МОУ «ООШ с.Никольское Духовницкого района Саратовкой области»
Жизнь знаменитых людей
Выполнила: учитель технологии и искусства
МОУ «ООШ с. Никольское
Духовницкого района
Саратовской области»
Смолякова Светлана Григорьевна
Лентулов Аристарх Васильевич - русский и советский живописец, авангардист, театральный художник и педагог.
Аристарх Васильевич Лентулов родился 14 марта 1882 года недалеко от Пензы, в селе Воронье. Его отец, сельский священник, погиб, когда Аристарху было всего два года. Мать осталась вдовой с четырьмя детьми на руках. Как сына священника, Аристарха приняли в духовное училище, потом в семинарию. Однако шестнадцатилетний юноша вместо того, чтобы идти по стопам отца, решил поступить в Пензенское художественное училище, а через два года поехал учиться в Киевское художественное училище. Осенью, зимой и весной Лентулову, чтобы заработать на жизнь, кроме учебы, приходилось давать уроки, выполнять разные "халтуры". Зато летом он писал очень много, привозил с каникул иногда более 100 работ. Причем, увлеченный творчеством Врубеля и Малявина, он ставил перед собой и решал очень сложные художественные задачи. Позже Аристарх Лентулов вспоминал: "Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету". Аристарх Лентулов был дерзок не только в живописи, но и в поведении и в конце концов вынужден был вернуться в Пензу. В 1906 году он попробовал поступать в Петербургскую академию художеств.
Портрет М. П. Лентуловой (Портрет матери). 1913г.
Мать Аристарха Лентулова рано осталась вдовой с четырьмя детьми, младшим из которых и был будущий художник.
Лентулов писал много пейзажей, в том числе и городских. Постепенно в его произведениях выделилась своеобразная цветовая доминанта - цвет "крап-роза", который часто контрастирует с зеленой краской "поль-веронез".
Туапсе
Автор
Лентулов Аристарх Васильевич (1882 -1943)
Техника исполнения оригинала
Холст, масло
Жанры
Городской пейзаж
Эпохи
Живопись 20 века
Год создания оригинала
1930
Размеры оригинала, см
98x100
Тема купальщиц на фоне пейзажа, которая была популярна со времен Сезанна, стала для Лентулова своеобразным гимном залитой солнцем природе, формулой гедонизма.
Купальщицы
Автор
Лентулов Аристарх Васильевич (1882 -1943)
Техника исполнения оригинала
Холст, масло
Жанры
Ню
Эпохи
Живопись 20 века
Год создания оригинала
1908
Размеры оригинала, см
137.5x169
В 1908 году Лентулов увлекся кубизмом и даже чуть позже "поехал за ним в Париж", где можно было увидеть произведения Пикассо и Брака.
Городской пейзаж
Картина выдержана в стиле французского кубизма, но для Лентулова, как и для большинства русских художников, столь характерное кубизму раздробление формы предметов путем пространственных сдвигов, осталось лишь чисто формальным элементом выразительности.
В 1908-1909 годах художник создал "Автопортрет в красном", который считал своей этапной вещью.
Автопортрет в красном
Стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет» и участвовал в его выставках (1910 - 1917). Первая выставка этого худбратства открылась в 1910 году. Картины Лентулова вызывали массу споров критиков выставок объединения, по их, часто противоречивым отзывам, «непримиримый абракадабрист» являл публике «пёстрое узорочье». До этого он участвовал в выставках "Венок-Стефанос", "Голубая роза", "Золотое руно". Художники, которые участвовали в выставках "Бубнового валета", культивировали вещность, предметность. Писал натюрморты и Аристарх Лентулов, пробуя показать особые взаимоотношения цвета и формы, сгармонизировать острые сочетания цвета. В 1916 году "Бубновый валет" распался, уступив место новым художественным течениям.
Натюрморт. Самовар
После Октябрьской революции Лентулов активно включился в исполнение государственных заказов, оформлял площади, зрительный зал Большого театра и т. д. Он работал в коллегии Наркомпроса, преподавал во Вхутемасе, а в 30-е годы стал профессором Московского художественного института. Его считали модным художником и приглашали оформлять многие спектакли. Лентулов не шел вслед за художниками-конструктивистами, а воплощал в сценических декорациях свою буйную живописную фантазию. Большим творческим успехом считали современники оформленный А.Лентуловым "пропитанный восточно-кавказской поэзией цвета" спектакль-оперу "Демон" А. Рубинштейна, который ставил приверженец "театрализации" сценического действия А. Таиров, а также спектакль "Испанский священник" по пьесе Дж. Флетчера, где с помощью одного живописного и нескольких вполне реальных натюрмортов воскрешался "бодрый и смелый, дерзкий и свободолюбивый дух Возрождения".
