kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по МХК,соответствует ФГОС.Для учителей,обмен опытом работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК»

Самойлова С.А,

МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»,

учитель русского языка

и литературы

«Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК

( с использованием инновационных технологий )

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Искусство играет большую роль в духовноор-а-нравственном воспитании школьников. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.).

Слайд 2 В наше непростое время именно педагогу предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но научить ребенка жить по-христиански, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления.

Я уже нескольких лет преподаю предмет МХК и считаю, что именно этот предмет как учебная дисциплина наряду с литературой (поскольку я филолог по образованию) обладает достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной составляющей у учащихся. Методика курса МХК направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. На уроках я использую инновационные методы обучения: использую возможности электронного дневника, Фоксфорда. Работаем с учащимися в приложениях «ЯКласс», «Тесты», «Библиотека», активно участвуем в олимпиадах по гуманитарным предметам. Сама я прошла дистанционный курс по ИКТ-грамотности и получила сертификат.

Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. «Взволновав, заставить задуматься» — эта формула Лии Михайловны Предтеченской стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК. [23, c.143]

Слайд 3 Сегодня, изучая произведения искусства, учитель имеет возможность говорить о духовно-нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Слайд 4 Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Лучшие творения русской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Православная Церковь и русский народ несет в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие.

Начинать изучение мировой художественной культуры необходимо с 5 класса. В этом учителю может помочь программа Г.И. Даниловой.

На уроках МХК в 5 классе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделяется их художественно­му воплощению в различных видах искусства. Однако на первый план выдвигаются идейно-нравственные и эстетические проблемы.

Слайд 5 К примеру, рассматривая интерпретацию образа Прометея в произведениях Эсхила, Байрона, Гете, Ф.Г. Гордеева, мы убеждаемся, что Прометей – сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за возвышенные идеалы. Рубенс рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания.

Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Слайд 6 Сам Прометей – это мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, без всяких колебаний и противоречий.

Также на уроках учащиеся рассматривая репродукции художников определяют из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров, учатся анализировать работы известных художников.

На таких уроках прослеживается метапредметная связь по ФГОС (литература и искусство, история).

Слайд 7 При изучении мифа о боге огня Гефесте я ставлю перед классом проблемный вопрос: всегда ли талантливый человек должен быть красив внешне, могут ли физические недостатки человека быть преградой его таланту и умениям? На примере мифа о Гефесте можно сказать, что для таланта нет преград, и физически неполноценный человек может быть по-своему красив в свете таланта и доброты.

Слайд 8Миф об Орфее и Эвридике поведает пятиклассникам о могучей силе искусства и всепобеждающей силе любви, для которой нет преград.

Слайд 9 Дети учатся анализировать работы известных художников: Райланда, Тициана, Джона, Фредерика Лейтона.

Раздел “Устное народное творчество” в 6 классе по литературе представлен былиной об “Илье Муромце и Соловье Разбойнике”. Наделяя героев-богатырей сказочной силой и удалью, сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской.

Слайд 10 Одновременно мы рассматриваем с учащимися репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря». Описывая ее, ребята приходят к выводу, что «образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее."

Слайд 11 В центре внимания шестиклассников Библия - величайший памят­ник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача уроков — показать духовное богатство и красоту биб­лейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства.

На уроках МХК мы не только анализируем интерпретацию библейских сюжетов в произведениях искусства, но и рассматриваем библейские заповеди и притчи как искусство жить среди людей, объясняем, что в них сосредоточен опыт многих поколений.

Главный вопрос уроков: какими должны быть люди, какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются. На первом плане оказываются такие нравственные категории:

- добро как благо в сопоставлении со злом;
- что есть благо, благополучие, благодарность, благородство;
- что такое чувство собственного достоинства и как оно связано с великодушием;
- милосердие и готовность помочь людям;
- зло в контексте человеческого злословия, злорадство;
- раскаяние как признание вины.

Слайд 12 Хотелось бы в связи с этим привести пример. Посмотрим, как, знакомясь с библейской легендой об Авеле и Каине, можно средствами искусства разбудить в детях чувство неприятия преступления. Рассматривая интерпретацию этой легенды в искусстве, мы с детьми, конечно, говорим и о нравственном смысле этой истории.

