kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку МХК на тему "Архитектура - это искусство вписывать линии в небо". В. Гюго

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для урока МХК в 10 классе в рамках темы «Культура средних веков»

            Архитектуру лучше всего изучать, имея перед глазами наглядные примеры. Благодаря этой презентации вы сможете составить необходимое представление об основных особенностях готического и романского стиля, в этом вам помогут различные иллюстрации, примеры и комментарии.

На многочисленных слайдах презентации вы увидите прекрасные романские монастыри, феодальные замки и дворцы Италии и Франции. Ученики восхитятся высокими башнями и шпилями, сводчатыми арками и общим гармоничным силуэтом.

Следующая часть презентации посвящается готическому стилю. Школьникам запомнятся присущие этому стилю высокие остроконечные башни, скульптурные группы, стрельчатые окна, богатый декор. В этой презентации подробно описаны архитектурные особенности самых выдающихся строений этого стиля таких, как Кельнский собор, Парижский Нотр-Дам и прочие. Подробнейшим образом рассматриваются черты архитектурных стилей в общем, особое внимание уделяется отдельных архитектурным элементам и декору готического стиля.

В течение урока ученики ответят на несколько вопросов, поиск ответов на которые, научит определять элементы готического и романского стилей среди различных архитектурных сооружений, определить приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и средних веков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку МХК на тему "Архитектура - это искусство вписывать линии в небо". В. Гюго »

«АРХИТЕКТУРА - ЭТО ИСКУССТВО ВПИСЫВАТЬ ЛИНИИ В НЕБО»  В.Гюго Презентация к уроку МХК в 10 классе МКОУ СОШ № 20. Учитель МХК Павлова Т.Г.

«АРХИТЕКТУРА - ЭТО ИСКУССТВО ВПИСЫВАТЬ ЛИНИИ В НЕБО» В.Гюго

Презентация к уроку МХК в 10 классе

МКОУ СОШ № 20. Учитель МХК Павлова Т.Г.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУЛЬТУРЕ   Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность искусства  (Б.И.Ривкин) Это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей. Храм не подавляет ни размером, ни тяжестью, ни величием, а скорее, вы подавлены собственным незаслуженным величием, ощущаемым в его присутствии. Все сделанное – и размер, и материал, и его вес, и обработка - все в пределах реальных сил человека. (Андрей Буров)
  • ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУЛЬТУРЕ
  • Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность искусства

(Б.И.Ривкин)

  • Это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.
  • Храм не подавляет ни размером, ни тяжестью, ни величием, а скорее, вы подавлены собственным незаслуженным величием, ощущаемым в его присутствии. Все сделанное – и размер, и материал, и его вес, и обработка - все в пределах реальных сил человека. (Андрей Буров)
эпоха первобытности эпоха античности Западноевропейское средневековье  III - XVIII вв. «средние века» V - XV вв. начало средних веков - падение Римской империи (V в н.э.) – конец – открытие Колумбом Америки (1492 г.) эпоха Возрожде эпоха Древнего Египта эпоха средних веков ния

эпоха первобытности

эпоха античности

Западноевропейское средневековье

III - XVIII вв. «средние века» V - XV вв.

начало средних веков - падение Римской

империи (V в н.э.) – конец – открытие Колумбом

Америки (1492 г.)

эпоха Возрожде

эпоха Древнего Египта

эпоха средних веков

ния

Средние века

Средние века

Средние века

Средние века

ЗАДАНИЕ
  • ЗАДАНИЕ

Сравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву

Основные вопросы философии

Античность

1. Главная идея эпохи

Ср. века

2. Что такое человек?

Варианты ответов

3. Идеал добра

4. Что есть красота?

А. Познание мира

А. Духовность

Б. Познание внешней реальности - Бога

А. Благо

Б. Микрокосмос

А. Символ божественного

Б. Бог

Б. Космически гармоническое и соразмерное

эпоха первобытности эпоха античности Западноевропейское средневековье Средние века. Средневековье…. Этот термин впервые появился в конце 60-х годов XV в. В это время в Западной Европе возникло движение за возрождение античных идеалов – Ренессанс.   Период между Ренессансом и античностью был назван итальянскими учеными – гуманистами «средними веками». В средние века формируется новый, религиозный, тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека, который в сознании людей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек в эпоху средневековья, не творец, а исполнитель божьей воли. эпоха Древнего Египта эпоха Возрожде ния эпоха средних веков

эпоха первобытности

эпоха античности

Западноевропейское средневековье

  • Средние века. Средневековье…. Этот термин впервые появился в конце 60-х годов XV в. В это время в Западной Европе возникло движение за возрождение античных идеалов – Ренессанс.
  •   Период между Ренессансом и античностью был назван итальянскими учеными – гуманистами «средними веками».
  • В средние века формируется новый, религиозный, тип культуры, пришедший на смену мифологическому.
  • Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека, который в сознании людей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек в эпоху средневековья, не творец, а исполнитель божьей воли.

