kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ М. П. МАЛАХОВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прзентация может пригодится при  проведении учебных занятий по художественной культуре Урала, а также по МХК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ М. П. МАЛАХОВА»

«ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ  М. П. МАЛАХОВА

«ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ М. П. МАЛАХОВА

Здание формирует облик города, архитектор формирует облик здания. Архитектор имеет большое градостроительное значение.
  • Здание формирует облик города, архитектор формирует облик здания.
  • Архитектор имеет большое градостроительное значение.
Михаил Павлович Малахов – замечательный уральский зодчий – создал облик и панораму нашего города в первой половине Х1Х века. Именно ему принадлежит большинство красивейших городских построек эпохи классицизма.  Наиболее интересными из созданных им зданий являются усадьбы. Архитектор создавал целые усадебные комплексы с хозяйственными постройками и пейзажными садами в стиле классицизм.
  • Михаил Павлович Малахов – замечательный уральский зодчий – создал облик и панораму нашего города в первой половине Х1Х века. Именно ему принадлежит большинство красивейших городских построек эпохи классицизма.

  • Наиболее интересными из созданных им зданий являются усадьбы. Архитектор создавал целые усадебные комплексы с хозяйственными постройками и пейзажными садами в стиле классицизм.
Усадьба  (от «садить», «сажать») в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое.  Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.

Усадьба  (от «садить», «сажать»)

  • в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. 
  • Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.
ХIХ в. для Екатеринбурга называют «золотым веком» усадебного строительства. Так как в эту эпоху, а именно, в первую половину Х1Х века, было создано большинство городских усадеб. Наиболее красивые и знаменитые из них принадлежат уральскому зодчему Михаилу Павловичу Малахову.
  • ХIХ в. для Екатеринбурга называют «золотым веком» усадебного строительства. Так как в эту эпоху, а именно, в первую половину Х1Х века, было создано большинство городских усадеб. Наиболее красивые и знаменитые из них принадлежат уральскому зодчему Михаилу Павловичу Малахову.
Обращенная к городскому пруду, расположенная на одном из самых красивейших мест Екатеринбурга – вершине Вознесенской горки – усадьба Расторгуева-Харитонова (ул. Карла Либкнехта,44) является сильным композиционным пятном в городской застройке и вместе с церковью Вознесения Господня формирует великолепную панораму города.
  • Обращенная к городскому пруду, расположенная на одном из самых красивейших мест Екатеринбурга – вершине Вознесенской горки – усадьба Расторгуева-Харитонова (ул. Карла Либкнехта,44) является сильным композиционным пятном в городской застройке и вместе с церковью Вознесения Господня формирует великолепную панораму города.
История усадьбы, архитектурной и ландшафтной пространственной доминанты, наиболее интересна, так как она является первой усадьбой Екатеринбурга и образует застройку Вознесенской площади, которая связана с формированием и существованием города-завода. Усадьба Расторгуева-Харитонова образовывала северную границу и северный склон пространства площади, на южной стороне располагалось меньшее по величине каменное строение усадьбы Григория Зотова. Эти две усадебные постройки и церковь образовали наиболее репрезентативную зону. Усадебный ансамбль строился несколько десятков лет – с 1794 по 1835 гг. Автор сооружения, талантливый зодчий до сих пор неизвестен. Возможно, это столичный архитектор, возможно – «узник тобольской тюрьмы, государственный преступник и даровитый зодчий». После 1816 года в дальнейшем строительстве усадьбы принимал участие известный уральский архитектор М.П.Малахов.
  • История усадьбы, архитектурной и ландшафтной пространственной доминанты, наиболее интересна, так как она является первой усадьбой Екатеринбурга и образует застройку Вознесенской площади, которая связана с формированием и существованием города-завода. Усадьба Расторгуева-Харитонова образовывала северную границу и северный склон пространства площади, на южной стороне располагалось меньшее по величине каменное строение усадьбы Григория Зотова. Эти две усадебные постройки и церковь образовали наиболее репрезентативную зону.
  • Усадебный ансамбль строился несколько десятков лет – с 1794 по 1835 гг. Автор сооружения, талантливый зодчий до сих пор неизвестен. Возможно, это столичный архитектор, возможно – «узник тобольской тюрьмы, государственный преступник и даровитый зодчий». После 1816 года в дальнейшем строительстве усадьбы принимал участие известный уральский архитектор М.П.Малахов.
Усадебный комплекс начинался с углового каменного дома, который в 1794 году начал строить Семен Алексеевич Исаков. После его смерти недостроенный дом с участком при нем был выкуплен у вдовы Исакова купцом второй гильдии Львом Ивановичем Расторгуевым. Будучи крупным к тому времени заводовладельцем, показывая свое богатство и социальный статус, Расторгуев изъявил желание выстроить настоящую купеческую усадьбу с домом, флигелями, хозяйственными постройками и большим садом. Каменный дом был закончен к 1808 году. В 1815 – 1835 гг. усадебный ансамбль в целом сформировался в традициях русского классицизма.
  • Усадебный комплекс начинался с углового каменного дома, который в 1794 году начал строить Семен Алексеевич Исаков.
  • После его смерти недостроенный дом с участком при нем был выкуплен у вдовы Исакова купцом второй гильдии Львом Ивановичем Расторгуевым.
  • Будучи крупным к тому времени заводовладельцем, показывая свое богатство и социальный статус,
  • Расторгуев изъявил желание выстроить настоящую купеческую усадьбу с домом, флигелями, хозяйственными постройками и большим садом.
  • Каменный дом был закончен к 1808 году.
  • В 1815 – 1835 гг. усадебный ансамбль в целом сформировался в традициях русского классицизма.
На стилевые особенности комплекса усадьбы указывают классические элементы здания: портики, колоннады, фронтоны, ордерная система (коринфский ордер), ворота с арками, уральские ажурные чугунные решетки. Выразительный рельеф участка продиктовал ассиметричную композицию ансамбля: барский дом занял угловое положение, соответственно ему компоновались остальные сооружения и большой парк, который является неизменной частью усадьбы.