Слайд 13 И вот в небольшой творческой работе ученицы, посвященной сопоставлению скульптур итальянского художника Дж. Дюпре "Каин" и "Авель", я прочитала такую фразу: "У каждого человека есть шанс быть Авелем, а можно стать Каином. Важно не ошибиться и сделать правильный выбор в жизни".

Таким образом, нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план, но к решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством. Так ученики постепенно приобщаются к духовному поиску, стремясь к Красоте поступка.

В 7 – 8 классах у детей наступает пора нравственного самоуглубления. Они постепенно отходят от наивного реализма в восприятии мира. В этом возрасте отношение к искусству становится личностным. Возникает интерес к собственному внутреннему миру, заполненному субъективными переживаниями. Внутренний мир человека составляет основу содержания курса 7 класса, который озаглавлен «Мир и Человек в искусстве». Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в религиозных представлениях и замечатель­ных художественных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения.

Слайд 14

Например, посвящая урок образу Георгия Победоносца в искусстве, я показываю детям, что история жизни святого Георгия – пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам.

Слайд 15-16 Рассматриваем статую Дантелло «Святой Георгий», репродукцию картины Рафаэля Санти «Святой Георгий».

При изучении темы «Идеал благородного рыцарства» учащиеся получают задание составить кодекс рыцарской чести, в который обязательно включают такие ценности, как защита Отечества, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным, верность долгу.

Слайд17 Уроки, посвященные древнерусскому искусству, способствуют воспитанию чувства сопричастности к истории Родины, воспитывают уважение к культурному наследию нашей страны. На этих уроках использую видеоуроки и видеофрагменты из цикла фильмов «Архитектура России» разных эпох. На уроке «Архитектурный облик Древней Руси» учащиеся знакомятся со своеобразием древнерусского зодчества, с особенностями архитектуры Киева, Великого Новгорода, Владимиро – Суздальского княжества. Эпиграфом к уроку я использую слова из произведения древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли»:

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: городы великими, селы дивными, домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!..»

Учащиеся совершают заочную экскурсию в соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, Дмитриевский собор во Владимире, читают заранее подготовленные доклады об архитектурных шедеврах Древней Руси.

Слайд 18 Большой эмоциональный подъем вызывают у учащихся уроки, посвященные русской иконописи, жизни и творчеству великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

Анализируя шедевр древней иконописи «Святую Троицу» Андрея Рублева, я обращаю внимание учащихся на ясный, чистый и прозрачный облик иконы, который создают необычайно яркие и светоносные краски. Нежные и величавые фигуры ангелов как будто преображены мягким сиянием. В иконе нет движения, действия, особая тишина ощущается в ней. На вопрос, как вы понимаете смысл этой иконы, учащиеся отвечают:

- Мне кажется, икона символизирует мир и согласие между людьми.

- От иконы идет ощущение покоя, тишины.

Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы с ребятами находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над сочинением «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, ( слайд 19)картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», (слайд 20)Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»,(слайд 21) К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.

Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.

Курс 8 класса посвящен изучению художественных традиций народов мира, рас­крытию их внутренней сущности и характерных осо­бенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.

В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.

На уроках МХК дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты».

При изучении в 9 классе раздела «Виды искусства» дети осваивают «понятийный аппарат» искусствоведческой работы, учатся понимать законы создания художественного образа.

Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Курс МХК призван способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. [2, c.24]

Через тщательно продуманную систему уроков МХК я стараюсь помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры и искусства, сердцем которого является православие. И первостепенной задачей я считаю создание на уроке особого духовного пространства.

Таким образом, та двухтысячелетняя традиция, которая живет в Православной Церкви, должна быть использована в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Помимо духовных сокровищ Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружающем мире. Ни один человек не может быть, по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Церковь в становлении и развитии российской государственности, социальном и культурном развитии нашего Отечества. Это очевидно, это все признают. Христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Не учитывать всего этого (что, к сожалению, имело место в прошлом) — значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, образованию, а самое главное, внутреннему миру человека. [3, c.4]

































Список литературы:

1.Незнаева Ю.Ю.МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- 24 с.

3. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.,2010. - 211с.

























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК

Автор: Самойлова Светлана Александровна

Дата: 04.08.2022

Номер свидетельства: 611507


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2220 руб.
2770 руб.
1690 руб.
2110 руб.
1860 руб.
2320 руб.
1940 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства