Просмотр содержимого документа
«ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ: ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ: ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Умом Россию не понять,Аршином общим не измеритьУ ней особенная стать —В Россию можно только верить.Ф. И. Тютчев
«ЛЕГЧЕ, КАЖЕТСЯ, ПОЗНАТЬ ВСЕЛЕННУЮ, ЧЕМ РОССИЮ» В.Г.РАСПУТИН
«главные русские вопросы»:
Что такое русская мысль
Русское воззрение
Русский ум
Русский народный дух
Русская идея
ОСНОВНЫЕ ПОТОКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕЕННОЙ МЫСЛИ
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО ЗАПАДНИЧЕСТВО
Национально-ориентированное, Модернизаторское,
культурно-охранительное революционно-
движение. Ценили своеобразие освободительное
исторического опыта России, движение, направленное
устойчивые черты национального на расширение культурно-
менталитета, развитое го кругозора России, на
православное сознание народа. выход из «тупика" её
национального пути.
Плетение стилей
классицизма, романтизма, реализма характерно для Пушкина, Лермонтова, Брюллова, Кипренского, Глинки, Даргомыжского. Эти и другие русские классики легко ориентировались в разных стилях, решая прежде всего те задачи, которые имели национальную и общественную значимость.
Своеобразие классицизма в России
Петровская эпоха знаменовала собой стремительный рывок
в историческом развитии. XVIIIв. – н. XIX века стали для нашей страны временем укрепления национального государства, где абсолютная монархия соседствовала с зарождением капитализма.
Русскому классицизму была свойственна не только монархическая,
но и общенациональная гражданская направленность.
сегодня на уроке мы должны увидетьчерты классицизма
в архитектурных сооружениях того времени.
Что такое классицизм?
Классицизм(от лат Сlassicus – образцовый) –стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу
Благородная простота и спокойное величие
Музыка
«Солнце русской музыки»
Михаил Иванович Глинка
возвысил русскую музыку до вершинных достижений мирового искусства, придал идее национального музыкального самовыражения общечеловеческий характер. Глинка считал своим высшим долгом возвеличить в музыке образ русского народа, показать его духовное богатство и лучшие нравственные качества
Жизнь за царя 27 ноября 1836
Руслан и Людмила 27 ноября 1842
Романсы «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.
Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).
Алексей Гаврилович Венецианов
ОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ
А.К. Швальбе
Е.В.Давыдова
А.А. Челищева
Портреты супругов Ростопчиных и Хвостовых
Василий Андреевич Тропинин
Кружевница
Нищий старик
Портрет художника Е.О. Скотникова
К.А.Леберехта
История одного шедевра….
АРХИТЕКТУРА: зрелый классицизм или русский ампир
Андрей Никифорович Воронихин
Казанский собор в Санкт-Петербурге построен для перенесения в него древней иконы Казанской богоматери, по ее имени и назван. Здание собора является монументальным памятником архитектуры русского классицизма. Грандиозная полукруглая колоннада из 96 поставленных в четыре ряда коринфских колонн с шестиколонным портиком в центре примыкает к боковому (северному) входу собора и обращена к Невскому проспекту.
ЖАН ТОМА де ТОМОН1760-1813
русский архитектор. По происхождению француз. С 1799 работал в России. В монументальных формах русского ампира выстроены Биржа и ростральные колонны в Санкт-Петербурге (1805-10), «Мавзолей» в Павловске (1805-08).
Ростральная колонна
АНДРЕЯН ДМИТРИЕВИЧ ЗАХАРОВ
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня — уникальный образец высокого классицизма. Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименов и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2,4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов — гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека).
Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ СТАСОВ
Петербурге Стасов построил два больших собора — Спасо-Преображенский (1827-29) и Троицкий (1828-35), оба стали памятниками архитектуры позднего классицизма.
