Просмотр содержимого документа
«Разработка к уроку МХК в 10 классе: Изобразительное искусство Средневековья.»
Изобразительное искусство Средневековья
Искусство Средневековья: особенности и тенденции
Средневековье представляет собой период с пятого по семнадцатый век. Сам термин возник в Италии; считалось, что время это являлось культурным упадком, Средние века постоянно сравнивали с Античностью – и сравнение было не в пользу первых.
Особенностей искусства Средневековья несколько, и все они тесно связаны с господствовавшими в то время в обществе устоями и традициями. Так, сильны были церковь и религиозные догмы – именно поэтому религия стала чем-то обыденным для тогдашней культуры. Помимо этого, характерными чертами ее являлись аскетизм, отказ от античных традиций и при этом приверженность к старине, внимание к внутреннему миру человека и его духовности.
Церковные интерьеры и книжные миниатюры
В 5-м веке начались первые попытки новых общностей (населения варварских королевств) под влиянием римского наследия украшать свои новые сооружения, а также храмы. В особенности это проявилось в Византии. На примере раннесредневековых рукописей, которые в основном создавались в монастырских скрипториях, можно увидеть рождение синтеза письма и живописи, который сформировал причудливый вид изобразительного искусства. Речь идёт о книжной миниатюре..
Изображение Исидора Севильского в манускрипте 10-го в.
Церковные интерьеры и книжные миниатюры
Во время правления Саксонской династии в Германии, которая в 10-м веке стала Священной Римской империей, расцвело искусство не только книжных миниатюр, но и монументальных росписей. Подтверждение тому — фрески в церкви святого Георгия в Оберцелле на острове Рейхенау. Они фактически являются копиями изображений, которые украшали страницы рукописи местного монастыря.
Изображение Генриха II из рукописей из Рейхенау.
Рождение живописи: готика и начало Возрождения
В конце 12-го века в средневековой Европе появляются первые попытки оформления живописи. В это время во Франции главенствовал готический стиль, который привнёс изменения в культуру. Мастера постепенно стали отходить от общепринятых канонов романского стиля, который отличался строгостью. Изображения стали более реалистичными, объёмными. Впоследствии эти стремления приведут к возникновению искусства Возрождения.
Готические соборы Европы часто украшались изображениями из разноцветного стекла — витражами. Они отображали, как правило, библейские сюжеты и ряд исторических, и даже эпических мотивов. Витражи Сен-Шапель, Шартрского, Кентерберийского и Кёльнского соборов — тому прямое подтверждение.
Витраж из Шартрского собора.
Рождение живописи: готика и начало Возрождения
Большинство художественных работ той эпохи дополняли церковное убранство. Начиная с 14-го века, всевозможные диптихи и триптихи украшали церковные алтари в соответствии с особенностями интерьера отдельно взятого храма.
От церковных росписей и интерьеров 12−13-го веков изобразительное искусство перекочевало в светскую сферу общественной жизни. Городские власти не скупились на запрестольные образы алтарей в церквях и доверяли это дело известным мастерам. Наметился постепенный переход к реализму. Впереди всех в подобных стремлениях были итальянские земли.
Маэста Чимабуэ.
Рождение живописи: готика и начало Возрождения
Флорентийский мастер Джотте ди Бодоне пошёл ещё дальше: его работы стали известны при его жизни. Однако существовало множество творений автора и его коллег Симоне Мартини, Лорецетти, которые остались без подписей. Анонимность продолжала сохраняться. Итальянские церкви и капеллы Падуи, Флоренции и Ватикана украшали произведения Джотто. Не все его работы были поняты, однако многие опередили своё время. Герои его произведений уверенно стоят на земле и способны двигаться. У них есть чувства и эмоции. Творения этих мастеров историки относят к эпохе Проторенессанса..
«Поцелуй Иуды», 1305 г. Джотто ди Бондоне.
Рождение живописи: готика и начало Возрождения
«Великолепный часослов герцога Беррийского».
Мастера из Франции и Нидерландов рубежа 14−15-го веков углубились в использование эффекта присутствия у зрителя, который достигался благодаря светотеням и картинным рамам. В это время многие деятели искусства стали работать при дворах европейских монархов и дворян, где выработали фактически единый стиль живописи, который искусствоведы прозвали международной готикой. Придворная жизнь изображалась изящнее, но имела менее реалистичную атмосферу. При этом позы персонажей и детали антуража были переданы филигранно.
Фламандцы
Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.
Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы – Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен, который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.
Выдающиеся художники
Живопись Средневековья подарила миру множество замечательных имен. Уже упомянут выше Ян ван Эйк - прекрасный портретист, чьи работы отличаются от прочих интересной игрой света и тени. Характерной особенностью его полотен являются тщательно прописанные самые мелкие детали. Еще один фламандец, Рогир ван дер Вейден, не был так внимателен к мелочам, однако он выписывал очень четкие контуры и акцентировал внимание на красочных, ярких оттенках.
Среди итальянских мастеров, помимо указанных выше, стоит отметить Дуччо и Чимабуэ, основоположников реализма, и Джованни Беллини. Также большой след в искусстве оставили испанец Эль Греко, нидерландец Иероним Босх, немец Альбрехт Дюрер и другие.
Интересные факты
- Слово «миниатюра» происходит от minium – так называется по-латински сурик, которым в Средние века писали заглавные буквы в текстах.
- Натурщиком для картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи стал обычный пьянчужка.
- В каждом новом столетии на натюрмортах количество еды увеличивалось.
- Картина Тициана «Любовь земная и Любовь небесная», прежде чем получить такое название, сменила их четыре раза.
- Художник Джузеппе Арчимбольдо составлял свои полотна из овощей, фруктов, цветов и так далее. До нас дошли очень немногие из его работ.
Вывод : Живопись Средневековья, как и вся культура этого периода, представляет собой уникальный пласт, который можно исследовать веками. Кроме того, это поистине шедевральное наследие, сберечь которое для потомков – наша прямая обязанность.