Презентация для урока художественной культуры: "Романский стиль". Средневековье.
Презентация для урока художественной культуры: "Романский стиль". Средневековье.
Данный презентационный материал, содержит полную информацию об одном из стилей средневековья - Романском. Для того, что бы дать возможность учащимся окунуться в атмосферу духа воинственности и постоянной потребности самозащиты, которым пронизано все романское искусство. Презентация кратко представляет, все признаки архитектурных особенностей; скульптуру того периода; виды живописи и её назначение; внутреннее убранство замка; как выглядела женская и мужская одежда; ювелирные изделия. После просмотра презентации ваши дети будут иметь полное представление о Романском стиле, не только в эпоху средневековья, но и в современности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока художественной культуры: "Романский стиль". Средневековье. »
Зрелое СредневековьеРоманский стильXI-XIIвека
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает все романское искусство.Основными постройками в этот периодстановятся храм-крепость и замок-крепость.
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.
Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.
Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,—ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.
Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.
все постройки носятоборонительный, крепостной характер:
храм – крепость Бога, замок – крепость феодала,
толстые стены, узкие окна, массивные башни.
Культовые постройки утверждают господство христианской религии, а светские – феодала.
оставляетвпечатление суровости, монолитности, тяжести, как бы ставит человека на колени.
все постройки хорошо«привязаны» к ландшафту, часто доминируют на местности;
в декоративной отделке используется каменная резьба, литьё, фрески набиблейские сюжетыв сочетании сязыческими образами.
Эволюциярыцарского замка
1 - IX век
2 - нормандский замок
XI века с пешеходным мостом на главную башню
3 – тип башни замка из кирпича, Х век
4 – англо-романский замок, конец Х I века
5 – замок на острове, XIII – XIV века
Замок Шато-Гайар на Сене ( XII в.)
Построен английским королём Ричардом
Львиное Сердце в 1196—1198 гг.
Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль
город-крепость Каркассон в Провансе ( XII-XIII в.)
Характеристика стиля
1 . Здание тщательно вписывалось в окружающую природу, выглядело прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами
2. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон.
Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Донжо́н(фр.donjon) — главная башня в европейских феодальных замках.
В центре архитектурной композиции высится массивная башня.Узкие, высокие башни с шатровыми вершинами сторожат храм с восточной и западной стороны.
Собор в Вормсе
3.Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами.
ПОРТАЛ- вход в храм с врезанными в толщу стен перспективно уменьшающимися полуарками.
Порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую функцию.
Сцена Страшного суда на тимпане
4.Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода.
Свод - тип перекрытия которая образуется выпуклой криволинейной поверхностью.
Единственную опору для свода архитектура находит в стене.
Арка — криволинейное перекрытие проёма в стене или пролета между двумя опорами (колоннами, устоями моста).
НЕРВЮРА– арка, образующая укрепляющее свод ребро. Нервюры образуют каркас, несущий основную нагрузку тяжёлого свода.
РОМАНСКАЯ КАПИТЕЛЬ–
верхняя часть колонны с резьбой растительно-орнаментального стиля.
Виды романских капителей
Атриум –
внутренний двор, окружённый аркадами,
пристройка к храму.
КАПЕЛЛА - домашняя церковь в католической и английской архитектуре
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь
ИНТЕРЬЕР - внутреннее пространство здания, помещения его устройство, убранство.
Характерные черты романского стиля:
Огромная высота интерьеров.
В украшении интерьера большое место принадлежит живописи-фрескам и витражам.
ФРЕСКА - картина, написанная водяными красками по свежей штукатурке.
Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке.
ВИТРАЖ- картина или узор из цветного стекла
СКУЛЬПТУРА РОМАНСКОГО ПЕРИОДА
Почему ранее христианство не поощряло создание круглых скульптур?
Важнейшая примета романской скульптуры –условность.Смысл произведения не в реалистическом сходстве, а впередачи сути явления.
Основной темой романской скульптуры былопрославление Бога.
В каменных украшениях часто уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие видения с темами нерелигиозного содержания, где действующие лица – крестьяне, жонглёры, акробаты, а также образы народной фантастики: полузвериные маски, лики с гримасами.
Тема добра и зла, выражена валлегорических образахсражающихся добродетелей и пороков.