Спасо-Преображенский собор был сооружен на месте сгоревшей в 1825 церкви Преображенского полка. Сохранив старые стены, внутреннюю планировку и общую объемную структуру, Стасов создал монументальный крестово-купольный 5-главый храм с мощным 4-колонным портиком ионического ордера. Деревянный резной иконостас и алтарная сень собора выполнены по его рисункам. Уникальным сооружением является ограда Преображенского собора, где столбы сделаны из соединенных цепями стволов пушек, захваченных в войне с Турцией, а решетка между столбами решена в виде копий (1829-32).
НИКОЛЬСКИЙ КАЗАЧИЙ СОБОР
В ОМСКЕ
ТРОИЦКИЙ СОБОР
имеет более торжественный облик. Он представляет собой крестообразное 5-купольное сооружение, украшенное монументальными портиками коринфского ордера и скульптурным фризом, контрастно выделяющимся на гладком фоне стен, в нишах установлены бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг). Сооружен в слободе Измайловского полка, в связи с чем часто называют Измайловским. В 1969 в ограде Троицкого собора был установлен бюст Стасова (скульптор М. Т. Литовченко, архитектор Ж. М. Вержбицкий).
В 1832 по повелению Николая I Стасов завершает строительство неоконченного собора Смольного монастыря, построенного великим В. В. Растрелли.
СКУЛьПТУРА
ИВАН ПЕТРОВИЧ МАРТОС
МАРТОС Иван Петрович (1754-1835), русский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние и жизненность образов. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-18).
И. П. Мартос. Надгробие княгини С. С. Волконской. Мрамор. 1782 год. Третьяковская галерея.
БОРИС ИВАНОВИЧ ОРЛОВСКИЙ (наст. Фамилия СМИРНОВ)
1796-1837, русский скульптор. В монументальных произведениях на героические национальные темы сочетал портретность изображений с классицистическими строгостью и величавостью (памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли в Санкт-Петербурге, 1828-36).
ПЕТР КАРЛОВИЧ КЛОДТ
Представитель позднего классицизма. Анималистические монументальные и камерные станковые произведения отмечены точностью передачи повадок животных, главным образом лошадей (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849-50).
П. К. Клодт. «Укрощение коня». Группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Бронза.
ЖивописьОРЕСТ АДАМОВИЧ КИПРЕНСКИЙ
Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814 год. Третьяковская галерея. Москва.
СИЛЬВЕСТР ФЕОДОСИЕВИЧ ЩЕДРИН (1791-1830)
русский живописец. С 1818 работал в Италии. Первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. Романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто», 1825-28).
«Веранда, обвитая виноградом»
«Вид в Сорренто»
КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ (1799-1852)
русский живописец и рисовальщик. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).
АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ИВАНОВ (1806-58)
русский живописец. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт и Кипарис», 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. В дальнейшем стал крупнейшим представителем романтизма..
Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной живописи. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях («Библейские эскизы») Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы.
Аполлон изображен со своими любимцами, которых он впоследствии лишился. Гиацинт был случайно убит брошенным рукою бога диском, когда наблюдал за состязаниями. Кипарис был превращен в дерево, так как не мог утешиться после смерти любимого оленя.
Его влияние и авторитет с течением времени лишь мощно возрастали. Не создав школы в прямом смысле, он стал универсальным учителем мастерства для многих поколений российских художников самого различного толка — от позднего романтизма до авангарда.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ
"Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый крестик
Федотов стал основоположником городского жанра. Картина является своеобразной пародией на героические сцены в античном духе: чиновник, указывающий на полученный орден, стоит в позе римского оратора, папильотки в волосах уподоблены лавровому венку. Окружающие героев вещи написаны с миниатюрной виртуозностью, они не только комментарий к
изображенному
событию, но и
самостоятельные персонажи,
подобные драгоценностям.
Автобиографические тексты, записные книжки, письма Федотова демонстрируют и его незаурядный литературный талант. Он также писал стихотворные пояснения к своим картинам, басни, лирические стихотворения, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Сраженный тяжелым душевным недугом, художник умер в сумасшедшем доме. Искусство Федотова со свойственным ему (как и Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов творчества