Презентация к уроку МХК по теме "Русский реалистический театр"
Презентация к уроку МХК по теме "Русский реалистический театр"
Презентация к уроку МХК по программе Г.И. Даниловой "Русский реалистический театр". Учащиеся закрепят понятия о трагедии ,мелодраме и водевиле.Из материалов презентации дети узнают об основных этапах становления русского реалистического театра, известных русских драматургах и актерах, о драматургической и театральной деятельности А.Н. Островского и о плеяде актеров его школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК по теме "Русский реалистический театр" »
Русский реалистический театр
Повторим !
Каковы особенности
мелодрамы
Бытовой комедии
водевиля
Водевиль
Вид «комедии положений» с песнями-куплетами, романсами и танцами. Возник во Франции; с нач. 19 в. получил общеевропейское распространение. Расцвет русского водевиля — 1820 — 40-е гг. (А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Ф. А. Кони, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра — Э. Скриб, Э. М. Лабиш.
МЕЛОДРАМА (от мело... и драма),
1) драматургический жанр, пьеса с острой интригой, резким противопоставлением добра и зла, преувеличенной эмоциональностью. Возникла во Франции в кон. 1790-х гг., достигнув расцвета в 1830-40-е гг.
2) Музыкально-драматическое произведение, в котором диалоги и монологи чередуются с музыкой или сопровождаются ею. Появились во 2-й пол. 18 в.
КОМЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.
Для периода романтизма характерной чертой являлось отсутствие режиссеров- профессионалов. Их роль, как правило, выполняли драматурги, авторы пьес.
Актеры русского драматического театра
Павел Степанович Мочалов
Рождение реализма связано с драматургической деятельностью А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина
Существенный вклад в отечественную драматургию был сделан Н.В. Гоголем. Комедия «Ревизор»- вершина его драматургического творчества. Она проложила путь дальнейшему развитию русского реалистического театра.
Театральные реликвии первой постановки пьесы Н.В. Гоголя « Ревизор».
Актеры реалистического театра
П.М. Садовский
М.Н. Ермолова
М.С. Щепкин
Г.Н. Федотова
Новый шаг в развитии реалистического искусства был сделан драматургом А. Н. Островским.
14 октября 1824 г. Московская императорская труппа дала свое первое представление на сцене только что открывшегося Малого театра.
Не случайно Малый театр называют « Домом Островского»: начиная с января 1853 А. Н. Островский становится основным и самым любимым автором Малого театра. Здесь поставлено 47 его пьес.
А.Н. Островский с группой актеров Малого театра.
Актеры театра: П. Мочалов, М. Щепкин, П. Садовский, М. Ермолова были законодателями традиций национальной сценической школы.
Без вины виноватые. Пьеса.
Сцена из спектакля Малого театра. Москва 1908 г.
М.Н. Ермолова -Кручинина, А.А. Остужев -Незнамов
Конец 19 в. Ознаменовался драматическим творчеством А.П. Чехова и созданием в 1898 г. Московского Художественного театра( МХТ).Знаменитая встреча Станиславского и Немировича- Данченко положила начало новому этапу развития русского драматического театра.
СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (1863-1938)
Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания
К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко
Говоря об игре актера, Станиславский ввел такие важнейшие понятия, как сверхзадача и сквозное действие. Сверхзадача - это та конечная цель, которая выражает идейную суть роли. Сквозное действие - это цепь действий, поступков героя, ведущих к достижению цели. Для решения сверхзадачи актеру необходимо схватить суть («зерно») роли, образа. Интересный пример поиска «зерна» образа Репетилова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» приводил В.И. Немирович-Данченко. «Зерно Репетилова - болтун. Если актер все время будет «обмакивать» свою мысль в то, что он болтун, да еще нагретый вином, да еще светский человек, да еще немного «барин», и прибавит сюда еще целый ряд черточек, то и выявится характер Репетилова».
Два вида «перевоплощения» актера
К.С. Станиславский различал два вида «перевоплощения» актера: внешнее , т.е. с помощью грима, жестов, мимики, интонаций, особенностей диалекта и т.д., и внутреннее , предполагающее раскрытие духовного мира своего героя, его нравственных качеств, основных черт характера. Эти два вида «перевоплощения», происходящие одновременно, и есть вершина актерского искусства.
А.А.Остужев в роли Отелло
Знаменитый артист Малого театра А.А. Остужев (1874 - 1953) был уже широко известным мастером сцены, когда неожиданно подкралась беда: начала надвигаться глухота. Врачи ничем не могли ему помочь. Потеря слуха - тяжелое, непреодолимое препятствие в работе актера. Но Остужев остался на сцене. Каких огромных усилий это стоило артисту! А он играл на сцене еще более сорока лет! Не слыша партнеров, аплодисментов и реакции зрительного зала, он выработал в себе идеально отточенное чувство времени, ритма, паузы. Он научился читать по губам... Будучи глухим, он в 1935 г. блестяще сыграл роль Отелло в трагедии Шекспира.
Московского Художественного театр открылся в 1898 г. пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»
Другим, не менее, а может быть и более важным лицом в театре является режиссер . Он невидим зрителю и даже не всегда присутствует на спектакле, но в его руках находятся все нити от сложнейшей машины театра. Именно он, скрытый волшебник и одновременно мыслитель, направляет творческую волю всего коллектива. Режиссер - это профессия XX в. До середины XIX в. роль режиссера в какой-то мере выполняли так называемые антрепренеры, владельцы и содержатели частных театров или цирков. Роль антрепренера сводилась к чисто организационным моментам. Он следил, чтобы к началу спектакля на сцене были поставлены соответствующие декорации, предметы бутафории, указывал актерам, когда появляться на сцене, что выкрикивать или петь, где стоять и как двигаться. Известно, что У.Шекспир, Ж.-Б.Мольер и А.Н.Островский выступали в качестве постановщиков своих пьес, но они не были режиссерами в современном понимании этого слова. Выдающиеся режиссеры XX в. - это К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, Вс.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов, Р.Н.Симонов, Б.Брехт. Современное театральное искусство представлено такими блестящими именами, как П.Штайн, Г.Крэг, О.Н.Ефремов, А.А.Гончаров, Г.А.Товстоногов, А.В.Эфрос, Ю.А.Завадский, П.Брук и др.
О профессии режиссера написаны десятки, сотни книг. И все же главная из них принадлежит К.С. Станиславскому. Называется она «Моя жизнь в искусстве» (1911). В ней была сделана блестящая попытка создать науку об искусстве театра. Опираясь на сценический опыт, Станиславский раскрывает законы и пути развития художественного творчества. Особое место в ней занимает искусство режиссера. Но прежде обратимся к одному очень важному высказыванию Немировича-Данченко, которое и было развито в учении Станиславского.
«Режиссер - существо трехликое:
Режиссер-толкователь, он же - показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссером-педагогом;
Режиссер-зеркало, отражающий индивидуальные качества актера;
Режиссер-организатор всего спектакля.
Публика знает только третьего, потому что его видно во всем: в мизансценах, в замысле декоратора, в звуках, в освещении, в стройности народных сцен. Режиссер же толкователь или режиссер-зеркало не виден».