kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интертекстуальная связь поэзии Б.Пастернака и И.Бродского

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе анализируется творчество Б.Пастернака и И.Бродского на примере произведении, об.единенных общеи темои.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интертекстуальная связь поэзии Б.Пастернака и И.Бродского»

Интертекстуальная связь поэзии Бориса Пастернака и Иосифа Бродского

Интертекстуальная связь поэзии Бориса Пастернака и Иосифа Бродского

Борис Леонидович Пастернак 1890-1960 Иосиф Александрович Бродский 1940-1996

Борис Леонидович Пастернак

1890-1960

Иосиф Александрович Бродский

1940-1996

Цели работы Ознакомиться с крат- кой биографической справкой Пастернака и Бродского. Узнать, что такое «ин- тертекстуальная связь». Ознакомиться с основ- ными мотивами  лирики поэтов. Обсудить миропони- мания поэтами евангельской темы. Найти источники вдохновения поэтов. Сравнить стихотворе- ния Пастернака и Брод- ского «Рождест- венская звезда». Сделать вывод.

Цели работы

Ознакомиться с крат-

кой биографической

справкой Пастернака

и Бродского.

Узнать, что такое «ин-

тертекстуальная

связь».

Ознакомиться с основ-

ными мотивами

лирики поэтов.

Обсудить миропони-

мания поэтами

евангельской темы.

Найти источники

вдохновения поэтов.

Сравнить стихотворе-

ния Пастернака и Брод-

ского «Рождест-

венская звезда».

Сделать вывод.

Главный тезис работы:

Главный тезис работы:

  • «Доказать, что несмотря на кардинальное различие стилей написания стихотворений, Борис Пастернак и Иосиф Бродский имеют крепкую интертекстуальную связь в своих стихотворениях «Рождественская звезда».
Борис Пастернак. Фото: ИТАР-ТАСС
  • Борис Пастернак. Фото: ИТАР-ТАСС
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
  • Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
Из письма к Ольге Ивинской

Из письма к Ольге Ивинской

Нобелевская премия, присужденная Борису Пастернаку в 1958 году.

Нобелевская премия, присужденная Борису Пастернаку в 1958 году.

Иосиф Бродский (1992г)

Иосиф Бродский (1992г)

Это трудное время Мы должны пережить, перегнать эти годы, с каждым новым страданьем забывая былые невзгоды и встречая, как новость, эти раны и боль поминутно, беспокойно вступая в туманное новое утро.  Иосиф Бродский (1969 г)

Это трудное время

Мы должны пережить,

перегнать эти годы,

с каждым новым страданьем забывая

былые невзгоды

и встречая, как новость, эти раны

и боль поминутно,

беспокойно вступая в туманное новое утро.

Иосиф Бродский (1969 г)

Вручение Иосифу Бродскому Нобелевской премии в 1987 году.

Вручение Иосифу Бродскому Нобелевской премии в 1987 году.

Что такое «интертекстуальная связь»?

Что такое «интертекстуальная связь»?

  • Интертекстуальность — термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма, французской исследовательницей Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Мир Дар Чудо

Мир

Дар

Чудо

Жизнь ведь тоже только миг,  Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье. («Свадьба», из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»).

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

(«Свадьба», из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»).

И сады, и пруды, и ограды, И кипящее белыми воплями Мирозданье – лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной. («Определение творчества», СП, с.128).

И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье – лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

(«Определение творчества», СП, с.128).

Поэтический дар благодарно побеждён миром. Этот дар – образец для следования. О.А. Седакова

Поэтический дар благодарно побеждён миром.

Этот дар – образец для следования.

О.А. Седакова

«Охваченность великолепием и единством мира» - центральная инвариантная тема поэзии Пастернака. А.К. Жолковский

«Охваченность великолепием и единством мира» - центральная инвариантная тема поэзии Пастернака.

А.К. Жолковский

В философии искусства Пастернака сочетаются «футуристическое» и «толстовское» начало. Б.М. Гаспаров

В философии искусства Пастернака сочетаются «футуристическое» и «толстовское» начало.