эпоха Древнего Египта

эпоха Возрожде

ния

эпоха средних веков

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» Что объединяет термины: башня, арка,
  • «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
  • Что объединяет термины: башня, арка,

купол, храм, базилика, донжон ?

2.  Какому из представленных архитектурных

сооружений посвящены следующие строки:

Взлетали стены, суживаясь, к солнцу И свод, как череп изнутри, Вздымал надбровицы и дуги, Без позолот и мишуры, Лишь щеки пышно надувая В серебрянные дудочки играют Младенцы – ангелы в раю. Одеты в ризы кружевные, Стоят надменные святые

АРХИТЕКТУРА  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Шедевры романского и готического искусства

АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Шедевры романского и готического искусства

АРХИТЕКТУРА  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства.  В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)
  • АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  • О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры.
  • В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства.

  • В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Романский стиль (от лат.  romanus  - римский) развивался в западноевропейском искусстве XI - XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI - XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
  • Романский стиль (от лат.  romanus  - римский) развивался в западноевропейском искусстве XI - XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI - XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом)
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
  • В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом)
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
  • Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным

Замок Тауэр в Лондоне

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ  Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
  • Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.  Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом . Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
  • Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.

  • Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом . Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами.
  • Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Замок Сюлли, X-XIвв., Франция

Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства.

Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

ДОНЖО́Н   главная башня в европейских феодальных замках В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной функцией, донжоны обычно являлись непосредственным жилищем феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка - оружейные, главный колодец, пищевые склады.
  • ДОНЖО́Н главная башня в европейских феодальных замках
  • В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной функцией, донжоны обычно являлись непосредственным жилищем феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка - оружейные, главный колодец, пищевые склады.
ДОНЖО́Н Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
  • ДОНЖО́Н
  • Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
ЗАМКИ
  • ЗАМКИ

Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом.

crossmoda.narod.ru

Королевский дворец Алькасар

Королевский дворец Алькасар

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
  • РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Романский храм напоминал раннехристианскую базилику, но имел более совершенную конструкцию. Архитекторы и строители раннего Средневековья заменили деревянные крыши храма более крепкими каменными перекрытиями.

Базилика ( поперечный разрез и план)

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
  • РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Массивная крыша требовала увеличить толщину стен и ограничить оконные и дверные проемы. Только толстые стены могли выдержать огромную нагрузку перекрытий. Отсюда и характерная для строений романского стиля массивность и полумрак внутри

Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
  • РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены

ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОЙ ЦЕРКВИ Внутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными
  • ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОЙ ЦЕРКВИ
  • Внутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными
РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
  • РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Портал

Ступенчатый полуциркульный портал - характерное для романской эпохи оформление входа

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
  • РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Шпейерский собор

Собор в Вормсе

Кафедральный собор

в Св.Мартина в Майнце

Го́тика 

Го́тика 

  • Го́тика  - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век . Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его
Го́тика  Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico  — непривычный, варварский — ( Goten  — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного.

Го́тика 

Происхождение термина

  • Слово происходит от итал. gotico  — непривычный, варварский — ( Goten  — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного.

  • Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест

Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест

«  Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия»  Марсель Пруст
  • «  Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия» Марсель Пруст

Схема кладки каркаса готического свода Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.

Схема кладки каркаса готического свода

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства
  • Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства

Реймский собор В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи

Реймский собор

В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике.
  • Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике.

Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию.  Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.

Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.

Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ

Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ

Портал Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира

Портал

Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора

Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой.
  • Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв.
  • Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой.
Витражи

Витражи

  • Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект
Глостерский собор. Великобритания   Самый большой витраж  (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)

Глостерский собор. Великобритания

Самый большой витраж (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)

ЗАДАНИЕ НА ДОМ
  • ЗАДАНИЕ НА ДОМ

1.Тема: «Мое понимание красоты» - выбор средств выражения за учениками (эссе, рисунок, стихотворение, музыкальное произведение и т.п.).

2. Интересные факты из истории средневековой архитектуры (презентация)

3.Сравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву.

Основные вопросы философии

Античность

Тип культуры и форма и познания

Ср. века

Центр мировоззрения

Что такое общество?

Варианты ответов

А. Религиозный

Что такое Природа?

Б. Мифологический

А. Человек, космос

Что такое истина?

А. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

Б. Бог

Основные добродетели

Б. «Град земной, стремящийся к «граду божьему»

Идеал добра

А. Природа создана Богом

Б. Природа - это часть космоса

А. Это Бог

Б. Это проявление идеи

A. Мудрость, мужество, справедливость

Б. Вера, надежда, любовь, совесть

А. Благо

Б. Бог

 

БЛАГОДАРЮ  ЗА РАБОТУ И ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ И ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Павлова Татьяна Германовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства