Анализ возможностей применения интерактивных методов на материале урока МХК.
Анализ возможностей применения интерактивных методов на материале урока МХК.
Анализ возможностей применения интерактивных методов в образовательном процессе на материале урока МХК.
В первом параграфе второй главы мы подробно рассмотрели наиболее эффективные интерактивные методы, которые возможно применять в преподавании курса МХК.
Теперь разберём их использование на конкретном примере, при построении и проведении урока МХК в 9-х классах по программе Л.Г. Емахоновой [65] в развитии темы «Культура итальянского Возрождения», и проанализируем его результаты.
Цель таких уроков - погружение в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее духовных ценностей в знаках, символах, концепциях.
В начале урока я провожу деление учащихся на группы. При входе в кабинет предлагаю ребятам выбрать одну из цветных полосок, которые лежат белой стороной вверх. По цвету выбранных полосок они занимают место за тремя разными столами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ возможностей применения интерактивных методов на материале урока МХК. »
Анализ возможностей применения интерактивных методов в образовательном процессе на материале урока МХК.
В первом параграфе второй главы мы подробно рассмотрели наиболее эффективные интерактивные методы, которые возможно применять в преподавании курса МХК.
Теперь разберём их использование на конкретном примере, при построении и проведении урока МХК в 9-х классах по программе Л.Г. Емахоновой [65] в развитии темы «Культура итальянского Возрождения», и проанализируем его результаты.
Цель таких уроков - погружение в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее духовных ценностей в знаках, символах, концепциях.
В начале урока я провожу деление учащихся на группы. При входе в кабинет предлагаю ребятам выбрать одну из цветных полосок, которые лежат белой стороной вверх. По цвету выбранных полосок они занимают место за тремя разными столами.
Предкоммуникационный этап (подготовка аудитории к восприятию темы)
Учитель: - Перед вами композиция из цветов в вазах, стоящие в ряд:
(один поникший, второй наполовину завядший, третий свежий).
- Как вы думаете, про что моя композиция? Сколько в ней персонажей?
Ученики: - В композиции три персонажа. Это может быть история жизни человека, которую можно рассматривать, как движение в будущее или же, как движение в прошлое, или этапы жизни человека.
Учитель: - Придумайте в группе короткую историю для каждого персонажа.
Ученики:
Учитель:- Что я задумала? Какое слово загадала?
Следуя рекомендациям А.Б. Никитиной «… как и в большинстве уроков выдержанных в стилях социгровой или театральной педагогики наши дети ещё не знают, какое путешествие ждёт их сегодня. Сегодня для нас очень важно, чтобы стереотипы восприятия не проснулись до рождения непосредственного эмоционального впечатления» [60 стр. 32], тема урока раскрывается в самом конце работы.
Так как на уроке происходит дальнейшее развитие темы предыдущих уроков, то ответ ребят звучит дружно - «ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ» [63].
2. Основная часть урока
Учитель: - Будем дальше искать таинственные ключи к сердцу человека. Мы с Вами вспомним старую утраченную традицию писать и получать письма. Вы получили письмо из другой эпохи.
Вода – чистота, источник жизни, мудрость, «сфумато».
Воздух – лёгкость, духовность.
Земля – мать, «приземистая, земная женщина»
Отчёт группы. Учащиеся находят следы стихий в каждом произведении.
Задание № 3. Пластическое задание.
Учитель:
1. Подойдите к моему столу по два представителя от группы.
2. Отберите из предложенных предметов характерные для своего героя.
3. Обсудите в группе, что выбрали ваши представители. Правы ли они?
4. Придумайте в группе и покажите максимальное количество жестов и поз, которые отображают творчество вашего героя.
5. Объясните их смысл.
На столе учителя:
Картинки (репродукции картин и скульптур художников, их литературные произведения, архитектурные работы, проекты, эски
Камень, бархатная подушечка и вуаль
В группе начинается бурное обсуждение. Здесь мы видим пример «Мозгового штурма».
«Мозговой штурм» позволяет сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с материалом. Ребята набрасывают идеи и пластическое решение задания. Решают, как объяснить позы и жесты придуманные ими.
Отчёт групп.
Задание № 4
Учитель: - Обсудите и придумайте эпиграф к уроку в форме сенквейна
Памятка: схема сенкана проста: 1. Слово - существительное 2. Подбираешь 2 прилагательных к этому слову. 3 .Затем 3 глагола. 4. Составляешь предложение с этим словом (оно должно состоять из 4 слов) 5. Подбираешь синоним к этому слову.
1. Возрождение. 2. Античное, утопическое. 3 .Открывает, воодушевляет, расшатывает. 4. Возрождаются и развиваются искусство и культура. 5. Ренессанс Работа под музыку - R. BlackmoreC. Night - ShadowOfTheMoon
Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересен метод «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на уроках. Группы, получив лист ватмана, располагают на листе материалы разработанные за всё время урока: история цветка, стихи, таблицы, иллюстрации на заданную данной группе тему, пишут сенквейн. Применяют различные цветовые решения, необычные формы данных стенгазет.
На работу отводится 20 - 25 минут.
По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения.
1 группа - «Леонардо да Винчи. Интеллект»
2 группа - « Микеланджело. Мощь»
3 группа - « Рафаэль Санти. Гармония»
Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.
Учитель: - А теперь давайте сформулируем саму тему нашего урока.
Ученики: - Титаны эпохи Возрождения
На экране тема урока
«ТИТАНЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Мощь. Интеллект. Гармония»
и эпиграф:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
(Микеланджело)
Рефлексия.
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Итоговый круг» Учащиеся сев в круг рассказывают, что нового они узнали на уроке, что явилось для них открытием. Этот методы помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ученики усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Результаты урока представлены в следующей таблице.
Оценка проводиться по 10 балльной шкале
Активность при:
Оценка
Приложение
9 «А»
9 «Б»
«Мозговой штурм»
8
9
Пластическое задание
10
7
В 9«А» слаженная работа во всех группах
Создание сенквейна
9
0
На уроке не хватило времени,
получили задание на дом
«Творческая мастерская»
10
10
В обоих классах яркие содержательные газеты, которые впоследствии демонстрировались в холле школы и вызвали интерес учеников разных классов
«Итоговый круг»
9
7
Вывод: данный урок в 9-х классах прошёл на хорошем уровне, ученики работали очень заинтересованно и остались довольны уроком. Применённые на уроке активные методы дали, видимые результаты.