Средневековья.
3. Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV первая половина XVII)
Ход урока:
Презентация:
Учащимся предлагается внимательно посмотреть на первый слайд с иллюстрацией и сказать, в каком веке она создана?,
Кто автор этого произведения?,
Кто является героиней этой картины и почему?.
Учащиеся должны определить, что это картина Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем». Героиней этого произведения стала обычная юная мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие ее рук, легкая полуулыбка передают бесконечную любовь земной женщины к своему ребенку. За спиной мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. И, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, Леонардо изобразил землю с огромной высоты.
Почему он это сделал?.....
Вводное слово учителя:
Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что Леонардо да Винчи родился в 1452 году когда в Италии, а затем и в других городах Европы зарождаются новые идеи и представления об окружающем мире не похожие на традиционные.
Эти идеи и представления отразились в культуре Возрождения.
Учитель характеризует место, условия, причины появления нового мировоззрения.
Сам термин «Возрождение» возник в среде флорентийских поэтов, художников и знатоков древности именно тогда, когда в Европе, в ее культурной и общественной жизни стали происходить существенные изменения. Начиналось Возрождение очень скромно и не повсеместно. Родина - несомненно Флоренция –«Афины Италии». Именно во Флоренции складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Гуманисты стали отыскивать , переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь статуи. Слово «Возрождение» появилось в труде живописца, архитектора, историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. Гуманисты не стремились, однако, возродить античную культуру на ее же собственном фундаменте – олимпийской религии и языческой мифологии. Почти все живописцы, скульпторы, композиторы Возрождения работали в русле церковной тематики, в церковных жанрах и формах.
Учащиеся на основе рассказа составляют схему:
«Характерные черты эпохи»
Изучение наследия античности. Соединение античной культуры с христианством.
Интерес к человеку и его делам
Воспевание красоты природы.
2. Практикум:учащиеся выполняют задания, позволяющие им понять черты, отличающие культуру Возрождения от средневековой культуры.
Задания для учащихся:
На основе приведенных высказываний гуманистов определите их отношение к человеку, природе, церкви.
«Нет на земле ничего более угодно богу, чем люди, соединенные общественными узами».
Ф. Петрарка
2. «Человек …есть нечто наилучшее… и даже более чем
наилучшее.»
Дж. Манетти
3. «Ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с
помощью органов вкуса, зрения, слуха, обоняния, осязания,
без чего мы не можем жить, без добродетели же можем. Так
что, если кто то жесток и несправедлив, по отношению к
любому из чувств, он действует вопреки природе и вопреки
своей пользе».
Лоренцо Валла
4. « То, что присуще нам от природы, менее всего достойно
осуждения.
П. Браччолини и др.
После устного обсуждения учащиеся заполняют третий столбец сравнительной таблицы:
Отношение
Средние века
Эпоха Возрождения
К человеку
Человек-греховное существо по своей природе, он не достоин внимания.
Интерес к человеку и его делам, воспевание чувств, изображение реалистичных черт ,цель жизни – в труде на пользу людям.
К природе
Природа лишь творение бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей.
Воспевание красоты природы, изображение людей на фоне пейзажа.
К античной культуре
Античная нехристианская культура осуждалась церковью
Возрождение античной культуры, ее изучение и использование ее в качестве образцов.
К Богу и церкви
Христианство, церковь играла первостепенную роль в жизни людей.
Не отвергали христианство, античные образцы часто использовались в церковных жанрах и формах.
-Сделайте вывод о том, как изменились взгляды людей в эпоху Возрождения.
-Назовите культурологическую причину, почему именно Италия становится родиной эпохи Возрождения?
В эту эпоху возрождается интерес к человеку – умному, ловкому, сильному и красивому. К человеку, каким его видели и изображали художники древней Греции.
Слайд: Рисунок Леонардо с изображением пропорций человека.
Слово учителя:
Есть бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. Но всё в себя вмещает человек, Который любит мир и верит в бога.
Так скажет о том времени поэт “серебряного века” Николай Гумилёв. В ту эпоху люди верили: Человек может всё! Человек по своим достоинствам равен Богу.
Задание для учащихся:
Перед вами на листочках идеи христианского Средневековья и идеи гуманистов Возрождения. Отметьте значком те идеи, которые будут связаны с эпохой Возрождения.
Безграничная вера в Бога, его пророков и проповедников.
Воспевание земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.
Служение Богу и воинские подвиги – цель жизни и высшее счастье.
Воспевание природы, восхищение ее красотой.
Гуманизм величия человеческого.
Гуманизм сострадания: милосердие, жалость к униженным и обездоленным.
Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека.
Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.
Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты и наслаждения телесного.
Осуждение страдания, смирения, покорности.
Осуждение античной, нехристианской культуры.
