Просмотр содержимого документа
«Икона "Воскрешение Святого пророка Ильи" »
Исследовательская работа
Тема: Икона «Воскрешение Святого пророка Ильи»
ФИО автора: ФИО научного руководителя:
Мустафина Алина Ильмировна Винокурова Наталья Геннадьевна МБОУ СОШ №100 6Д класс учитель изобразительного искусства
Город Ижевск, 2013-2014 г.г.
Оглавление.
Введение 3
Глава 1. Святой пророк Илья 4
Глава 2. Святой пророк Елисей 7
Глава 3. Воскрешение Святого пророка Ильи 10
Заключение 11
Список литературы 12
Приложения 13
О, скольконамоткрытийчудных
Готовятпросвещеньядух…
А. С. Пушкин
Введение
В селе Мартьяны, что находится всего в нескольких километрах от города Ижевска шло строительство нового частного дома. Строились знакомые. При разборе развалин старого дома была обнаружена икона. При тщательном осмотре было видно, что она не в лучшем состоянии. Она была старая, краски потускнели, местами рисунок вообще был разрушен, были видны следы запекшейся краски, вероятно от огня или даже пожара. Но все же большая часть рисунка сохранилась, видны сюжетные линии. Сохранились так же некоторые надписи на иконе. Меня заинтересовали эти надписи. С трудом, но удалось прочитать их. Я выяснила, что это Святые пророки Илья и Елисей. Так же при дальнейшем рассмотрении я увидела надпись: «Воскрешение Святого пророка Ильи на небо». Мне стало интересно, что же это за люди, их жизнь, почему их изобразили на иконе, почему их причислили к лику святых, и почему Святой пророк Илья вознесся на небо.
Поэтому я поставила перед собой цель своей работы: изучение жизни Святых Пророков Ильи и Елисея, а так же исследование сюжета, представленного на иконе «Воскрешение Святого пророка Ильи на небо». Гипотеза: Судя по надписи, на иконе изображены Святые пророки Илья И Елисей, и происходит воскрешение Святого Ильи на небо. Поэтому: объектом изучения будет икона, а предметом изучения будет библейский сюжет: «Воскрешение Святого пророка Ильи».
Глава 1. Святой пророк Илья
Пророк Илия – один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Святой пророк Илия родился в Фесвии Галаадской (в ветхозаветные времена Галаадом называлась большая область к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря) за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем.
Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию. В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отошел от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, "молитвою небеса заключив". После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.
Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.
Через некоторое время поток высох. Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.
На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один ‑ от жрецов Ваала, другой ‑ от пророка Илии для служения Истинному Богу. "На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, ‑ сказал пророк Илия, ‑ и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти".
Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.
Народ закричал: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.
Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. На горе Харив Господь явился святому пророку Илие, утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам
По преданию Святой Церкви, пророк Илия явится на Земле снова. Он будет предтечею второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Православная Церковь свято чтит память пророка Илии. В народе пророк Илья олицетворяется как небесный покровитель и защитник земледелия, ведающий силами природы - дождями, грозами, от которых зависит урожай хлебов и огородных культур. Считалось, что с приходом праздника Ильин день пора начинать жатву хлебов и заканчивать сенокос. На Ильин день, крестьяне пекли из новой муки хлеб, который потом вместе с бараньей или телячьей ногой несли в храм для благословения. Ильин день праздновался всегда на Руси весело и богато, так как был новый первый сжатый хлеб. Отсюда и пословицы с поговорками: "Пророк Илья в поле копны считает", "Илья‑пророк - косьбе срок", "Пророк Илья лето кончает, жито зажинает", "Новая новина - на Ильин день", "Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год", "До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня - против ветра".
Еще в России Ильин день считали днем сердитым; в этот день особенно боялись грозы, поэтому люди не решались выходить в поле работать.
Ильин день ‑ время обновления места для стоянки пасеки (при кочевке на разнотравьях). В последний раз пчеловоды меняют место пребывания пчел для того, чтобы обеспечить наиболее полный сбор меда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. По этому поводу есть присловье‑поговорка: "Богат, как ильинский сот".
Ильин день ‑ начало охоты, поскольку с этого дня в лесах открывались звериные, в частности ‑ волчьи, норы. И охотники с утра снаряжались в первый въезд на волков. Если на Ильин день удавалось вернуться "с полем", т.е. добыть "серого", ‑ это был признак того, что удача будет сопутствовать весь сезон.
