Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК»
Самойлова С.А,
МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»,
учитель русского языка
и литературы
«Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК
( с использованием инновационных технологий )
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Искусство играет большую роль в духовноор-а-нравственном воспитании школьников. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.
Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.).
Слайд 2 В наше непростое время именно педагогу предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но научить ребенка жить по-христиански, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления.
Я уже нескольких лет преподаю предмет МХК и считаю, что именно этот предмет как учебная дисциплина наряду с литературой (поскольку я филолог по образованию) обладает достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной составляющей у учащихся.Методика курса МХК направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. На уроках я использую инновационные методы обучения: использую возможности электронного дневника, Фоксфорда. Работаем с учащимися в приложениях «ЯКласс», «Тесты», «Библиотека», активно участвуем в олимпиадах по гуманитарным предметам. Сама я прошла дистанционный курс по ИКТ-грамотности и получила сертификат.
Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.
От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. «Взволновав, заставить задуматься» — эта формула Лии Михайловны Предтеченской стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК. [23, c.143]
Слайд 3 Сегодня, изучая произведения искусства, учитель имеет возможность говорить о духовно-нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Слайд 4 Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Лучшие творения русской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Православная Церковь и русский народ несет в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие.
Начинать изучение мировой художественной культуры необходимо с 5 класса. В этом учителю может помочь программа Г.И. Даниловой.
На уроках МХК в 5 классе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделяется их художественному воплощению в различных видах искусства. Однако на первый план выдвигаются идейно-нравственные и эстетические проблемы.
Слайд 5 К примеру, рассматривая интерпретацию образа Прометея в произведениях Эсхила, Байрона, Гете, Ф.Г. Гордеева, мы убеждаемся, что Прометей – сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за возвышенные идеалы. Рубенс рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания.
Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.
Слайд 6 Сам Прометей – это мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, без всяких колебаний и противоречий.
Также на уроках учащиеся рассматривая репродукции художников определяют из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров, учатся анализировать работы известных художников.
На таких уроках прослеживается метапредметная связь по ФГОС (литература и искусство, история).
Слайд 7 При изучении мифа о боге огня Гефесте я ставлю перед классом проблемный вопрос: всегда ли талантливый человек должен быть красив внешне, могут ли физические недостатки человека быть преградой его таланту и умениям? На примере мифа о Гефесте можно сказать, что для таланта нет преград, и физически неполноценный человек может быть по-своему красив в свете таланта и доброты.
Слайд 8Миф об Орфее и Эвридике поведает пятиклассникам о могучей силе искусства и всепобеждающей силе любви, для которой нет преград.
Слайд 9 Дети учатся анализировать работы известных художников: Райланда, Тициана, Джона, Фредерика Лейтона.
Раздел “Устное народное творчество” в 6 классе по литературе представлен былиной об “Илье Муромце и Соловье Разбойнике”. Наделяя героев-богатырей сказочной силой и удалью, сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской.
Слайд 10 Одновременно мы рассматриваем с учащимися репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря». Описывая ее, ребята приходят к выводу, что «образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее."
Слайд 11 В центре внимания шестиклассников Библия - величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача уроков — показать духовное богатство и красоту библейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства.
На уроках МХК мы не только анализируем интерпретацию библейских сюжетов в произведениях искусства, но и рассматриваем библейские заповеди и притчи как искусство жить среди людей, объясняем, что в них сосредоточен опыт многих поколений.
Главный вопрос уроков: какими должны быть люди, какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются. На первом плане оказываются такие нравственные категории:
- добро как благо в сопоставлении со злом; - что есть благо, благополучие, благодарность, благородство; - что такое чувство собственного достоинства и как оно связано с великодушием; - милосердие и готовность помочь людям; - зло в контексте человеческого злословия, злорадство; - раскаяние как признание вины.
Слайд 12 Хотелось бы в связи с этим привести пример. Посмотрим, как, знакомясь с библейской легендой об Авеле и Каине, можно средствами искусства разбудить в детях чувство неприятия преступления. Рассматривая интерпретацию этой легенды в искусстве, мы с детьми, конечно, говорим и о нравственном смысле этой истории.
