Конспект к занятию элективного курса "Икона. Иконопись."
Конспект к занятию элективного курса "Икона. Иконопись."
Как художники мы много видим в природе и вообще в натуре (жизнь и быт) такого, что неуловимо массам.Мы находим красоту, где не видят ее другие.
Ив.Ив.Голиков (1886 – 1937г. Иконописец, художник лаковой миниатюры.
Учился иконописи в мастерской Палехи)
Огромное значение в иконописи имеют цвета красок. Краски древнерусских икон давно уже завоевали себе всеобщие симпатии, древнерусская иконопись - большое и сложное искусство. Для того чтобы его понять, недостаточно любоваться чистыми, ясными красками икон.
Мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.
"Таково наше искусство, то, что видишь в природе, хочется как-то изменить по - своему, чтобы все это не было скучно и однообразно. Хочется , чтобы краски горели одна за другой. Золото и серебро, залейте эти краски, как солнечные лучи, дающие жизнь природе, зажгите сердца людей своими искрами, чтобы не гасли эти искры, а разгорались все ярче и ярче". (1874г Палеха)
Иконописец Аристарх Александрович Дыдыкин
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект к занятию элективного курса "Икона. Иконопись." »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13, г.Сургут
Конспект занятия элективного курса “Икона. Иконопись”
Разработчик: Гринёва Ольга Ивановна
учитель русского языка и литературы,
высшей категории
Тема: «Икона в светской художественной литературе. В.А.Солоухин «Чёрные доски (Записки
начинающего коллекционера)»»
Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование духовной свободы как основы
индивидуальной художественной культуры; учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развитие устной речи учащихся (слайд 2)
Если ты русский человек, ты обязан знать, что такое «слово о полку Игореве», Покров на Нерели, Куликовская битва, рублёвская Троица, Кирило-Белозёрский монастырь, Крутицкий терем, устюжская чернь, вологодское кружево, Кижи, Остромирово Евангелие, Владимирская Божия Матерь.
Владимир Алексеевич СОЛОУХИН
(слайд3)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
1.Сегодняшнее занятие хочу начать с прослушивания песнопения
-Перед прослушиванием муз.произведения уч-ся предлагается записать ключевые для них слова из прослушанного произведения.(слайд 1 песнопение)
-Храм –это образ преображённого мира, созидательного по законам красоты и гармонии. Духовная музыка ,её темы, образы, возвышенность звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону, в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь.
II. Сообщение тема и цель урока, учитель зачитывает эпиграф(слайд 3)
1. Биография В.А.Солоухина.(слайд 4)
2. Рассмотрим особенности идейного содержания художественно-публицистического очерка «Чёрные доски» (Записки начинающего коллекционера).
Жанр – очерк,стиль-публицистический.
Данное произведение состоит из пятнадцати глав и послесловия автора, имеет два названия «Чёрные доски (Записки начинающего коллекционера)».
-от какого лица ведётся повествование?
Повествование от лица автора, в основу положены впечатления от тех событий, участником которых он является (во второй главе идёт повествование о реставрации иконы, относящейся к XVI веку), кроме того, в композиции можно увидеть сведения историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии. Эти книги были изданы в 1893, 1896 годах, всё это придаёт повествованию достоверность изображённого, помогает осмыслить историческое прошлое нашей родины. Кроме того, раскрывает историю древнерусских сёл начала XIII века. Примером этому является история села Ставрово (зачитать стр.17) (слайд 8,9) по описанию истории жителей этой деревни для писателя раскрылась история семьи (запись брака родителей). Своеобразием композиции является цитирование эпизода произведения Н.Лескова «Запечатлённый ангел», которое логически вписывается в канву произведения и ещё раз подчёркивает талант русского народа, святочтимость церковных праздников. В тексте раскрывается история создания многих икон, а так же выделяется мысль «…что одинаковых икон нет (стр.52)», раскрыта так же сюжетная особенность («Рождество» (стр.52) зачитать описание автора).
Особенностью композиции является наличие различных стилей: вместе с публицистическим стилем, присутствует художественный, разговорный, научный – всё это свидетельствует о художественном своеобразии языка произведения, а так же помогает глубже осознать историческое прошлое нашего народа, без которого немыслимо понятие современности. Каждая из глав заканчивается своеобразным выводом авторскими замечаниями и поэтому события, о которых идёт речь, не представляют разрозненный (бессистемный) характер, а образ автора как бы связывает их все воедино, и в то же время содержит авторскую оценку, помогающую глубже осмыслить патриотизм русского народа. Своеобразным является и послесловие автора где он пытается спустя время осознать цель создания произведения, в котором подняты острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Солоухин в своём очерке формирует «философию патриотизма» ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.