С Ильина дня устанавливается умеренное тепло. Световой день идет на убыль, а ночь ‑ на прибавление. "Илья пророк два часа светлого времени уволок", "С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна". На Илью обыкновенно бывают "воробиные ночи", когда в течение целой ночи гремит гром, сверкает молния. После Ильина дня перестают купаться: "Илья воду остудил". Дождь в Ильин день, а также на Маккавея (14 августа) и на Воздвижение (27 сентября) ‑ к обильному урожаю на следующий год.
Глава 2. Святой пророк Елисей
Следующая сюжетная линия представленная на иконе-это Святой пророк Елисей. Пророк Елисей, чье имя означает «Бог есть спасение», был сыном богатого земледельца из Авел-Мехолы в долине р. Иордан. Однажды, когда он пахал двенадцатью парами быков, подошел пророк Илия (20 июля) и бросил ему свою милоть. Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар. Елисей заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу. Отказавшись от всего имущества и не попрощавшись с родными, он пошел за Илией и стал его преданным учеником.
В течение приблизительно пятидесяти лет (850–800 до Р. Х.) Елисей совершал пророческое служение в Самарийской стране в правление сменявших друг друга царей Иорама, Ииуя, Иохаза и Иоса. Он неустанно наставлял израильтян: царей, власть имущих и простой народ – оставить чужих богов, Ваала и Астарту, и вернуться к поклонению истинному Богу.
Некоторые пророки наставляли словами и видениями, другие – страданиями и потрясениями. Елисей, как и его учитель, свидетельствовал об истинности своего предсказания с помощью чудес. Почивавший на нем Дух Божий был силой, которая ниспровергала законы природы, чтобы свидетельствовать о благодати, дарованной верующим в истинного Бога, и чтобы в образах возвестить о Спасителе.
Пророк с помощью соли обезвредил плохую воду в источнике недалеко от Иерихона, умножил запас масла одной бедной вдовы, позволив ей тем самым расплатиться с долгами, превратил горькую похлебку во вкусный суп, чтобы накормить сынов пророческих. Умножив двадцать ячменных хлебов, он накормил более ста человек.
Каждый раз, когда человек Божий проходил через селение Сонам, его принимала в свой дом одна благочестивая женщина. Случилось так, что ее сын, чье рождение было вымолено Елисеем, умер. Она поспешила к пророку на гору Кармил, умоляя прийти к умершему. Придя, Елисей нашел ребенка лежащим на кровати. И хотя чудо могло бы совершиться по одной его молитве, он лег на ребенка, приложил свои уста к его устам, свои глаза к его глазам, свои ладони к его ладоням и вдохнул в него дыхание жизни. В этом действии было преобразовано воплощение Господа нашего Иисуса Христа, который спустился с Неба, чтобы стать подобным человеку, умерщвленному грехом, и вдохнуть в него Дух вечной жизни. Потом пророк посоветовал этой сонамитянке удалиться на время из Израильского царства в землю филистимлян, чтобы таким образом избежать семилетнего голода.
В другой раз один из сынов пророческих, работая на берегу Иордана, уронил лезвие топора в реку. Помолившись, Елисей взял кусок дерева и бросил его в воду, заставив топор всплыть на поверхность. Так он преобразовал силу Креста, возводящего падшую человеческую природу.
Просвещенный благодатью Божией, Елисей имел всепроникающий взор и благодаря этому сообщал царям израильским и их союзникам о намерениях ассирийского владыки. Каждый раз, когда противник хотел поставить засаду израильтянам, он находил их уже на месте готовыми к битве. Когда Самария была осаждена сирийцами и страдала от голода, человек Божий предсказал царю, готовому произнести богохульство, скорое освобождение города. На следующий день все узнали, что враг, испуганный неким видением, свернул лагерь и бежал, оставив все свои запасы и награбленное.
Пророк Елисей проповедовал не только среди израильтян, но и среди язычников. Он исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана, повелев ему искупаться в Иордане, прообразуя тем самым спасение язычников через святое крещение.
Елисей предсказал убийство дамасского царя Венадада II его приближенным Азаилом, которому возвестил, что он вскоре захватит власть.
Иногда благодать Божия действовала через него, чтобы наказать грех. После того как пророк проклял дерзких детей, издевавшихся над ним, из леса вышли две медведицы и растерзали сорок два ребенка. Однажды слуга Елисея Гиезий захотел взять у Неемана подарки, которые тот послал пророку в знак благодарности и от которых Елисей отказался. Гиезий спрятал дары в своем доме и солгал учителю, но не смог избежать его всепроникающего взгляда – и был поражен проказой.
