~~Пермский зверинный стиль Пермский звериный стиль - это искусство мелкой металлической пластики, характерное для народностей населяющих пермскую землю. Наиболее древние предметы пермского звериного стиля датируются VIII—III до нашей эры, а расцветом звериного стиля считается период с VII по IX вв., который носит название «ломоватовской культуры». Для этого периода характерны сложные композиции, соединяющие в одном изделии человека, животных, птиц и даже фантастических существ.
Специфика Пермского звериного стиля выражена в преобладании зооморфных (изображения животных) и зооантропоморфных (изображения людей-животных) образов. Большинство сюжетов связано с мифологией финно-угорских племен и являются своеобразной иллюстрацией древних легенд. Несомненно, что пермское искусство отражает общественный строй племен, хозяйственную деятельность и их представления об окружающем мире.
.
Изделия звериного стиля служили различным целям. Часть из них была просто украшениями, а часть использовалась как амулеты. Местное население уделяло особое значение поясу, как оберегу. На него чаще всего и крепились охранные амулеты. Помимо культовых плакеток к Пермскому звериному стилю можно отнести так же и ряд фигурок-бляшек или медальонов, изображающих птиц, головы медведей и антропоморфные личины и фигуры.
Основным приемом изготовления предметов было литье в жестких формах. Контур рисунка наносился на поверхность заготовки, а затем ножом вырезалось само изображение. Такая технология требовала большого мастерства и точности. Размер и форма пластин, блях и медальонов при этом не имеет решающего значения. Они могут быть очень крупными, длиной до 16-17 см и мелкими - 3-5 см. Их форма может быть геометрической или повторять очертания естественного объекта.
Отражение подземного мира на бронзовых бляшках, выполненных в пермском зверином стиле, имеет не выдуманный, а вполне реалистический характер, связанный с высоким качеством чудских горных работ, позволявшим уже в те давние времена выходить на весьма богатые захоронения пермских ящеров. Древняя чудь отнюдь не идеализировала подземный мир, она работала в нем так же серьезно, деловито, как и на земной поверхности. И настолько деловито относилась к ящерам, что изображала человека стоящим на ящере или оседлавшем его.
На бляхе одного из Подчеремских кладов на спине небольшого ящера сидят два очень похожих на человека существа. А вот на бляхе, найденной в Удмуртии, длинный, извивающийся ящер с коротким хвостом и короткими трехпалыми лапами оседлан не простым человекоподобным существом, а крылатым. Может быть, этот ящер изображает не только реальное ископаемое животное, но и еще символизирует причудливо изгибающуюся меднорудную жилу и хорошо понимающего ее подземный путь человека.
Древности Камской чуди. Связь с мифами и легендами.
________________________________________
Предметы звериного стиля иногда приписывают чуди, называя их «чудскими». Согласно легендам и преданиям, чудь – это народ, ранее обитавших на древних уральских и прикамских городищах, язык и обычаи которого сильно отличались от славянских. Особенно много преданий о чуди сохранилось на северо-востоке Европы, Урале и Западной Сибири.
Восточные славяне называли так местное финно-угорское население. Возникнув вначале в новгородских землях, легенды о чуди, по мере продвижения русских на восток, распространились до Урала, а затем в Сибирь. В Коми-Пермяцком автономном округе до сих пор бытуют «чудские» названия древних поселений, а легенды о чуди переплетаются с преданиями о национальных героях коми-пермяков – Кудым-Оше и Пере-богатыре.
Кроме эстетического значения, эти фигурки и рисунки имели, возможно, и колдовской смысл и изображали родовых животных – предков-тотемов, предохранявших от действия злых сил. Часть предметов имела общественное значение и символизировала власть родовых и пленных вождей или просто указывала на принадлежность к определенному роду и племени.