3. Давайте рассмотрим образ автора в произведении. Всегда ли был живейший интерес к русской иконописи как несправедливо забытому или отвергнутому искусству – искусству своеобразному светлому высокому и, главное, - родному?
Анализируя главы, можно проследить, как менялось мировоззрение автора по отношению к иконе и иконописи, он не находит нужным скрывать, что и в более солидном возрасте он не ценил иконы (стр.6) возникал интерес к открытию тайн древнего искусства, формировалось желание глубже и тоньше осознать историческое прошлое нашего народа, нашедшее в написании икон. Это можно увидеть в следующих главах (1). Автору в жизни много приходилось собирать и поэтому дух собирательства ему был знаком. Однако, коллекционировать иконы ему ни разу не приходилось (стр.6 зачитать). Встреча с художниками и их искусство по реставрации иконы «Вход в Иерусалим» или «Вербное Воскресенье»(слайд 4), приводят его в восторженное состояние, возрождение иконы, которое происходит на его глазах потрясает автора (стр.10 «Мы все трое перестали дышать…»). Воодушевлённый этим открытием Солоухин пытается тот час же совершить своё открытие, придать «чёрной доске» жизнь. Он приходит к мысли, что «…собирая древнюю русскую живопись, собираешь душу народа» (стр.13)
У писателя зреет мысль о том, что самая благородная задача человека заключается в том, чтобы найти, сохранить хотя бы одно произведение живописи, икона покоряла прежде всего красотой, открывала себя через краски, привлекала своеобразным художественным языком. Теперь икона ему, бывшему атеисту, становится исторической, художественной, национальной ценностью (стр.42).
- Что показывает автор в этом отрывке?
(Звучит одна мысль, один пронизанный болью и подчас бессилием призыв: бесценные иконы погибают от времени, погодных условий, заброшенности и невнимания…)
- Найдите в тексте отношение людей к иконе (с.40, с.31, с.32 - сколько раз повторялся в сёлах в новейшее время этот иконный конфликт - «учитель» с топором и полуграмотная женщина с верой и любовью; сплав по воде стр.35 зачитать)
- Но мы сейчас были бы лишены радости наслаждаться древнерусской живописью, если бы их только жгли и клали на воду (Авт.)
- Что спасло иконы? (консервировали древнюю красоту стр.35) стр.37 (зачитываем), вот каково рождение иконы, глазами писателя представился «целый океан красоты, целая культура, цивилизация.(слайд 10)
- Солоухин берет на себя смелость с оговоркой, что он не специалист, не искусствовед, сказать об основных, наиболее часто встречающихся иконописных сюжетах гл.11 стр.46,47,48,49.
- Кто ей не уступает по распространенности святых? (Н.Угодник) стр.50,51.
- Сообщение ученицы о Николае Угоднике.
- Учитель: краткое каноническое описание стр.173.
Ещё в XVII веке Адам Олеарий (секретарь Гулштинского посольства в Москве) писал: «В церквах своих русские имеют великое множество образов, развешенных кругом по стенам, из которых важнейших и наиболее чтимых помещают внизу, как например, образ Иисуса Христа, Святой Девы Марии и Николая Чудотворца, их главного заступника»
- Это он говорит об..? Иконостасе.(слайд 11) ( сообщение уч-ся об иконостасе храма Преоражения Господне)
Надо заметить, что Иконостасы православных церквей производили сильное впечатление на иностранцев, в разное время посещавших Россию и проявлявших интерес к православию.
- Как автор рассказывает об иконостасе в церкви своего села (стр.73-74)
(Крик души о наследии прошлого сохранение памяти, духовного богатства перед грядущим поколением)
- Особый ряд икон составляют праздники стр.52
III. Заключительное слово учителя.
После публикации «Ч.д» об иконе начали все больше говорить вслух, а не сдержанно шёпотом. Проснувшийся в обществе массовый интерес к иконе нельзя приписывать только книге владимирского писателя, но, бесспорно, она у многих разбудила интерес к иконе, фреске, ко всему древнерусскому искусству.
«Чёрные доски» погружают нас в атмосферу 60-х годов, они в месте с тем открывают перед нами своеобразно увиденный и талантливо описанный мир русской иконы и духовный мир русского человека.
«Икона дошла до света веков, а теперь, как вы сами видите, её поглотила тьма неизвестности.
…Она всеет, она огонёчек, и тянет вас на этот её огонёк» (стр.29)