учитель МХК МОУ СОШ № 9 г. Переславля-Залесского Забавина В. Ф.
Цель проекта:
«Товарищество передвижных художественных выставок крупнейшее из русских объединений 19 в.
В него входили знаменитые художники, такие, как Перов, Крамской, Саврасов, Репин, Суриков, Шишкин и др. У них художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность, романтизм.
Тип проекта:
Информационный.
2
Тип проекта: информационный
Родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский
прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до
брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца –
Васильев. Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и
впоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в
детстве за успехи в чистописании.
Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе
А. В. Ступина - лучшей провинциальной художественной школе того
времени. 18-летним он переехал в Москву и поступил в московское
Училище живописи, ваяния и зодчества.
Русский художник жанровой, исторической и портретной живописи.
Вдохновитель организатор "передвижников".С 1856 г. Учился в
Петербургской Академии художеств. Увлекался революционно
демократическими идеями Н. Чернышевского, Д. Писарева и
Н. Добролюбова. Без Ивана Николаевича Крамского невозможно
представить демократическую художественную культуру второй
половины Х1Х века. Крамской играл определяющую роль на всех
этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. На 2
ой Передвижной выставке в 1873 году появилась картина Крамского
"Христос в пустыне", которая вызвала долго не утихавшую полемику. В
трех главных картинах Крамского 1880-х годов - "Лунная ночь",
"Неизвестная" и "Неутешное горе" - выражение общечеловеческого
оказывается связано с воплощением женских образов.
- Он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образ не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Мастер применял в портретемонохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.
- Василий Иванович Суриков родился в сибирском городке Красноярске 12 января 1848 года в казачьей семье. С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных.
- Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником. Учился Суриков в Академии успешно, брал от занятий все возможное. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
- Умер Суриков 6 марта 1916 года и похоронен рядом с женой в Москве, на Ваганьковском кладбище.
- Тесный, как тюремная камера, интерьер избы, ее пластическая статика, и, напротив, в равной мере знаменует неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, — суровой и красочной — разноречивости. Даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).
Широкий пространственный размах, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, — суровой и красочной — разноречивости.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - замечательный русский
художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества
передвижников, родился в Москве. Родился 24 мая 1830 года в семье
московского купца третьей гильдии. В ранней юности у будущего
художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки
желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам",
Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.
Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств
А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную
выставку. В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается
печаль, тревога, а то и острая тоска. Нелегкими оказались для художника
последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах,
о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и
умер 26 сентября 1897 года в Москве.
- Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, — все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа.
- Грандиозная картина производит фурор. И дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними политическими брожениями и тревогами, с крепнущим социальным противостоянием монархии — хотя этот момент, конечно, сыграл свою роль. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года — казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I — Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. Противостояние народа и царя — или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории — явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.
В. А. Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года в семье известного
композитора А. Н. Серова. С детских лет будущего художника окружала
атмосфера искусства. Кроме музыкантов, в их доме бывали М. М.
Антокольский, И. Е. Репин. К тому же сам отец будущего художника
был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и
способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в
которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Сначала он
учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его
учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В.
С. Серова показывала рисунки сына.
- Композиция на античные темы обретает черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника
- Чувства свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах, воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
- Картина полна жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита.
ШИШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832, Елабуга, ныне
Татарстан — 8 (20) марта 1898, Петербург], русский художник.Выдающийся
мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты
романтизма и реализма.Родился в купеческой семье.Отец художника, И. В.
Шишкин, был нетолько предпринимателем, но и инженером, археологом и
краеведом,автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище
живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в
петербургской Академии художеств (1856-60). ). Как пенсионер Академии жил в
1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского
пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали
эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил
преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели
натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал),
а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
На передвижных выставках в первую очередь предстала современность .Центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, « вся Россия» в ее многоликой повседневности .
Истоком творческих идей передвижников была эстетика философского романтизма