Б.М. Гаспаров

Характерные черты поэтики Пастернака – размывание границы между личным и неличным, живым и неживым; образ окна, как бреши между внутренним и внешним пространством; мотивы городской окраины, заставы, вокзала… Б.М. Гаспаров

Характерные черты поэтики Пастернака – размывание границы между личным и неличным, живым и неживым; образ окна, как бреши между внутренним и внешним пространством; мотивы городской окраины, заставы, вокзала…

Б.М. Гаспаров

Метафора выполняет связующую роль, мгновенно, динамично стягивает разрозненные черты мира, воплощая единство мира, взаимодействие и взаимопроникновение явлений.  А.Д. Синявский

Метафора выполняет связующую роль, мгновенно, динамично стягивает разрозненные черты мира, воплощая единство мира,

взаимодействие и взаимопроникновение явлений.

А.Д. Синявский

Все ещё нам лес - передней. Лунный жар за елью – печью. Всё, как стиранный передник, Туча сохнет и лепечет.

Все ещё нам лес - передней.

Лунный жар за елью – печью.

Всё, как стиранный передник,

Туча сохнет и лепечет.

Но вещи рвут с себя личину, Теряют власть, роняют честь, Когда у них есть петь причина, Когда для ливня повод есть. «Косых картин, летящих ливмя…», СП, стр.180

Но вещи рвут с себя личину,

Теряют власть, роняют честь,

Когда у них есть петь причина,

Когда для ливня повод есть.

«Косых картин, летящих ливмя…», СП, стр.180

«Я» - перестаёт быть структурным центром. «Я» превращается в действительность, а действительность превращается в «Я».

«Я» - перестаёт быть структурным центром.

«Я» превращается в действительность, а действительность превращается в «Я».

Отчуждение «Я» от других и от бытия в целом. Природа иносущностна по отношению к человеку, а вещи мертвенны, подобны отвлеченным схемам, экзистенциально пусты.

Отчуждение «Я» от других и от бытия в целом.

Природа иносущностна по отношению к человеку, а вещи мертвенны, подобны отвлеченным схемам, экзистенциально пусты.

Основные признаки вещи – её границы.  Реальность вещи это дыра, которую она после себя оставляет в пространстве.

Основные признаки вещи – её границы.

Реальность вещи это дыра, которую она после себя оставляет в пространстве.

Бродский «классичен» и «классицистичен». Высокая степень «цитатности»

Бродский «классичен» и «классицистичен».

Высокая степень «цитатности»

Иосиф Бродский считает, что в основе всего лежит чистая радость Рождества

Иосиф Бродский считает, что в основе всего лежит чистая радость Рождества

Пастернак считает, что главное – радость через страдания.

Пастернак считает, что главное – радость через страдания.

«Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи.» Питер Брейгель Старший «Поклонение волхвов в снегу».

«Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль

пастухи.»

Питер Брейгель Старший «Поклонение волхвов в снегу».

Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль

пастухи.

Джованни Беллини. Пьета. Андреа Мантенья. Парнас.

Джованни Беллини. Пьета.

Андреа Мантенья. Парнас.

Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма.

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Она возвышалась горящей скирдой Соломы и снега Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой.  Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и снега

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

Все мысли веков, все месты все миры, Все ёлки на свете, все сны детворы, Весь трепет затепленных свечек, все цепи Всё великолепье цветной мишуры… … Все яблоки, все золотые шары.

Все мысли веков, все месты все миры,

Все ёлки на свете, все сны детворы,

Весь трепет затепленных свечек, все цепи

Всё великолепье цветной мишуры…

Все яблоки, все золотые шары.

Борис Пастернак Пейзаж Иосиф Бродский «Стояла зима, дул ветер из степи»; «Вдали было поле в снегу и погост, // Ограды, надгробья, оглобля в сугробе и небо над кладбищем, полное звёзд»; «Часть пруда скрывали верхушки ольхи…»; «гнёзда грачей». «Морозная ночь походила на сказку»; «Светало. Рассвет, как пылинки золы, // Последние звёзды сметал с небосвода».  Живот-ные «В холодную пору, в местности, привыкшей скорей к жаре, чем к холоду…»; «мело, как только в пустыне может зимой мести», «редкие облака…», «из глубины Вселенной…». Вол, «домашние звери стояли в пещере»; «везли на верблюдах дары»; «ослики в сбруе, один малорослей // другого»; ослы и верблюды, «собаки брели, озираясь с опаской…». « желтый пар из воловьих ноздрей» .