Дочерью художника – Марианной Лентуловой написана книга об отце, в которой много интересных фактов его творческой биографии. Она рассказывает, в частности, как они всей семьей любили отдыхать в Крыму в Гаспре, в санатории, каким веселым человеком был ее отец. Лентулов был заводилой вечеров – он с увлечением ставил живые картины «Три богатыря», «Иван Грозный» и другие, и где был он - там всегда царили веселье и смех.
Интересна работа «Мир. Торжество. Освобождение», где изобразил Лентулов радость труда- победителя.
Мир. Торжество. Освобождение
Автор
Лентулов Аристарх Васильевич (1882 -1943)
Техника исполнения оригинала
Холст, масло
Эпохи
Живопись 20 века
Год создания оригинала
1917
Размеры оригинала, см
98x100
В 1910 году Лентулов поехал в Париж и поступил в "Академию живописи Ла Палетт", где преподавали приверженцы доктрины кубизма Ле-Фоконье, Метценже, Сегонзак. Разложение предметов путем пространственных сдвигов осталось для Лентулова, как и для большинства русских художников, лишь чисто формальным элементом пластической выразительности. Лентулов как бы "прививал" кубизму полную неповторимой красочной музыкальности декоративно-цветовую систему. После возвращения из Парижа Лентулов увлекся футуристической идеей "совместноцветности", когда все элементы картины должны были восприниматься не один за одним, а одновременно. Именно в этой системе были написаны его полотна "Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года", "Сюжет из балета" и др.
Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года
ХУДОЖНИК СОЛНЦА
Именно так называли его еще при жизни за красочные и яркие картины, в которых так много света, солнца и воздуха.
Выступал также как театральный художник
Горы. Эскиз Декорации. Вторая Половина 1920-х
Эскиз декорации к трагедии В. Маяковского
Семейный портрет. Жена и дочь. 1919.
Ночь на Патриарших прудах. 1928.
Автор
Лентулов Аристарх Васильевич (1882 -1943)
Техника исполнения оригинала
Холст, масло
Эпохи
Живопись 20 века
Год создания оригинала
1928
Размеры оригинала, см
76x96
Пейзаж с красным домом 1917
Закат на Волге
Автор
Лентулов Аристарх Васильевич (1882 -1943)
Техника исполнения оригинала
Холст, масло
Эпохи
Живопись 20 века
Год создания оригинала
1928
Размеры оригинала, см
100х153
- Режиссер А. Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил А. Лентулов, писал о нем: "Он работал, как жил, и жил, как работал... Я помню Аристарха молодым, красивым,- красивым он был до конца,- буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу".
- В 1909 году, увидев первые картины Лентулова, Александр Бенуа откликнулся горячо: «Картины его поют и веселят душу... Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». Прошло, однако, каких-нибудь десять лет, и, увы, «ценить и лелеять» талант Лентулова оказалось некому. На 20—30-е годы растянулся мучительный процесс угасания таланта, попыток втиснуть себя в прокрустово ложе чуждых представлений и совсем уж ни с чем несообразных предписаний.
- «В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943)»,— недавно писал в «Огоньке» Виталий Манин.
В 1941 году Аристарх Лентулов вынужден был эвакуироваться в Ульяновск. А осенью 1942 года вернулся назад в Москву, где 15 апреля 1943 года умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Аристарх Лентулов – участник многих выставок и в нашей стране, и за рубежом. Много его работ находится в частных собраниях. Художник любил народ и щедро дарил свое солнечное искусство, до конца оставаясь в лихую годину со своим народом. За это мы и благодарны ему. А картины его продолжают нас восхищать и радовать бесконечно.
Источники информации
- http :// www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0043.shtml
- http :// www.20art.ru/Aristarh_Lentulov
- http :// www.arttrans.com.ua/sub/artists/244/Lentulov__Aristarch_Vasilyevich/list1.html
- http://spunkymonkey-rs.blogspot.ru/2009/01/1882-1943.html