Просмотр содержимого документа
«Социокультурные доминанты эпохи в произведениях искусства на сюжет «возвращение блудного сына»»
Социокультурные доминанты эпохи в произведениях искусства на сюжет «возвращение блудного сына»
Актуальность темы :
истории блудных детей повторяются в семьях любых национальностей и вероисповедований.
Содержание
1.Введение: Цели и задачи
2. Анализ «Притчи о блудном сыне»
3. «Притча о блудном сыне» в творчестве русских и зарубежных художников
4. «Притча о блудном сыне» в художественной литературе
5.«Притча о блудном сыне» в музыке
6. «Притча о блудном сыне» в кинематографе
7.Заключение. Вывод.
8.Информационные ресурсы
Цельисследования: выяснить, почему так популярен у художников, поэтов, музыкантов сюжет о блудном сыне, в чём схожесть и различия изображения.
Задачиисследования:
· выявить имена художников, поэтов, музыкантов и режиссёров, иллюстрировавших данный сюжет;
· определить, какие моменты притчи изображены;
· найти общее и различное в восприятии одного и того же сюжета;
· найти иллюстрации художников, стихи, фильмы;
· соотнести изображаемое на картинах и сам сюжет притчи
Объект исследования: картины, литературные и музыкальные произведения, кинофильмы .
Предмет исследования: особенности отображения притчи о блудном сыне в творчестве разных представителей искусства.
Область исследования: культурология, искусствоведение.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован сбор и систематизация эмпирических материалов, анализ и интерпретация полученных данных, сравнительный анализ произведений искусства разных стран.
Новизна и актуальность проведенного исследования состоит в том, что сделана попытка собрать в одно исследование изображение притчи разными представителями искусства.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Исследовательская работа состоит из введения, шести глав, заключения, а также списка использованной литературы и приложения.
2.Анализ «Притчи о блудном сыне»
Притча – иносказательный рассказ, в котором обычно нет художественно развернутых картин и характеров, а есть некие абстрактные герои и события, воплощающие в себе определенные идеи. Она представляет собой маленькую нравоучительную историю вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.
Словарная работа:в слове«блудный»соединились прямое значение глагола «блуждать» - скитаться,и переносное: потерять нравственные ориентиры, то есть развратничать. Значит, блудный сын - молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках.
Главная идея притчи
Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. В евангельской притче блудный сын воплощает в себе грешника, его возвращение ассоциируется с покаянием, а отец олицетворяет собой всепрощающего Бога. Образы этой притчи содержат распространенное в Библии уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына.
3.Притча о блудном сыне»в творчестве художников
В работах мастеров эта история распадается на несколько отдельных сцен:
получение младшим сыном своей доли наследства
его уход из отцовского дома
блудный сын пирует на постоялом дворе
блудный сын пасет свиней
его возвращение домой
Блудный сын получает свою часть наследства. Бартоломе Мурильо. 1660
Бартоломе Эстебан Мурильо «Отъезд из дома блудного сына.» 1660
«Блудный сын в таверне»Рембрандт ван Рейн
Гравюра. Альбрехт Дюрер «Блудный сын» 1503
Иероним Босх«Блудный сын»
И с думой о сыне там бодрствует ночиСтарик величавый с седой бородою,Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче,Я грешен пред Господом и пред тобою».Николай Гумилев«Блудный сын»
Марк Шагал
«Возвращение блудного сына»
.
Рембрандт ван Рейн «Возвращение блудного сына»
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына»
4.«Притча о блудном сыне» в художественной литературе
Основные произведения, где присутствует эта тема :
1. «Повесть о Горе-Злочастии» - аноним
2. «Повесть о Савве Гудыне» - аноним
3. «Станционный смотритель» - Александр Пушкин
4. «Блудный сын» - Николая Гумилева
5. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» Иван Бунин
«Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Савве Гудыне»
2-ое издание «Повести о Горе-Злочастии»
Иллюстрация к «Повести о Савве Гудыне»
«Станционный смотритель»
Дуня на могиле отца
«И цветы, и шмели, и трава, и колосья»
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"
И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить...
Иван Бунин
5.«Притча о блудном сыне» в музыке
Иогана Себастьяна Баха
«Хоральная прелюдия
фа минор»
6.«Притча о блудном сыне» в кинематографе
Фрагмент из кинофильма Андрея Тарковского «Солярис»
7.Основные выводы из работы следующие:
1. «Притча о блудном сыне» волновала живописцев, писателей, музыкантов и режиссёров разных стран и народов.
2. Сцена возвращения блудного сына домой всегда привлекала особое внимание. Это кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная ее идея - идея покаяния и прощения.
3. Многие великие художники (Рембрандт ,И. Босх…), писатели (А.Пушкин ,И Бунин, Н.Гумилёв…), композиторы (И.Бах, Прокофьев…) и кинорежиссёров (Тарковский…) отразили этот сюжет в своих произведениях.
4. Тема блудных детей касается любого человека. Не имеет значения его национальность, место жительства, вероисповéдание. Проблемы во взаимоотношениях с родителями могут возникнуть у любого человека. Главное, не доводить эти проблемы до ситуации блудного сына.
8.Информационные ресурсы:
1. Александров русского искусства. – Мн: Харвест, 2007. – 736 с.
2. Дмитриева история искусств. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.
3. Коплстоун Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
4. «Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 1998. – 688 с.
5. ” Москва, “Аванта +” 1999 год. Аксенова М. “Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство.
6.” Москва, “Аванта +” 1999 год. Александров В. Н. “История русского искусства”. Минск, “Харвест” 2007 год.