Просмотр содержимого документа
«Урок "Греческий храм". Презентация к уроку "Великий рассвет"»
Великий рассветАрхитектура Древней Греции
Содержание
I. Введение
Единый архитектурный язык – ордерная система
II. Великий рассвет
Архитектура периода ранней классики
Храм Зевса в Олимпии
Строение храмов
Афинский акрополь
Пропилеи Храм Парфенон храм Эрехтейон
Пропилеи
Храм Парфенон
храм Эрехтейон
Музей акрополя
III. Вывод
Введение
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.
Древняя Греция.
Классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э… В Греции начинается новый подъем искусства, науки, философии, архитектуры. Идеалом греческой культуры этого периода становится образ всесторонне развитого человека.
Храм Посейдона
Монументальный и общественный характер архитектуры греческой классики, ее тесная связь с жизнью коллектива свободных граждан, с государственными культами богов, олицетворявших единство полиса, нашли свое яркое и сильное выражение уже в период ранней классики..
Главным центром развития классической греческой культуры считались Афины.
Театр Герода Аттика, Афины
Единый архитектурный язык – ордерная система
Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер , т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.
В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.
Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.
Дорический ордерсвязан с мужественным, тяжёлым стилем ( «мужественный»)
Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.
Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.
Олимпия, развалины Храма Геры
Ионический ордер– связан с мягким и изнеженным стилем( «женственный»)
храм Ники Аптерос (443-420, архитектор Калликрат)
Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.
Коринфский ордер – появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический»)
Развалины храма Зевса Олимпийского в Афинах. Начат в 175—164 до н. э., закончен в 129—132 н.э.
Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором.
Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта.
Строение храмов
В период классики утверждается канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности.
Устанавли-
валось по формуле: nx(2n+1), где n — число колонн торцового фасада, причем число это всегда принималось четным.
Модульная система размерностей была выработана для решения задач художественной выразительности и удобства заготовки элементов здания.
Но стандартизация элементов зданий не привела греческую архитектуру к сухости и однообразию.
Греческие храмы были совсем не похожи на храмы Египта и Востока: это были весёлые, приветливые обиталища человекоподобных богов,
устроенные наподобие жилищ простых смертных, только более изящные и богатые .
Храм Гефеста
Отрабатываются наиболее выразительные сочетания пластики всего объема и декоративных деталей.
Эффект величия достигался за счет соразмерности и уравновешенности частей здания.
«Девушка, играющая на флейте»
Алтарь строили по прообразу древних форм. На алтаре располагали статую божества. Прямоугольный зал с очагом и входным портиком назывался мегарон. Внутри зала находилась потайная комната для священнослужителей. Простой народ не мог зайти в храм.
V век до н.э.
В первой половине V в. до н. э. преобладал дорический ордер. Периптер остается ведущей формой храма. Совершенствуются его планировочные решения, пропорциональные соотношения.
Храм Геры в Олимпии.
Храм Афайи
Прекрасный пример раннеклассической архитектуры представляет небольшой храм Афины Афайи на о. Эгина, в ясных и гармоничных пропорциях которого воплотились патриотические идеи греков.
Так храм выглядел в древности
Храм Зевса в Олимпии
Несмотря на крупные размеры, не вызывает ощущения тяжеловесности. Его пропорции доведены до классического совершенства.
Масштабный строй этого храма и даже размеры его колонн приобрели значение нормы при возведении храмов последующего времени.
В его интерьере была установлена статуя Зевса — главного бога греческого пантеона — изваянная великим греческим скульптором Фидием. Фронтоны и фризы целлы были украшены рельефами и скульптурой.
Афинский акрополь
Афинский акрополь представляет одно из наиболее цельных и гармоничных произведений греческой архитектуры. Он расположен на высокой скале Пиргос,
имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-политической и культурной гегемонии Афин.
Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов.
Процессии, которые проходил во время празднования Панафиней, определили композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия сооружений с установленной трассы движения процессии.
Афинский акрополь. V в до н. э. Общий вид: 1– пропилеи; 2 – храм Нике Аптерос; 3 – Парфенон; 4 – Эрехтейон
Пропилеи
Ансамбль открывается Пропилеями — большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воительницы, выполненная Фидием.
К входной группе акрополя относятся Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асимметричную, но уравновешенную композицию.
Храм Эрехтейон
Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северозападная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня.
Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древнегреческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид.
Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону.
Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.
Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э.. Законченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразительность его форм.
Реконструкция Парфенона
Органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегреческой архитектуры. Дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и ионические традиции.
В центре храма находилась статуя Афины Парфенос. Она была прямостоящая и имела 11м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит.
Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадратами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалось грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу.
Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства — делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.
ЮНЕСКО использует изображение Парфенона в качестве своей эмблемы.
Музей Акрополя
Первый музей Акрополя был сооружен в 1874 году. и с начала XIX века было обнаружено множество артефактов.
20 июня 2009 года в Афинах состоялось торжественное открытие нового музея Акрополя. Он расположился всего в 300 метрах от знаменитого архитектурного памятника древних Афин.
На месте строительства найдены развалин целого ряда эпох - от поздней античности до Византии. Эти раскопки были включены в план музея, и теперь их можно наблюдать через прозрачные полы здания.
Музей был завершен в сентябре 2007 года, и тогда же началась трехмесячная операция по переносу со "священной скалы" Акрополя сотен экспонатов.
Музей имеет площадь 23 тысячи квадратных метров, из них 14 тысяч выделены под экспозицию, расположившуюся на трех основных уровнях.
Многолетняя работа специалистов-археологов из многих стран позволила ученым попытаться сконструировать не только уцелевший фриз, но и композицию статуй храма. Произведения как бы "смотрят" на расположенный в трехстах метрах Парфенон. Также стеклянная облицовка зала дает естественное освещение шедевров Парфенона.
Вывод
Произведения греческой архитектуры периода классики отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природным окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику градостроительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.
Скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.
Это была истинная эпоха рассвете древнегреческой культуры.