Большинство произведений звериного стиля имело культово-религиозное назначение, но использовались по-разному. Бляшки средних и мелких размеров с отверстиями или ушками для подвешивания, вероятно, служили украшением одежды колдунов-шаманов. Крупные пластины без приспособлений для подвешивания врезались в стволы деревьев или в деревянные изображения идолов, а может, размещались на каких-то подставках в святилищах. Костяные и металлические стержни с окончаниями в виде голов птиц и животных, скорее всего, были жезлами шаманов. Предметами культа были, видимо, и так называемые фигурные кремни-изображения животных, птиц и человека, имевшие иногда выступы или отверстия для подвешивания.
Животные и птицы встречаются и на глиняной посуде. На Урале их обычно прочерчивали, выдавливали штампами или наращивали рельефными налепами. В большинстве случаев эти рисунки были сильно упрощены и стилизованы, иногда настолько, что трудно определить их реальные прототипы. Стилизованные звериные мотивы постепенно трансформировались в узоры орнамента. Эти узоры имели определенное смысловое значение как знаки родовых предков-тотемов. Например, орнамент из этих знаков на сосудах играл оберегающую роль – охранял пищу, содержавшуюся в них, от порчи и колдовства чужих родов. По орнаменту, устойчивому в каждом родовом коллективе, можно было определить принадлежность людей к данному обществу. Узоры наносились не только на посуду, но и на жилище, а иногда и на тело людей в виде татуировки или раскраски. Каждый из этих узоров имел свое название – имя животного, родового предка.
Большинство произведений звериного стиля найдено на жертвенных местах – костищах и представлено мелкими фигурками животных и человека, выполненными в технике плоского или объемного литья. Среди находок преобладают фигурки волков, собак и летящих птиц, реже встречаются другие представители животного мира – свиньи, пушные звери, змеи и фантастические животные – ящеры. Человек представлен как одиночными, так и парными изображениями, а также верхом на лошади, стреляющим из лука, стоящим на драконе или ящере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культурные символы земли Пермской »
Пермский зверинный стиль
Новое искусство
Металлургами пермского звериного стиля были женщины, в пользу такой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях
Наиболее древние предметы быта, относимые к «пермскому звериному стилю», датируются VIII—III до н. э. Костяные и роговые гребни оформлены фигурками птиц и других животных. Часто это изображение лося, оленя, коня или хищной птицы. В эпоху раннего железного века это - змей, волков, собак, медведей
В 2010 году в серии, посвящённой культурным феноменам Пермского края, вышла книга, «Свидетельства утраченных времён. Человек и мир в пермском зверином стиле»АлександраДоминяка
«Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников »
Такую яркую характеристику дал пермскому звериному стилю известный русский археолог А. А. Спицын, познакомившись с одной из первых коллекций древностей, найденных на территории Пермского края.
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин . С.Г. Строганов , узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.
Новое искусство получило удивительное свободное, широкое развитие на протяжении всего первого тысячелетия новой эры вплоть до XII-XV веков .
С точки зрения художественной эти предметы сравнивают с известными образами скифского и сибирского звериного стиля. Но при этом пермский звериный стиль выполнен не в золоте, а в бронзе, что имеет свое объяснение в том, что средневековое население Прикамья особенно почитало именно этот металл.
Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли известного художника и деятеля культурыН. К. Рериха, Он использовал мотивы пермского звериного стиля не только при создании эскизов и декораций, но и в декоративно-прикладном искусстве, призывая обращаться к образам своей старины.
«Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».
А.Шмидт
культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки находили не на местах поселения средневеко¬вого населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах.
МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили
ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. существа, способные быть носителями человеческих желаний и молений, а с другой стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символизировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.
«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ»— самый загадочный персонаж пермского звериного стиля Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы.
Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и использования предметов пермского звериного стиля у местного населения. Но остались в собраниях музеев коллекции, к которым обращаются все те, кого не оставляют равнодушными яркие образы, воплощенные в покрытом патиной металле.