Слайд 13 И вот в небольшой творческой работе ученицы, посвященной сопоставлению скульптур итальянского художника Дж. Дюпре "Каин" и "Авель", я прочитала такую фразу: "У каждого человека есть шанс быть Авелем, а можно стать Каином. Важно не ошибиться и сделать правильный выбор в жизни".
Таким образом, нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план, но к решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством. Так ученики постепенно приобщаются к духовному поиску, стремясь к Красоте поступка.
В 7 – 8 классах у детей наступает пора нравственного самоуглубления. Они постепенно отходят от наивного реализма в восприятии мира. В этом возрасте отношение к искусству становится личностным. Возникает интерес к собственному внутреннему миру, заполненному субъективными переживаниями. Внутренний мир человека составляет основу содержания курса 7 класса, который озаглавлен«Мир и Человек вискусстве». Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения.
Слайд 14
Например, посвящая урок образу Георгия Победоносца в искусстве, я показываю детям, что история жизни святого Георгия – пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам.
При изучении темы «Идеал благородного рыцарства» учащиеся получают задание составить кодекс рыцарской чести, в который обязательно включают такие ценности, как защита Отечества, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным, верность долгу.
Слайд17 Уроки, посвященные древнерусскому искусству, способствуют воспитанию чувства сопричастности к истории Родины, воспитывают уважение к культурному наследию нашей страны. На этих уроках использую видеоуроки и видеофрагменты из цикла фильмов «Архитектура России» разных эпох. На уроке «Архитектурный облик Древней Руси» учащиеся знакомятся со своеобразием древнерусского зодчества, с особенностями архитектуры Киева, Великого Новгорода, Владимиро – Суздальского княжества. Эпиграфом к уроку я использую слова из произведения древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли»:
«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: городы великими, селы дивными, домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!..»
Учащиеся совершают заочную экскурсию в соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, Дмитриевский собор во Владимире, читают заранее подготовленные доклады об архитектурных шедеврах Древней Руси.
Слайд 18 Большой эмоциональный подъем вызывают у учащихся уроки, посвященные русской иконописи, жизни и творчеству великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.
Анализируя шедевр древней иконописи «Святую Троицу» Андрея Рублева, я обращаю внимание учащихся на ясный, чистый и прозрачный облик иконы, который создают необычайно яркие и светоносные краски. Нежные и величавые фигуры ангелов как будто преображены мягким сиянием. В иконе нет движения, действия, особая тишина ощущается в ней. На вопрос, как вы понимаете смысл этой иконы, учащиеся отвечают:
- Мне кажется, икона символизирует мир и согласие между людьми.
- От иконы идет ощущение покоя, тишины.
Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы с ребятами находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над сочинением «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, ( слайд 19)картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», (слайд 20)Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»,(слайд 21) К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.
Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.
Курс 8 класса посвящен изучению художественных традиций народов мира, раскрытию их внутренней сущности и характерных особенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искусства, обычаях, праздниках и религиозных представлениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.
В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.
На уроках МХК дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.
Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты».
При изучении в 9 классе раздела «Виды искусства» дети осваивают «понятийный аппарат» искусствоведческой работы, учатся понимать законы создания художественного образа.
Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Курс МХК призван способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. [2, c.24]
Через тщательно продуманную систему уроков МХК я стараюсь помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры и искусства, сердцем которого является православие. И первостепенной задачей я считаю создание на уроке особого духовного пространства.
Таким образом, та двухтысячелетняя традиция, которая живет в Православной Церкви, должна быть использована в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Помимо духовных сокровищ Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружающем мире. Ни один человек не может быть, по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Церковь в становлении и развитии российской государственности, социальном и культурном развитии нашего Отечества. Это очевидно, это все признают. Христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Не учитывать всего этого (что, к сожалению, имело место в прошлом) — значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, образованию, а самое главное, внутреннему миру человека. [3, c.4]
Список литературы:
1.Незнаева Ю.Ю.МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- 24 с.
3. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.,2010. - 211с.