Борис Пастернак

Пейзаж

Иосиф Бродский

«Стояла зима, дул ветер из степи»; «Вдали было поле в снегу и погост, // Ограды, надгробья, оглобля в сугробе и небо над кладбищем, полное звёзд»; «Часть пруда скрывали верхушки ольхи…»; «гнёзда грачей». «Морозная ночь походила на сказку»; «Светало. Рассвет, как пылинки золы, // Последние звёзды сметал с небосвода».

Живот-ные

«В холодную пору, в местности, привыкшей скорей к жаре, чем к холоду…»; «мело, как только в пустыне может зимой мести», «редкие облака…», «из глубины Вселенной…».

Вол, «домашние звери стояли в пещере»; «везли на верблюдах дары»; «ослики в сбруе, один малорослей // другого»; ослы и верблюды, «собаки брели, озираясь с опаской…».

« желтый пар из воловьих ноздрей» .

Борис Пастернак Младенец Иосиф Бродский «младенец в вертепе», «его согревало дыханье вола»; «он спал, весь сияющий, в яслях из дуба…».  Волхвы «Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти…»; «Ему всё казалось огромным…»; «Он был всего лишь точкой…». «Три звездочёта спешили на зов небывалых огней».  «волхвы – Болтазар, Гаспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда…» .

Борис Пастернак

Младенец

Иосиф Бродский

«младенец в вертепе», «его согревало дыханье вола»; «он спал, весь сияющий, в яслях из дуба…».

Волхвы

«Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти…»; «Ему всё казалось огромным…»; «Он был всего лишь точкой…».

«Три звездочёта спешили на зов небывалых огней».

«волхвы – Болтазар, Гаспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда…» .

Борис Пастернак Звезда Иосиф Бродский «Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потёмках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества ».  «Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребёнка издалека, из глубины Вселенной, с другого её конца, звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца».

Борис Пастернак

Звезда

Иосиф Бродский

«Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества ».

«Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребёнка издалека,

из глубины Вселенной, с другого её конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца».

Борис Пастернак Иосиф Бродский «И странным виденьем грядущей поры // Вставало вдали всё пришедшее после.// Все мысли веков, все мечты, все миры, // Всё будущее галерей и музеев,// Все шалости фей, все дела чародеев, // Все ёлки на свете, все сны детворы. // Весь трепет затепленных свечек, все цепи,// Всё великолепье цветной мишуры… // Все яблоки, все золотые шары».  « …жизни счёт начнётся с этой ночи ».

Борис Пастернак

Иосиф Бродский

«И странным виденьем грядущей поры // Вставало вдали всё пришедшее после.// Все мысли веков, все мечты, все миры, // Всё будущее галерей и музеев,// Все шалости фей, все дела чародеев, // Все ёлки на свете, все сны детворы. // Весь трепет затепленных свечек, все цепи,// Всё великолепье цветной мишуры… // Все яблоки, все золотые шары».

« …жизни счёт начнётся с этой ночи ».

Вывод

Вывод

  • Рассмотрев сравнение стихотворений «Рождественская звезда» Бориса Пастернака и Иосифа Бродского можно отметить различия в стиле написания, действующих лицах, значении звезды, описании Младенца, но несмотря на это мы видим сходство в трактовке сюжета, пейзаже. Но главное сходство, главная интертекстуальная связь заключается в последних отрывках стихотворений. Эти отрывки содержат одинаковое философское суждение об этом евангельском событии. И для Пастернака, и для Бродского Младенец – спаситель мира. Именно для того, чтобы спасти человечество Иисус пришёл в этот мир, и для обоих поэтов это событие исполнено чуда.
Список используемой литературы:

Список используемой литературы:

  • Иосиф Бродский «Рождественские стихи».
  • Борис Пастернак «Доктор Живаго».
  • «Рождество: точка отсчёта». Беседа Иосифа Бродского с Петром Вайлем
  • О пастернаковском пласте в поэзии Иосифа Бродского: стихотворение «Пришла зима и все, кто мог лететь…». Ранчин А. М.
  • "Рождественская звезда" Бориса Пастернака: поэзия и живопись. Коллектив журнала «Виноград».
  • Основные мотивы лирики Б. Пастернака. http://www.litra.ru/
  • «Рождественская звезда». Текст и подтекст. Олег Лекманов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Интертекстуальная связь поэзии Б.Пастернака и И.Бродского

Автор: Качан Татьяна Станиславовна

Дата: 24.11.2019

Номер свидетельства: 528426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства