Предмет: Мировая художественная культура 9 класс
Художественные направления и стили.
Тема. Художественные направления ХХ ст.: от модернизма до постмодернизма.
Цель: ознакомить учеников с основными художественными направлениями искусства ХХ ст.; научить определять их характерные особенности, анализировать произведения искусства и классифицировать их по художественным направлениям; формировать умения анализировать и интерпретировать художественное содержание произведений искусства; развивать творческую и познавательную активность, эстетический вкус; воспитывать любовь к искусству.
Тип урока: овладение новыми знаниями и умениями.
Форма проведения урока: виртуальная экскурсия.
Оснащения урока: Визуальный ряд: репродукции произведений художников модернизма (В. Кандинского, П. Мондриана, К. Малевича, Пикассо Пабло, Жорж Брак, А. Матисс, А. Дерен, Э.О. Фриез, Ж. Брак, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Казимир Малевич); постмодернизма (Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол, В. Вазарели, Ф.Стелла).
Оборудование: ПК, проектор.
Термины и понятия: «художественное направление», «Модернизм», «Модерн», «Фовизм», «Кубизм», «Пуризм», «Экспрессионизм», «Супретизм», «Авангард», «Кубофутуризм», «Абстракционизм», «Постмодернизм», «Постмодерн», «Поставангард», «Реди-мейд», «Поп арт», «Примитивизм», «Оп-арт», «Минимализм».
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Бурное развитие науки и техники ХХ ст. значительно повлияло на художественную культуру. Искусство этого периода разнообразное и многогранное. Активно развивалось киноискусство, художественная фотография, появились музыкальные электроинструменты, в изобразительную деятельность проникла компьютерная графика. Эти факторы обусловили формирование новых художественных направлений. Какие это направления? И какой вклад они сделали в развитие культурной сокровищницы? Мы найдем ответы на эти вопросы, продолжая виртуальную экскурсию.
Преподавание нового учебного материала.
Работа с терминами и понятиями.
Выступление «искусствоведа»
Художественное направление – категория, которая складывается с типовых для определенной эпохи признаки и способы художественного мышления; принципиальная общность художественных явлений в течение длительного времени. Характерные черты каждого художественного направления: творческий метод, системы изобразительных средств, своеобразие стилевых манер. В одном художественном направлении могут выделяться этапы и течения.
Зал «Модернизм»
«Модернизм»- (фр. Modernism, от лат. Modernus – новый, современный)- это общий термин, который объединяет разнородные художественные направления, школы и деятельность отдельных мастеров, которые порывают с традиционным искусством, опираясь на принципиально новую систему и считая эксперимент основой творческого метода («Фовизм», «Кубизм», «Экспрессионизм», «Кубофутуризм», «Абстракционизм» и др.).
Модернисты пытались с помощью искусства создать новую реальность, которая отличалась от действительности. В изобразительном искусстве – это прежде всего живопись абстракционистов, в музыке – замена традиционного понятия ключа на атональность; в архитектуре – функционализм и отсутствие декоративности.
«Модерн»- особенное место в искусстве конца XIX – начало ХХ ст. занимает стиль модерн (от фр. Modernе - современный), который характеризуется художественным индивидуализмом и трактовкой искусства как средства социального преобразования общества. Основной признак стиля модерн – декоративность, растительные мотивы; основной принцип - уподобление рукотворной формы к природной и наоборот.
В искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма).
«Абстракционизм» - (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана, К. Малевича.
В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна. П.Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию.
«Фyтypизм» — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.
«Кубизм» — «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса». Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, и др.
Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний — фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.
«Фовизм» (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.О. Фриез, Ж. Брак, А.Ш. Манген, К. ван Донген), совместно участвовавших в ряде выставок1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов ( Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов , фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
«Экспрессионизм» (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой войны. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
«Кубофутуризм» - локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок , кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича
Зал «Постмодернизм»
«Постмодернизм» - мировоззренческо–художественное направление, которое является продуктом постиндустриальной эпохи, разрушения системы: мировоззренческо – философских, экономических, политических. Постмодернисты, благодаря историческому опыту, убедились в бесполезности попыток улучшить мир, считая, что человек лишен возможности не только изменить мир, но и систематизировать его.
«Поп-а́рт» - популярное или естественное искусство — направление в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950-1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол.
В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически, это направление в искусстве подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.
Поп исскуству свойственно произведение — иллюзия игры, объясняющая суть объекта. Пример: пирог К. Олденбурга, изображенный различными вариантами. Художник может не изобразить пирог, а рассеять иллюзии, показать, что человек видит по-настоящему. Р.Раушенберг также своеобразен: он приклеивал к полотну разные фотографии, их обрисовывал и к работе приделывал какое-нибудь чучело.
«ОП-АРТ» (англ. Op-art — сокращенный вариант optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) — основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве. Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. XX в.
МИНИМАЛИЗМ (minimal art — англ.: минимальное искусство) — худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализма, интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе. Непосредств. предшественником минимализма. является амер. Художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии.
Подведение итогов урока.
Беседа
Домашнее задание
Подготовить краткое сообщение о художнике и его шедевре, которое наиболее понравилось, которое имеет яркие признаки определенного стиля (работа в группах).
1-я группа – «Античность, Средневековье, Ренессанс»;
2-я группа – «Классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм»;
3-я группа – «От модернизма до постмодернизма».