Просмотр содержимого документа
«Итальянский художник барокко А. Маньяско»
МАНЬЯСКО, АЛЕССАНДРО (Magnasco, Alessandro) (1667–1749), итальянский художник, представитель «проторомантического» направления в искусстве барокко.
Автопортрет
Родился в Генуе в 1667 в семье живописца С.Маньяско. Учился у отца, а затем в Милане у Ф.Аббьяти. Носил прозвище «Лиссандрино», образованное от его имени. Работал в Милане (до 1703 и в 1711–1735), Флоренции (1703–1711) и Генуе (в ранний период и с 1735). Испытал влияние С.Розы, Ж.Калло и, возможно, Дж.М.Креспи.
Ангелы служат Христу
Типическими, уже в ранний период, стали для него антично-мифологические (по сути, ироничные, пародийно-мифологические) мотивы и «низкие» жанры с фигурами разбойников и бродяг (Вакханалия, Привал бандитов; обе работы – 1710-е годы, Эрмитаж, Петербург); безликие человечки суетятся в этих картинах на фоне классических руин.
Вакханалия
Привал бандитов
Свойственное барокко острое чувство бренности всего земного претворяется у Маньяско в образы всеобщего затмения и распада, написанные нервным, крупным мазком в сумрачных, оливково-землистых красочных гаммах, сочетающихся с резкими вспышками более светлых тонов. К его саркастическим живописным гротескам или «капризам» («каприччи») добавились с годами и многочисленные сцены монашеской жизни, также трактованной как ирреальная суета (Монахи в комнате для занятий, 1710-е годы, Художественно-исторический музей, Вена).
Две монахини поклоняющиеся Христу
Допросы в тюрьме
Кощунственный грабеж
Молящиеся монахи
Молитва кающихся монахов
Свои наблюдения над текущим бытом неизменно превращал в полуфантастические видения (Синагога, Художественный музей, Кливленд; Свадебный банкет, Лувр, Париж; обе картины – конец 1710–1720-е годы). Часто сотрудничал с другими живописцами, вписывая фигуры в чужие архитектурные и пейзажные антуражи (например, в пейзажи С.Риччи).
Наблюдающие монахи в Трапезной
Рынок
Позднее все чаще сам уделял большое внимание пейзажу, как в самоценных ландшафтах, так и в религиозных картинах, герои которых предстают у него частицами природных стихий (житийный цикл св. Антония Падуанского, 1730-е годы; в разных собраниях).