На стилевые особенности комплекса усадьбы указывают классические элементы здания:

  • портики, колоннады, фронтоны, ордерная система (коринфский ордер), ворота с арками, уральские ажурные чугунные решетки.
  • Выразительный рельеф участка продиктовал ассиметричную композицию ансамбля: барский дом занял угловое положение, соответственно ему компоновались остальные сооружения и большой парк, который является неизменной частью усадьбы.
Датой заложения приусадебного парка является 1826 год. Именно тогда контора Екатеринбургских горных заводов этот участок официально взяла в свое владение из-за невыплаты Расторгуевым городской богадельне. Хозяева считали сад своей собственностью, хотя юридически сад принадлежал городскому обществу. Парк расторгуевской усадьбы был сформирован к 1842 году. Это красивый английский сад с аллеями, тропинками, прудом и насыпными горками. Пруд на участке образовался речкой Пеньковкой с родниками, в центре которого на насыпном острове позже была установлена беседка с колоннами. Деревья в парк привозились уже взрослыми (30 – 40 лет).
  • Датой заложения приусадебного парка является 1826 год. Именно тогда контора Екатеринбургских горных заводов этот участок официально взяла в свое владение из-за невыплаты Расторгуевым городской богадельне. Хозяева считали сад своей собственностью, хотя юридически сад принадлежал городскому обществу.
  • Парк расторгуевской усадьбы был сформирован к 1842 году. Это красивый английский сад с аллеями, тропинками, прудом и насыпными горками.
  • Пруд на участке образовался речкой Пеньковкой с родниками, в центре которого на насыпном острове позже была установлена беседка с колоннами. Деревья в парк привозились уже взрослыми (30 – 40 лет).
Интересный факт из истории усадьбы Расторгуева-Харитонова, касающийся подземных ходов. За внешней парадной красотой дворца скрывалась тайная подземная жизнь. В глухих подвальных застенках держали бунтовщиков, мятежников и непокорных простых заводских рабочих людей, строго их наказывая. Возможно, это были просто попытки поиска золота, которые впоследствии сложились как подземные «дороги», одна из которых проложена через парк до пруда.
  • Интересный факт из истории усадьбы Расторгуева-Харитонова, касающийся подземных ходов. За внешней парадной красотой дворца скрывалась тайная подземная жизнь. В глухих подвальных застенках держали бунтовщиков, мятежников и непокорных простых заводских рабочих людей, строго их наказывая. Возможно, это были просто попытки поиска золота, которые впоследствии сложились как подземные «дороги», одна из которых проложена через парк до пруда.
Долгое время эта усадьба являась Дворцом пионеров, она и сегодня принадлежит детям, и называется Домом детского творчества Помимо харитоновской усадьбы, подземные ходы находились и между двумя рязановскими усадьбами – «малой» и «большой». Рязановы были представителями богатого купечества и имели в своих владениях салотопенные заводы и золотые прииски. Усадьбы были созданы в первой половине Х1Х века в период классицизма в Екатеринбурге. На классическую стилевую принадлежность особняков указывают ясность и сдержанность фасадов, четырехколонные портики с ионическими и коринфскими колоннами по центру фасадов. Автором рязановских усадеб был тот же архитектор М.П.Малахов, принимавший участие в создании усадьбы Расторгуева-Харитонова.
  • Долгое время эта усадьба являась Дворцом пионеров, она и сегодня принадлежит детям, и называется Домом детского творчества Помимо харитоновской усадьбы, подземные ходы находились и между двумя рязановскими усадьбами – «малой» и «большой». Рязановы были представителями богатого купечества и имели в своих владениях салотопенные заводы и золотые прииски.
  • Усадьбы были созданы в первой половине Х1Х века в период классицизма в Екатеринбурге. На классическую стилевую принадлежность особняков указывают ясность и сдержанность фасадов, четырехколонные портики с ионическими и коринфскими колоннами по центру фасадов. Автором рязановских усадеб был тот же архитектор М.П.Малахов, принимавший участие в создании усадьбы Расторгуева-Харитонова.