Отрицание бессмертия. Земная жизнь – единственное и неповторимое достояние человека.
Слайд с правильными ответами, учащиеся проверяют себя.
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку.
Задание: Прокомментируйте цитату. Как вы понимаете слова «забытый мир»? Согласитесь ли вы с тем, что «возвращение» античной культуры подобно фениксу?
Вывод: Величайшие художники эпохи воспевают в своих работах мощь, величие и красоту человеческого духа.
Слайд-шоу великих работ эпохи Возрождения.
3.Учащиеся понимают, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. Идеи гуманистов, распространившись далеко за пределы Италии, овладели сознанием творцов искусства. Гении Ренессанса воплотили мечты гуманистов об идеале, создав образ совершенного гармоничного Человека.
Изучение искусства эпохи Возрождения возможно несколькими вариантами:
1-й вариант:
Опережающее задание по темам сообщений. После ответов учащихся -
Беседа:
Памятники культуры Возрождения часто называют бессмертными. Что это значит? Поясните, как вы это понимаете? Вероятно, вам случалось в музеях (по телевизору) видеть залы, в которых экспонируются картины мастеров эпохи Возрождения, - там всегда очень многолюдно. Что привлекает большое количество посетителей именно к этим картинам и скульптурам?
2. Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку?
Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?
2-й вариант:
Слайды презентации «Традиции гуманизма в изобразительном искусстве Италии, Нидерландах, Германии, Испании».
Показывая иллюстративный ряд, учитель комментирует особенности искусства эпохи Возрождения в странах Европы.
Слайд-вопрос: Какую роль сыграли произведения выдающихся мастеров итальянского Возрождения в развитии изобразительного искусства?
Величайший деятель эпохи Леонардо да Винчи был не только прекрасным живописцем, но и замечательным скульптором, архитектором, ученым, писателем, математиком и инженером. Леонардо разработал способ опускания человека на дно моря. Он изобретал летательные аппараты за 400 лет до того, как человек поднялся в небо.
Идет слайд-шоу рисунков-изобретений Леонардо.
Беседа:
1.Памятники культуры Возрождения часто называют бессмертными. Что это значит? Поясните, как вы это понимаете? Вероятно, вам случалось в музеях (по телевизору) видеть залы, в которых экспонируются картины мастеров эпохи Возрождения, - там всегда очень многолюдно. Что привлекает большое количество посетителей именно к этим картинам и скульптурам?
2. Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку?
Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?
3 вариант:
Ролевая игра, ток-шоу «Гости из прошлого» и т.д.
Индивидуальные задания, варианты инструкций могут быть различны.
Например: Несколько учащихся представляют выдающихся людей эпохи Возрождения разных европейских стран. Получив карточку с заданием, они должны рассказать о том как традиции гуманизма проявились в изобразительном искусстве их страны.
Рефлексия:
Создание плаката:
« Возрождение- это…..»
На партах у учащихся имеются листочки с разными понятиями, которые могут охарактеризовать слово «Возрождение».
Например: красота, здоровье, человек, любовь, природа, дар, разум и т.д.
Учитель организовывает создание плаката на доске.
Школьники выбирают наиболее яркие понятия и приклеивают его на ватман у доски. В итоге получается одна большая ромашка, где в центре понятие «Возрождение».
Закрепление материала – создание синквейна.
У учащихся на партах уже разложены листочки с основным понятием «Человек», учащиеся должны составить синквейн.
Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:
1 строка
Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка
Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
3 строка
Три глагола, раскрывающих действие понятия.
4 строка
Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
5 строка
Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Слайд- образец синквейна на тему: “Человек эпохи Возрождения”.
Текстовый слайд:
Человек. Всемогущий, богоподобный. Творит, восхищает, воспевает. Венец создания – мера всех вещей.
Титан.
Ученики сочиняют и зачитывают свои синквейны.
Слайд: “Благодарность за урок”. Человек. Празднуй день в котором ты живешь.
Царь Соломон
Домашнее задание по выбору Ф. И. ……………………………класс…………
Задание № 1:
Что было общего в творчестве художников
Итальянского и Северного Возрождения и что различного?
Проиллюстрируйте ответ фактами, заполнив таблицу:
Итальянское Возрождение
Северное Возрождение
Задание № 2:
Тест:
1. Природа наделила его трудолюбием, скромностью и добрым нравом. Люди и даже животные чувствовали к нему необыкновенную привязанность. Доброжелательность сочеталась с замечательным умом и редким живописным даром. О ком идет речь? а)Рафаэль Санти б) Леонардо да Винчи в)Диего Веласкес
2. Именно за свою любовь к изображению простолюдинов и народных сцен он был прозван “Мужицким”? Кто это? ………………(Питер Брейгель Старший)
3. Альбрехта Дюрера сравнивали с Леонардо да Винчи. Подобно великому итальянцу, он занимался математикой и механикой, писал стихи, но главным делом жизни считал искусство. (да;нет)
4. Придворный живописец короля, писал портреты испанских дворян и самого короля
Филиппа IV. ………….(Диего Веласкес)
5. Второе название картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза”? ……………….(Джоконда)
6. Знаменитая статуя Микеланджело Буонарроти, установленная во Флоренции? …………(Давид)
7. Великий художник Возрождения, автор “Сикстинской мадонны”?
