Образ "идеального" города в классических ансамблях Парижа и Санкт-Петербурга
Образ "идеального" города в классических ансамблях Парижа и Санкт-Петербурга
Презентация по программе Л.Г, Емохоновой. Рассказывается об архитектуре классицизма и неоклассицизма конца 18 - начала 19 века на примере творчества Габриэля, Старова, Кваренги, Захарова и Воронихина. Рассматриваются архитектурные ансамбли: Площадь Согласия в Париже, Таврический дворец и т.д.е
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ "идеального" города в классических ансамблях Парижа и Санкт-Петербурга »
Образ «идеального города» в классических ансамблях Парижа и Петербурга
Конец 18 – начало 19 века-Эпоха неоклассицизма в русском зодчестве.
Классицизм –европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство) (XVII-XIXвв.).
Неоклассицизм –это термин, который применяют в искусстве для обозначения художественных явлений второй половиныXVIII- первой третиXIXвеков.
Ампир -(имперский стиль), стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.
В классицизме России можно выделить 2 этапа:
первый -екатерининский(конецXVIII века) или ранний русский классицизм,
второй -александровский(начало XIX века) , переходящий в ампир (был только во Франции и России)
Характерные черты классицизма:
1) Уравновешенностью, чёткий и спокойный ритм, строгие пропорции.
2) Симметрия, подчёркивание центра.
3) Парадный вход располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном).
4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).
Смольный. Санкт-Петербург.
Париж
В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов.
Площадь Вогезов в Париже (1605-1612 ), общий вид.
Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре являетсяЖак-Анжи Габриэль(1698 – 1782)
Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.
Дворец Малый Трианон 1762-1764, Версаль
Беседка в Трианоне
Интерьер Малого Трианона.
Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем находят гениальную реализацию в ансамбле площади ЛюдовикаXV(ныне площадь Согласия; 1757-1779).
Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.
Русское архитектурное искусство развивалось аналогично французскому. Идеи просветителей были хорошо восприняты в России императрицей Екатериной II.
Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц, устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским —
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским...
Д. Самойлов. «Над Невой»
Архитектурный облик Петербурга (официальный и торжественный) складывался благодаря творениям замечательных мастеров:
Ж. Леблона ,
Д. Трезини ,
А. Ринальди ,
И. Старова ,
Д. Кваренги ,
О Монферана,
А.Захарова
К.Росси,
А.Воронихина,
Ч.Камерона
Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров отличали высокий профессионализм и следование принципам классицизма.
Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей.
Старов Иван Егорович(1745-1808)
Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.
Важнейшие из его сооружений:
- Троицкий собор в Александро-Невской лавре;
- Таврический дворец;
- Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);
- Софийский собор, близ Царского Села,
- и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,
- Екатерининский собор в Херсоне.
Свято - Троицкий собор в Александро - Невской лавре.
Усадьба Сиворицы.
Екатерининский собор в Херсоне.
Князь – Владимирский собор.
Таврический дворец(1783 - 1789)
Большая городская усадьба Г. А. Потемкина-Таврического - фаворита Екатерины II
Здание состоит из трех основных объемов, соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.
Джакомо Антонио
Доменико Кваренги
(1744 – 1817)
Архитектор итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.
В 35 лет, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии.
Английский дворец.
Дворец в Английском парке на юге Петергофа, выстроенный по заказу Екатерины II в 1781—1789 годах. Во время Великой Отечественной войны уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии.
Дворец на литографии К. Шульца (XIX век)
Мемориальный камень на месте дворца (2011)
Санкт-Петербург, Россия. Ансамбль Дворцовой набережной.
Здание Петербургской академии наук на Васильевском острове.
Джакомо Кваренги. Конногвардейский манеж. 1804-1807. Санкт-Петербург
Андреян Дмитриевич
Захаров (1761 – 1811)
русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Портрет работы С. С. Щукина.
Около 1804 года.
В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года:
достроил Лютеранскую церковь Святого Петра,
возвел Горбатый мост.
Лютеранская церковь Святого Петра (1799 – 1800 гг.)
Горбатый мост. 1800.
Захаровым был выполнен ряд довольно значимых по объему и содержанию работ:
Андреевский собор в Кронштадте (1805 – 1817),
проект морского госпиталя для Херсона,
проекты застройки Провиантского острова и Галерного порта.
Проект Андреевского собора
архитектора А.Д.Захарова. 1806 г.
Церковь Обуховского завода (снесена в XX веке)
Однако выдающееся значение творческой деятельности Захарова обусловлено прежде всего созданием нового Адмиралтейства.
Адмиралтейство. 1806 – 1823 гг.
Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.
Перед Захаровым стояла непростая задача - необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством.
В 1806—1823 годах архитектор Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота.
Воронихин Андрей Никифорович
(1759 – 1814)
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Проектировал не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств, добиваясь особой цельности образов.
По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).
Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.
Построен в 1801 г.—1811 г. в честь древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван (по решению Павла I).
Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком образует торжественную площадь.
В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов.
В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих .
В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.
Памятник фельдмаршалу князю Кутузову
Смоленскому. 1812 год.
Внутреннее убранство собора.
Главное здание Горного университета (1811) в стиле классицизма.
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» — один из ведущих и крупнейших вузов Санкт-Петербурга, первое высшее техническое учебное заведение России.
Интерьер.
Скульптурная группа перед портиком.
Эпоха неоклассицизма и период зарождения имперского стиля ознаменовали собой начало работ по упорядочению ансамблей Петербурга.
В новой архитектуре были сделаны шаги по преодолению феодальной хаотичной городской застройки и созданию ансамблей, рассчитанных на свободный обзор.