Особняки Рязановых располагаются друг против друга по Сибирскому тракту (ул. Куйбышева, 40,63 ), тогда это было почти на окраине города. Создателями усадеб были архитекторы М.П.Малахов и К.Г.Турский. «Большой» рязановский дом был создан ранее, в 1815-1818 гг., и принадлежал он Терентию Рязанову. Тогда это был одноэтажный особняк. К концу 50-х годов Х1Х века усадьба была достроена и комплексно сформирована сыном Терентия Аникой. Целостный усадебный ансамбль создан каменным двухэтажным домом с флигелями, хозяйственными постройками, оранжереей, двором, садом и воротами с высокой оградой. В парке «большой» рязановской усадьбы уживались регулярный и природный пейзажный стили, создавая особую живописность. Интерьер усадебного дома украшали изразцовые печи и дверные ручки в стиле ампир.
  • Особняки Рязановых располагаются друг против друга по Сибирскому тракту (ул. Куйбышева, 40,63 ), тогда это было почти на окраине города.
  • Создателями усадеб были архитекторы М.П.Малахов и К.Г.Турский.
  • «Большой» рязановский дом был создан ранее, в 1815-1818 гг., и принадлежал он Терентию Рязанову.
  • Тогда это был одноэтажный особняк. К концу 50-х годов Х1Х века усадьба была достроена и комплексно сформирована сыном Терентия Аникой.
  • Целостный усадебный ансамбль создан каменным двухэтажным домом с флигелями, хозяйственными постройками, оранжереей, двором, садом и воротами с высокой оградой. В парке «большой» рязановской усадьбы уживались регулярный и природный пейзажный стили, создавая особую живописность. Интерьер усадебного дома украшали изразцовые печи и дверные ручки в стиле ампир.
Прототипом усадьбы стал усадебный комплекс Расторгуева-Харитонова, «малый» рязановский дом напоминает здание горной аптеки на Главном проспекте, созданное по проекту екатеринбургского зодчего М.П.Малахова. «Малая» усадьба была построена Якимом Рязановым для сына Якова. Она сформировалась в 1830-40-х годах. Двухэтажный кирпичный особняк с мезонином немного меньше «большого» дома. По центру главного и бокового фасадов располагается портик с четырьмя колоннами ионического ордера. Главный каменный дом, ограда с воротами, хозяйственные постройки, двор и небольшой сад составляют усадебный комплекс того времени.
  • Прототипом усадьбы стал усадебный комплекс Расторгуева-Харитонова, «малый» рязановский дом напоминает здание горной аптеки на Главном проспекте, созданное по проекту екатеринбургского зодчего М.П.Малахова.
  • «Малая» усадьба была построена Якимом Рязановым для сына Якова. Она сформировалась в 1830-40-х годах. Двухэтажный кирпичный особняк с мезонином немного меньше «большого» дома.
  • По центру главного и бокового фасадов располагается портик с четырьмя колоннами ионического ордера. Главный каменный дом, ограда с воротами, хозяйственные постройки, двор и небольшой сад составляют усадебный комплекс того времени.
К сожалению, в настоящее время «рязановские» памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии и почти не сохранились. В 1990-1991 годы «большая» усадьба была реставрирована. После прокладки трамвайных путей по ул. Куйбышева почти весь первый этаж, к сожалению, был закрыт от взгляда асфальтом. «Малый» дом очень сильно разрушен. От усадебного комплекса почти ничего не осталось. Искусственный пруд да нашего времени не сохранился. После Великой Октябрьской социалистической революции в бывшем доме Рязановых размещались детский дом им. Красной Армии, затем свердловская автошкола, и, наконец, усадебные постройки стали использоваться под жилье. Усадьбы подверглись большим переделкам, изменившим их внешний вид.
  • К сожалению, в настоящее время «рязановские» памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии и почти не сохранились.
  • В 1990-1991 годы «большая» усадьба была реставрирована. После прокладки трамвайных путей по ул. Куйбышева почти весь первый этаж, к сожалению, был закрыт от взгляда асфальтом.
  • «Малый» дом очень сильно разрушен. От усадебного комплекса почти ничего не осталось.
  • Искусственный пруд да нашего времени не сохранился. После Великой Октябрьской социалистической революции в бывшем доме Рязановых размещались детский дом им. Красной Армии, затем свердловская автошкола, и, наконец, усадебные постройки стали использоваться под жилье. Усадьбы подверглись большим переделкам, изменившим их внешний вид.
Еще одна замечательная постройка «золотого века» периода классицизма в Екатеринбурге – усадьба самого архитектора М.П.Малахова на ул. Васенцовской (ул. Луначарского, 173)