Через всю эпопею исследования идет история создания и пополнения уникальной археологической коллекции Ф.А. Волегова, А.Е. и Ф.А. Теплоуховых. В 1890 году в Перми был создан научно-промышленный музей, в который было передано волеговско-теплоуховское собрание археологических раритетов. Вскоре (после Великой Октябрьской социалистической революции) драгоценная коллекция оказалась под пристальным наблюдением и изучением первого советского уральского археологоа А.В. Шмидта, создавшего в музее археологический отдел и ставшего его первым заведующим
В 1921 году А.В. Шмидт прочел в Пермском университете доклад "Происхождение и развитие некоторых мотивов в искусстве камской чуди.В сущности все исследование было посвящено пермскому звериному стилю, доказательству того, что "эта интереснейшая культурная черта Восточной Европы" возникла "на местной основе, под сильным влиянием восточного серебра".
О предметах пермского звериного стиля А.В. Шмидт написал так: "Наиболее оригинальной их чертой является странное комбинирование животных (и человеческих) фигур с отдельными элементами их тел, например, головами, глазами, крыльями и т.д. Порой эти сочетания полны художественной гармонии, порой сухи и схематичны, но всегда необычны своим замыслом и выполнением".
В дальнейшем пермский звериный стиль изучали такие известнейшие советские археологи, историки и этнографы, как А. Сидоров, А. Смирнов, А. Збруев, М. Талицкий, В. Чернецов, В. Чарнолусский, Л. Грибова, В. Оборин.
Звериный пермский стиль включил в свою орбиту таких зверей и в таких изображениях, каких нет в других звериных стилях. Мировоззренческая орбита стиля настолько широка, что претендует на охват как Земли, так и всей Вселенной.
И почти везде на бляшках, в центре их собирательный образ человека, иногда весьма сложный — например, в виде человеко-птице-лося —шагающий, летящий, бесконечное число раз умирающий, гибнущий и снова возраждающийся к жизни.
И этот человек в центре мира не только не стремится выделять себя из окружающей жизни, но, наоборот, всячески подчеркивает свое с ней нерасторжимое единство.
Ни в одном зверином стиле мира, кроме пермского, не обнаружено такого многонаселённого животного подземного царства. ("Подземная Пермь«).
Нередко исследователи теряются, как назвать непонятных животных, изображенных в самом нижнем этаже бронзовых бляшек. В этих монстрах, напоминающих змей, рыб, ящериц, трудно узнать животных реальных .
Д.Н. Анучин считал: "можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом ".
Прошло много десятилетий после того, как были написаны эти слова, и палеонтологи обнаружили в Прикамье и в Приуралье останки ящеров пермского геологического периода именно с такими внешними признаками, которые перечислял Д.Н. Анучин. И значит, встреча чудских народов с этими ископаемыми ящерами произошла гораздо раньше, чем до сих пор предполагалось
Чудские горняки были непревзойденными геологами. Академик И. Лепехина, обследовавший немало медных рудников и слышавший от горных специалистов везде одно и то же: "жившая тут "чудь" только самую лучшую руду отбирала", или: "лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками".
Именно в медоносных слоях этих же самых песчаников сделаны все находки пермских ящеров.
Вывод: отражение подземного мира на бронзовых бляшках, выполненных в пермском зверином стиле, имеет не выдуманный, а вполне реалистический характер
Древняя чудь отнюдь не идеализировала подземный мир, она работала там.И деловито относилась к ящерам, изображала человека стоящим на ящере или оседлавшем его. На бляхе одного из Подчеремских кладов на спине небольшого ящера сидят два очень похожих на человека существа
Может быть, этот ящер изображает не только реальное ископаемое животное, но и еще символизирует причудливо изгибающуюся меднорудную жилу и хорошо понимающего ее подземный путь человека?
Интересно, что многие герои преданий и сказок пермских народов опускаются под землю, а иногда и встречаются там с такими чудесами, которые на земной поверхности не увидишь. Нередко подземный мир представлялся подобным земному.