Благодаря прекрасным деяниям, совершенным Богом через Его пророка, Израильское царство почти полностью избавилось от поклонения Ваалу. Однако евреи, повинные в разделении царства, все же нуждались в постоянном Божественном участии, чтобы отвратиться от идолов и греха и вернуться к поклонению истинному Богу.
Святой пророк Елисей умер в глубокой старости. Перед смертью он предсказал победу над сирийцами царю Израиля, пришедшему в дом пророка оплакать его кончину. В том же году, во время нападения моавитян, в могилу Елисея было брошено тело одного мертвеца – человек вернулся к жизни и встал на ноги. Поэтому мудрый Сирах прославляет пророка Елисея, говоря: И по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 49, 14–15). Могила великого пророка была очень почитаема евреями. Юлиан Отступник (362) приказал осквернить ее, но частицы мощей Елисея были сохранены и перенесены в Александрию и Константинополь в храм его имени.
Глава 3. Воскрешение Святого пророка Ильи
На иконе я вижу еще одну сюжетную линию. На ней изображен момент воскрешения Святого пророка Ильи, которого Господь вознес на небо. Когда Илья завершил служение, Елисей получил разрешение пророка следовать за ним до самого места его вознесения на Небо. Елисей попросил даровать ему двойную силу пророчеств. Когда показалась огненная колесница, Илия в вихре поднялся в ней на небо, сбросив на землю свою милоть. «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).
Милоть накрыла Елисея, и он принял ее, как знак полученного духа Ильи. Елисей взял милоть в руку и подошел к берегу Иордана. Он ударил ею по воде, призывая Бога Илии, – и воды разошлись в разные стороны, позволив ему посуху перейти реку. Тогда все пророки, видевшие это, поклонились ему до земли, говоря: «Дух Илии почил на Елисее!»
Святой пророк Илья, на огненной колеснице взятый вместе с плотью на небо, до сих пор жив, хранимый Богом в раю, и его опять увидят обыкновенные смертные люди перед вторым пришествием Господа на землю. Так гласит писание.
Этот сюжет часто встречается и в других православных иконах старинных и современных мастеров разных собраний: и в иконе начала XIII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае «Вознесение пророка Ильи», и в Новгородской иконе XIII века из собрания банка «Интеза». «Огненное восхождение пророка Илии», и в Псковской иконе XVI века из собрания Гос. Исторического музея «Огненное восхождение пророка Илии со сценами жития», и в Греческой иконе второй половины XVII века, происходящая с острова Корфу (ныне в собрании Византийского музея в Афинах). Мастер Феодор Пулакис.
Заключение
Целью моей работы было изучение жизни Святых Пророков Ильи и Елисея, а так же исследование сюжета, представленного на иконе «Воскрешение Святого пророка Ильи на небо». Я выдвигала гипотезу, что на иконе изображено Вознесение Святого пророка Ильи. Мною проанализированы все сюжетные линии на иконе. Я произвела сравнительный анализ святых писаний и живописных рисунков. Действительно, та информация в священных писаниях, которая приведена выше полностью соответствует изображениям на иконе. На основании этого я сделала вывод, что это действительно на моей иконе представлен сюжет «Воскрешение Святого пророка Ильи на небо». Моя гипотеза подтвердилась.
А в ходе этого исследования я узнала много нового и интересного. Поражает глубокий смысл священных писаний, их мудрость, их красота! Сколько добра, человеколюбия заложено в этих пророчествах!
Но с ответами появились новые вопросы: в каком году написана эта икона, к какой школе иконописи она относится, выполнена она мастером или художником самоучкой. Я обязательно продолжу эту работу.
Список литературы
Попов. Библиографические материалы, № 20
Лавров П. А. Похвала Илье пророку
Новое слово Климента Словенского. – ИОРЯС, 1901, т. 6, кн. 3
Климент Охридски. Събрани съчинения / Обр. Б. Ст. Ангелов, К. М. Куев, Хр. Кодов. София, 1970, т. 1
Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879
Яцимирский. Обзор апокрифов
Иванов В. В., Топоров В. Н.Исследования в области славянских древностей. М., 1974
Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: сер. XIII – нач. XV в. М., 1976 (Центры художественной культуры средневековой Руси)
Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с. 40, примеч. 23.