а)Рафаэль Санти б) Леонардо да Винчи в) Рембрандт Ван Рейн
8. Испанский художник, на могиле которого были высечены слова “Живописцу истины”?
а)Рафаэль Санти б) Леонардо да Винчи в)Диего Веласкес
9. Германский художник эпохи Возрождения, автор гравюры “Четыре всадниках”?
……………………………….(Альбрехт Дюрер)
10. Художник эпохи Возрождения, автор картины “Возвращение блудного сына”?
а)Рафаэль Санти б) Леонардо да Винчи в) Рембрандт Ван Рейн
11. Испанский художник, автор картин “Завтрак”, “Пряхи”?
12. Кто является автором картин “Тайная вечеря”, “Поклонение волхвов”?
а)Леонардо да Винчи б) Альбрехт Дюрер в) Рафаэль Санти
13. “Портрет старика в красном” - трагическая повесть о трудно прожитой жизни, принадлежит кисти………………….? Рембрандта)
14. Люди, знавшие его, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок и хорошо сложен, очень силен (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову), всегда щегольски одет, его беседа была обворожительна. О ком идет речь? …………………………..(Леонардо да Винчи)
15. Настоящим шедевром его является портрет Шарля Моретга. …………………..(Ганс Гольбейн Младший)
16. Великий деятель итальянского Возрождения, гениальный живописец, инженер, архитектор и скульптор, музыкант и поэт. Автор картины “Мадонна с младенцем”. ……………………………….(Леонардо да Винчи)
17. Сторонники не божественного, церковного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир называли себя ………………………..? (Гуманистами)
Задание № 3:
Подготовьте сообщение о Д. Боккаччо, расскажите о его жизни и творчестве, познакомьтесь с отрывками из его произведения «Декамерон». Докажите, что это произведение эпохи раннего Возрождения.
Рабочий лист учащегося Ф. И…………………………………………класс……………
Задание 1:
«Нет на земле ничего более угодно богу, чем люди, соединенные общественными узами».
Ф. Петрарка
2. «Человек …есть нечто наилучшее… и даже более чем
наилучшее.»
Дж. Манетти
3. «Ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с
помощью органов вкуса, зрения, слуха, обоняния, осязания,
без чего мы не можем жить, без добродетели же можем. Так
что, если кто то жесток и несправедлив, по отношению к
любому из чувств, он действует вопреки природе и вопреки
своей пользе».
Лоренцо Валла
4. « То, что присуще нам от природы, менее всего достойно
осуждения.
П. Браччолини
5. «В ком есть блеск добродетелей, в том обретается врожденное и совершенное благородство, приобретенное не чужим благодеянием, а собственными заслугами, добытое не подвигами предков, а своими трудами и занятиями».
П. Браччолини
2. Заполни таблицу:
Отношение
Средние века
Эпоха Возрождения
К человеку
Человек-греховное существо по своей природе, он не достоин внимания.
К природе
Природа лишь творение бога, условие жизни. К природе относились потребительски, как к источнику необходимых для жизни вещей.
К античной культуре
Античная нехристианская культура осуждалась церковью
К Богу и церкви
Христианство, церковь играла первостепенную роль в жизни людей.
-Сделайте вывод о том, как изменились взгляды людей в эпоху Возрождения.
-Назовите культурологическую причину, почему именно Италия становится родиной эпохи Возрождения?.....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание для учащихся:
Перед вами на листочках идеи христианского Средневековья и идеи гуманистов Возрождения. Отметьте значком (+) те идеи, которые будут связаны с эпохой Возрождения.
Безграничная вера в Бога, его пророков и проповедников.
Воспевание земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.
Служение Богу и воинские подвиги – цель жизни и высшее счастье.
Воспевание природы, восхищение ее красотой.
Гуманизм величия человеческого.
Гуманизм сострадания: милосердие, жалость к униженным и обездоленным.
Земная жизнь – период испытаний физических и моральных сил человека.
Краткость земной жизни человека и вечная загробная жизнь.
Осуждение мысли, сомнения, знания, гордыни, красоты и наслаждения телесного.
Осуждение страдания, смирения, покорности.
Осуждение античной, нехристианской культуры.
Отрицание бессмертия. Земная жизнь – единственное и неповторимое достояние человека.