Просмотр содержимого документа
«Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусстве конца XIX – начала ХХ вв.»
«Живописец должен изображать не то,что он видит, а то, что будет увидено».Поль Валери
Мир реальностии мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные направления в искусствеконца XIX – начала ХХ вв.
Конец XIX – начало ХХ века – развитие индустриальной цивилизации,
эпоха научно-технического прогресса
Отказ от романтических идеалов в искусстве
Развитие модернизма в художественной культуре
Постимпрессионизм
Абстракционизм
Фовизм
Сюрреализм
Кубизм
Какое художественное направление можно считать началом авангарда?
2. С какого художественного течения начинается прорыв сквозь визуальную реальность в мир новой реальности?
3.Как меняется сюжетная тематика художника и почему?
4.Почему термин “изображать” меняется на термин “выражать”?
Авангард, авангардизм — обобщающее название течений в мировом, возникших на рубеже XIX и XX веков. Им характерна новизна, смелость, экспериментаторское направление в искусстве.
Поль Гоген“Видение после проповеди, или борьба Иакова с Ангелом”.
Нетрадиционные направления в живописи конца XIX – начала ХХ века
Постимпрессионизм- (фр. postimpressionisme, от лат. post — «после» и «импрессионизм») — художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской (главным образом — французской) живописи.
Особенности постимпрессионизма
Отказ от изображения только зримой действительности (как реалисты), или сиюминутного впечатления (как импрессионисты).
Стремление изображать основные, закономерные элементы действительности, длительные состояния окружающего мира, сущностные состояния жизни, подчас прибегая к декоративной стилизации.
Отражение кризисных черт западноевропейской культуры этого времени, мучительных и противоречивых поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей.
Активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем и техник,объединённых по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма.
Основатворческих поисков - импрессионизм.
Использование открытий импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др.
Сохранение метода работы с натуры.
Сохранение жизнеподобия образов, от которого позднее отказались многие авангардные мастера ХХ в.
Оказание сильного влияния на последующее развитие изобразительного искусства XX в. (появление экспрессионизма, символизма, модерна и др.)
Поль Сезанн (1839-1906) – французский художник-постимпрессионист
Избегал картин со сложными сюжетами.
Писал портреты друзей, автопортреты, натюрморты.
Был озабочен пластическим богатством предметов и их цветовыми соотношениями.
Поль Сезанн. "Натюрморт с драпировкой", около 1899 года.
Поль Сезанн
«Портрет Мадам Сезанн в оранжерее»
1891 г.
Поль Сезанн «Натюрморт с яблоками»
Винсент Ван Гог(1853-1890) –французский художник-постимпрессионист
Живопись была способом воплощения своего внутреннего «я», вместившегоболь одиночества, мучительные страдания, проблески радости и надежды.
Творческая деятельность – 10 лет нищеты и прогрессирующего психического заболевания.
Экспрессионизм – мир “невидимый”, где главное – человеческие эмоции.
В.Борисов – Мусатов “Водоём”.
символизм
Анри Матисс «Красная комната (Гармония в красном)».
Фовизм. (дикий). Ему характерен открытый цвет, отсутствие объёма. Художники продолжили эксперименты с цветом, объёмом, к условному изображению предмета на картинной плоскости, отказались от иллюзорного воспроизведения трёхмерного пространства, сделав упор на декоративных свойства поверхности картины.
Анри Матисс «Танец»
П. Пикасо «Авиньонские девицы»
П. Сезанна: “Все в природе лепится в форме шара, конуса и цилиндра. Надо учиться писать на этих простых фигурах. Если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите”
Кубизм –(от фр. куб) художественное направление первой четверти ХХ века, отличающееся экспериментами с конструированием объемных предметов на плоскости, разложением сложных форм на простые.
Разложение объектов на плоскости.
Разнообразное комбинирование и сопоставление геометризированных плоскостей в пространстве.
Отказ от передачи реальности при помощи стандартной линейной перспективы и цветовоздушной среды.
Аналитический путь постижения действительности.
Отдаленное сходство с оригиналом (абстрактность предметов).
Изображение одного и того же предмета в одно время с нескольких точек зрения (разносторонний анализ при рассмотрении предмета).
Ограниченное использование цветовой палитры
Тональность картин сводится к серому, черному, а также коричневому тону.
Хуан Грис.
Мужчина в кафе. 1914
С. Дали “Лебеди, отображённые в слонах”.
Сюрреализм –(от фр. сверхреализм) художественное направление ХХ века, провозгласившее источником искусства подсознание человека, его сновидения, галлюцинации, инстинкты, освобожденные от контроля разума.
Освобождение от морали и призывы к бессмысленному насилию – характерный итог духовных исканий сюрреалистов.
Огромное влияние на творчество сюрреалистов оказала теория психоанализа австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939)
Сюрреализм
Основное понятие - сюрреальность -совмещение сна и реальности.
Сюрреальность- обдуманный метод высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления.
Абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образовпосредством коллажа и технологии «ready-made».
Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания.
Искусство - основной инструмент освобождения.
Духовное возвышениеи отделение духа от материального.
Одними из важнейших ценностей являлись свобода и иррациональность.
Выполнение работпод воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания.
Тематики: ирония, магия и подсознание.
С. Дали. Постоянство памяти
Сальвадор Дали «Предчувствие гражданской войны»
М. Сарьяна “Натюрморт”.
логика авангардизма:
“Если в картине реальны только краски, то нужно и изображать жизнь этих красок на полотне!”
Абстракционизм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление не фигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение “гармонизации”, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов.