Презентация «Жизнь и творчество русского иконописца Андрея Рублёва»
Презентация «Жизнь и творчество русского иконописца Андрея Рублёва»
Данная презентация на тему "Жизнь и творчество русского иконописца Андрея Рублёва" является методическим приложением к одноимённой теме в рамках изучения средневекового искусства Древней Руси, а также дополнительным материалом в рамках элективного курса "Русская культура".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Жизнь и творчество русского иконописца Андрея Рублёва»»
Жизнь и творчество
Русского иконописца
Андрея Рублёва
Автор:Беляева Наталия Анатольевна
учитель Мировой Художественной Культуры ГБОУ СОШ №84 Петроградского района
Санкт-Петербург
Андрей Рублёв - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть.
Андрей Рублёв - русский иконописец, канонизированный православной церковью в лике преподобных святых, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи , книжной и монументальной живописи XV века.
IX-XIII век в России - век расцвета средневековья. Средневековая русская эстетика ощущала на себе влияние византийской, но тем не менее оставалась самобытной. В иконах Андрея Рублева есть и традиции аскетизма византийской эстетики и некая самобытность, отклонение от стандартов.
«Искусство Андрея Рублёва - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»
По мнению искусствоведов, тщательно изучающих жизнь и творчество русского иконописца «Андрей Рублёв возрождает античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».
Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублёва, несмотря на усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. К сожалению, не найдутся среди тысяч древних рукописей никаких записей о его детстве, поскольку их никогда не было.
Родился, по всей вероятности, иконописец в Московском княжестве (по другим источникам в Новгородском) около 1360 г. Источники смолчат и о настоящем имени иконописца, ведь АНДРЕЙ РУБЛЁВ – имя, принятое в монашестве, вымышленный псевдоним.
Тайной останется и подлинность авторства дошедших до наших дней некоторых икон.
Происходил Андрей Рублёв из образованных кругов, отличался необыкновенной глубиной и тонкостью восприятия, о чём свидетельствует всё его творчество.
Образы Рублёва наполнены утерянной райской жизнью, покоем, счастьем и гармонией со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворённость сквозят во всех его немногочисленных работах. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, заставляют хотя бы на миг забыть о суете, и окунуться в мир благости и любви.
Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв».
Упоминание имени Андрея Рублёва последним, согласно
тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем уже достаточно признанным и уважаемым мастером, чтобы принимать участие в почётном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского.
Второй раз в летописи
Андрей Рублёв упоминается
в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным
в Успенском соборе во
Владимире. Прошло всего
3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у иконописца уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
Творчество Андрея Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой православной традиции в иконописи.
В 1420-х годах, как свидетельствуют летописи, Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Чёрным руководит работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи, как и многое другое, к величайшему сожалению, не сохранились.
В 1411 или 1425—27 годах Рублёв создаёт свой шедевр — «Троицу». Традиционный
библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии,
он поместил в центре композиции единственную чашу,
а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность.
Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к
другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Всё это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора.
На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом.
Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы.
Дом воплощает Божие Домостроительство.
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам.
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
В 1478 году игумен Троицкого Сергиева монастыря старец Спиридон скажет об Андрее «удивительный и прославленный иконописец, инок Андроникова монастыря, отличался такими добродетелями, что удостоился необычных дарований и настолько преуспел в совершенствовании, что не находил времени для мирских дел».
Андрей Рублёв скончался 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.
Похоронен иконописец возле колокольни в Андрониковом монастыре Спасского собора.
Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря Ок. 1592 г .
31.5 × 20 см
Российская государственная библиотека, Москва, Россия
Лицевое Житие
преподобного
Сергия
[ф. 304, III, № 21 / М.8663
(Троицк. III-21)], л. 230
(л. 227 по изд. 1853 г.)
В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.