  • Еще одна замечательная постройка «золотого века» периода классицизма в Екатеринбурге – усадьба самого архитектора М.П.Малахова на ул. Васенцовской (ул. Луначарского, 173)
Тогда это была окраина города с живописным сосновым бором. Именно здесь и решил поселиться екатеринбургский зодчий. Городской думой Малахову была выделена обширная территория.  Строительство деревянного дома началось в 1816 году. Усадебный комплекс составляли главный двухэтажный деревянный дом, оштукатуренный под камень и увенчанный в центре круглым бельведером-ротондой, двор со службами, огород, парк с живописным прудом, который естественно образовался. В свое время вблизи усадьбы бил «Малаховский ключ».   Нынешний дом является каменной копией деревянной усадьбы, которая в 60-е годы ХХ столетия стала непригодна для эксплуатации из-за обветшавших деревянных конструкций. В 1970-е годы дом был перестроен и установлен в глубине квартала, поскольку портик подлинного дома выступал за красную линию застройки новой улицы.
  • Тогда это была окраина города с живописным сосновым бором. Именно здесь и решил поселиться екатеринбургский зодчий. Городской думой Малахову была выделена обширная территория. 
  • Строительство деревянного дома началось в 1816 году. Усадебный комплекс составляли главный двухэтажный деревянный дом, оштукатуренный под камень и увенчанный в центре круглым бельведером-ротондой, двор со службами, огород, парк с живописным прудом, который естественно образовался. В свое время вблизи усадьбы бил «Малаховский ключ».
  •   Нынешний дом является каменной копией деревянной усадьбы, которая в 60-е годы ХХ столетия стала непригодна для эксплуатации из-за обветшавших деревянных конструкций. В 1970-е годы дом был перестроен и установлен в глубине квартала, поскольку портик подлинного дома выступал за красную линию застройки новой улицы.
Постройка резиденции главного горного начальника (набережная Рабочей Молодежи, 3) была для М.П.Малахова, наверное, самым «правительственным» и масштабным заказом. После пожара в 1812 г. деревянного здания горной резиденции потребовалась постройка нового каменного дома для горных начальников. Окончательно резиденция была построена в начале 30-х годов.
  • Постройка резиденции главного горного начальника (набережная Рабочей Молодежи, 3) была для М.П.Малахова, наверное, самым «правительственным» и масштабным заказом.
  • После пожара в 1812 г. деревянного здания горной резиденции потребовалась постройка нового каменного дома для горных начальников.
  • Окончательно резиденция была построена в начале 30-х годов.
В 30-е годы Х1Х века вся власть принадлежала горному начальнику генералу Владимиру Андреевичу Глинке. В то время он был градоначальником и требовалось создать здание, в котором бы сочеталось административная и жилая функция. Была создана целая усадьба, где помимо главного дома с мезонином , который занимал центральное место в ансамбле, располагались сад, двор и службы. Пространство сада просматривается за открытой красивой чугунной решеткой и раскрыто на набережную. Парадный дом начальника горного Управления оказался «прекрасным, украшенным по фасаду тремя этажами колонн. Даже подъезд к дому, обработка пандуса и ограда – все выдержано здесь в одном характере». Из усадьбы открывается чудесный вид на берега Исети, на плотину пруда.
  • В 30-е годы Х1Х века вся власть принадлежала горному начальнику генералу Владимиру Андреевичу Глинке.
  • В то время он был градоначальником и требовалось создать здание, в котором бы сочеталось административная и жилая функция. Была создана целая усадьба, где помимо главного дома с мезонином , который занимал центральное место в ансамбле, располагались сад, двор и службы.
  • Пространство сада просматривается за открытой красивой чугунной решеткой и раскрыто на набережную. Парадный дом начальника горного Управления оказался «прекрасным, украшенным по фасаду тремя этажами колонн.
  • Даже подъезд к дому, обработка пандуса и ограда – все выдержано здесь в одном характере». Из усадьбы открывается чудесный вид на берега Исети, на плотину пруда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
«ЗОЛОТЫЕ» УСАДЬБЫ М. П. МАЛАХОВА

Автор: Иванова Елена Витальевна

Дата: 22.09.2016

Номер свидетельства: 345297


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства