Презентация "История и архитектура Вознесенского собора города Касимова"
Презентация "История и архитектура Вознесенского собора города Касимова"
Презентация состоит из фотографий автора, рисунков детей и фотографий 19 века заимствованых из архивов городского музея. Целью создания работы является обобщение краеведческого материала и духовно-нравственное воспитание подростков. Может быть использована на уроках МХК, истории, внеклассных мероприятиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Архитектурные особенности и внутреннее убранство.
4. История возникновения названия собора.
5. Судьба собора в годы советской власти.
6. Второе освящение и современное значение
Вознесенского собора.
СловоСоборпроисходит от старославянских слов: съезд, собрание.
Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея.
Значительные размеры собора позволяют собраться в одном месте большому количеству прихожан и духовенства. Хотя собор по площади может не значительно отличаться от обычного приходского храма, но должен быть рассчитан на то, что главным образом праздничные богослужения будут совершаться духовенством из штата храма.
В идеале должно быть 12 священников помимо настоятеля- образ Христа и 12-ти Апостолов.
Соборы имеют свою градацию: монастырский, кафедральный. Церковь, где находится кафедра правящего епископа или архиерея, называется кафедральным собором.
История постройки собора
Вознесенский собор был построен по проекту рязанского губернского архитектора Николая Ильича Воронихина. Н.И. Воронихин был племянником знаменитого Андрея Воронихина, автора Казанского собора (в Санкт-Петербурге) и именно к Н.И. Воронихину перешёл архив дяди после смерти. Это даёт ключ к пониманию композиции касимовского Вознесенского собора. Его пятишатровая схема воспроизводит один из проектов Андрея Воронихина для храма Христа Спасителя в Москве. Вознесенский собор интересен тем, что это один из последних отзвуков древнерусских архитектурных образов.
Любопытно также, что в центральном соборе города применены татарские декоративные мотивы.
История построения этого храма весьма любопытна. Дело в том, что еще в 1842 г., когда на рязанской кафедре был Преосвященный Гавриил (Городков), известный своим попечением о православных храмах, граждане г. Касимова просили разрешить им распространить соборный храм: к тому времени он уже был тесен и для такого города как Касимов и «скуден», как считали горожане.
По составленному тогда плану и фасаду собор надлежало расширить на восток на Соборную улицу тем самым открыть в восточной стороны «полуциркулярную площадь», что нельзя было сделать без особого Высочайшего соизволения, так как этим нарушался бы Высочайшеодобреныйплан города Касимова. Губернское начальство своего разрешения не дало, а у высшего руководства просить не стало. Через 10 лет в 1852 г. граждане Касимова вновь обратились с просьбой распространить собор, только уже «не подаваясь на восток в Соборную улицу». Рязанский губернский архитектор Воронихин составил план и фасад, а крупная сумма денег до 38000 рублей ассигнациями добровольной подписки была собрана в еще 1842 г. Кстати, из этой суммы 25000 рублей было передано наследниками покойного почетного гражданина города Касимова - кавалера Михаила Абрамовича Якунчикова. Но нельзя считать, что начавшееся строительство происходило только чаянием одной этой фамилии. Многие жители города, любящие благолепие церквей, всегдашние их благодетели, отдавали свои средства на украшение соборного храма.
Строительство храма началось 11 августа 1854 г.Таким образом в 2014 году отмечается своеобразный юбилей каменной постройки храма.
В ид собора со стороны колокольни
Архитектурные особенности и внутреннее убранство
Храм имел очень много куполов и куполков, вокруг основного купола еще было 4 вспомогательных и около 20 маленьких куполочков было над каждой вертикальной колонной храма, ну и, конечно, была колокольня, которая соединялась с храмом крытой галереей, через которую входили в храм. Колокольня была очень высокая, где-то около 70 метров. К сожалению, современный облик Вознесенского собора резко отличается от первоначального
Вид перспективы улицы С оветской
Некоторые историки считают, что построен он татарами, а не русскими. Дело в том, что христианский праздник Вознесения всегда бывает в четверг (на сороковой день после Пасхи). Храм стоит на торговой площади, а ведь четверг – это торговый день у мусульман. Вот и полагают исследователи, что собор как бы освящает торговый день, а такое могли придумать только татары. Впрочем, сразу оговоримся, что это только гипотеза, не имеющая под собой никаких документальных подтверждений
Судьба собора в годы советской власти
В годы советской власти, в 20-х годах ХХ столетия был закрыт; перед этим некоторое время находился в распоряжении обновленцев. В 1936 г. по ходатайству филиала рязанского Аэроклуба горисполком решил устроить парашютную вышку на бывшей колокольне собора. Верхняя часть колокольни была разобрана по приказу исполкома города.
Фотография 60-х годов XX века
«В виду того, что находящаяся на одной из центральных площадей г. Касимова соборная церковь подвергается разрушению, и не является памятником архитектуры, под охраной государства не состоит» исполком решил «в целях улучшения и обеспечения безопасности движения на Советской площади людей и автогужевого транспорта» до 1 июля разобрать грозящую обвалом соборную колокольню на Советской площади, а кирпич использовать на ремонт жилого фонда.»
из постановления исполкома Касимовского городского совета депутатов трудящихся
Второе освящение и современное значение Вознесенского собора
В заключении торжеств 14 сентября митрополит Рязанский и Касимовский Симон и Шацкий епископ Иосиф приветствовали в Вознесенском соборе прибывших на торжества господ: Полтавченко, Волошина, Любимова с сопровождающими их лицами, а на следующий день-15.09.2002. - те же владыки совершили освящение Троицкой церкви Касимова, в которую в тот же день были перенесены мощи исповедника пресвитера Сергия. Этим, между прочим, было заявлено, что Касимов-младший ровесник Москвы, основанный тем же Юрием Долгоруким , но на 5 лет позже неё.
Подъем главки Вознесенского собораи крестный ход в честьего повторного освящения
Патриарх АлексийIIприсутствовална освящении Вознесенского собора
«Надо сказать, что Касимов с реки очень красиво выглядел, панорама такая, что самая высокая вертикаль это колокольня Вознесенского собора, рядом Успенская церковь, чуть пониже Благовещенская церковь, дальше татарская гора, дальше Георгиевская и Ильинская церкви, по левую руку от соборной колокольни Никольская церковь, монастырь, Троицкая церковь. Вот таким, знаете ли, амфитеатром был город из-за реки и с возглавлением соборным церкви располагались, постепенно понижаясь к краям города, очень было красиво, а когда сломали колокольню соборную это завершение уничтожилось.» из высказывания протоиерея А. Правдолюбова
Современный вид собора
Собор организует городское пространство, делая завершенным архитектурный ансамбль улицы Большая (ныне Советская) Реставрационные работы, которые постоянно ведутся для сохранения постройки постепенно восстанавливают внешний вид этого памятника архитектуры 19 века.
Вознесенский собор глазами ученицы 9 А класса МБОУ « СОШ №4 Морозовой Юлии
РефлексияОценка результативности проекта.
1. Жизнеспособность проекта (перспективы) и предполагаемые результаты : наш проект, несомненно, будет иметь продолжение т.к. мы выполнили лишь первый этап, на втором предполагается привлечение новых информационных источников.
2. Мы приняли участие в школьном и городском конкурсах , краеведческой конференции.
3. Наша работа может быть использована на уроках истории и касимововедения.
Список использованной литературы и источников
Вагнер Г. Чугунов С., По Оке от Коломны до Мурома. М., 1980.
Добролюбов И. Историческое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных… в т4 Рязань, 1888. т4.
Родин Н.А. Касимов – городец мещерский. Рязань.1997
Касимов: город и человек. Народный учебник. 1999.
В.П.Потапов, Б.В. Горбунов «Касимовская земля. История родного края», Рязань, 2001г.
Л.И. Кузнецов «Из века в век переходя. Исторические хроники Касимова», «Поверенный», 2002
Н. Родин, «Касимов», Московский рабочий, 1976г.
«Города России. Энциклопедия» издательство: Большая российская энциклопедия, 2006г.
Николай Шишкин «История города Касимова с древнейших времен», Рязань, издание газеты «Благовест» 1999г.