Презентация может быть использована на уроках МХК по теме "Театральное искусство 17-18 веков" на примере развития французского драматического театра, где не меньшей популярностью, чем П.Корнель и Ж.Расин, пользовался и Ж.Б.Мольер. Долгое время он работал в парижском театре "Пале-Рояль". Жан Батист Мольер(1622-1673) - создатель жанра социально-бытовой комедии. Опираясь на традиции народного театра и классицизма, буффонада и плебейский юмор сочетались у него с изяществом и артистизмом. Жизненность и художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой драматургии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Французский драматический театр.Ж.Б.Мольер. »
Французский драматический театр. Жан Батист Мольер (1622 – 1673)
ГБОУ СОШ №1137/2
Учитель изобразительного искусства
Чистова Т.А.
На большей части Европы в XVII в. господствует форма общественных отношений, которая характеризуется сложением и торжеством абсолютизма во Франции, Испании, в странах Центральной Европы и в Скандинавии. XVII столетие стали называть веком абсолютизма. Благодаря ранним буржуазным революциям в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента.
В начале XVII в. вышла книга Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Она повествовала о двух началах человеческой природы – романтическом идеализме и трезвом практицизме, часто сталкивающихся между собой в трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, более усложненного мировоззрения человека, содержащего противоречия.
На фоне активной общественной жизни получает мощные импульсы развитие культуры и искусства. Литература XVII в. прославлена именами П. Корнеля, Ж. де Лафонтена, Ж. Расина, Ш. Перро, Мольера и др. В драматургии утверждается принцип единства места и времени действия. Наряду с итальянскими театральными труппами, гастролирующими по всей Европе, создаются национальные театры и складываются национальные театральные традиции во Франции, в Испании, в Англии. Рождение театра «Комеди Франсез» (1680) является одним из значительных событий XVII в.
Театр французского классицизма ко второй половине XVII в. занял главенствующее место в мировом развитии европейского театрального искусства. Утверждение этого стиля связано с созданием классицистской трагедии Корнеля и Расина и высокой комедии Мольера и по времени совпало с кризисом, а затем и полным упадком театра ренессансного реализма.
Мольер, Жан Батист Поклен
1622-1673
Имя Мольера, за которым скрывается Жан-Батист Поклен, ассоциируется с золотым веком французского драматического театра. Написанные Мольером пьесы до сих пор остаются одними из самых популярных в мире и вот уже более 300 лет не сходят с афиш старейшего театра Франции – «Комеди Франсез».
Жан-Батист Поклен родился в Париже на улице Сент-Оноре (rue Saint-Honoré) и 15 января 1622 года был крещен в церкви святого Евстахия (église de Saint Eustache). Его отцом был богатый торговец Жан Поклен. Два года спустя родился младший брат Жан-Батиста, а когда мальчику исполнилось десять лет, его мать умерла, и отец женился во второй раз: в этом браке у него родилось еще пятеро детей.
Являясь придворным обойщиком-драпировщиком короля Людовика XIII, Жан Поклен мог дать своим детям превосходное образование. Жан-Батист закончил в 1639 году престижный Клермонский коллеж, основанный иезуитами. Впоследствии на его основе был создан знаменитый лицей Людовика Великого (lycée Louis le Grand), среди выпускников которого есть множество великих политиков, ученых, деятелей культуры.
Хотя Жан-Батист очень хорошо учился, он довольно рано, с подачи своего деда, увлекся театром – в особенности комическим фарсом и итальянскими жанровыми сценками. Но, будучи первенцем, он был обязан занять должность своего отца, что он и сделал в декабре 1637 года.
Меж тем страсть к театру не покидала его. В 1640 году он свел знакомство с семьей комедиантов Бежар и влюбился в Мадлен Бежар. Кроме того, он познакомился с известным в то время итальянским актером Тиберио Фьорилли, автором и исполнителем роли находчивого Скарамуша. Предполагается, что Жан-Батист мог брать у него уроки актерского мастерства. Наконец, в январе 1643 года он решил полностью посвятить себя театру. В ответ отец лишил его содержания.
В июне 1643 года возник так называемый «Блистательный театр» под руководством Мадлен Бежар. Жан-Батист стал выступать в нем в амплуа трагического героя и с 1644 года взял себе сценический псевдоним «Мольер». Однако до сих пор нет внятного объяснения, с чем связан выбор этого имени.
Начало творческого пути Мольера было трудным. Труппа, в которой он выступал, вскоре потерпела оглушительный провал, за которым последовало банкротство. В результате в 1645 году Мольер оказался в парижской тюрьме Шатле. Лишь внесенный отцом денежный выкуп позволил ему выйти на свободу.
Примкнув к труппе под руководством Дюфрена, который находился на службе у правителя Гиени герцога Эпернонского, Мольер начал гастролировать в провинции. В период с 1646 по 1657 год труппа Дюфрена выступала в Нанте, Тулузе, Каркассоне, Гренобле, Монпелье, Дижоне, Авиньоне, Бордо, Руане и других французских городах. В 1653 году Дюфрен поступил на службу к новому правителю Гиени принцу Конти, который приходился братом могущественному принцу Конде.
К 1650 году, когда Мольер стал во главе труппы, он отказался от амплуа трагика и стал все больше исполнять комедийные роли, которые пользовались большим успехом у публики. В 1658 году Мольер возвратился в Париж, где его труппа выступала в квартале Марэ. Комический талант Мольера, сыгравшего в фарсе «Влюбленный доктор», отметил Людовик XIV, которому к тому времени надоели патетические трагедии стареющего Пьера Корнеля. Король распорядился предоставить труппе Мольера помещение в придворном театре Пти-Бурбон, в котором также играла труппа Скарамуша. Людовик XIV настолько благоволил Мольеру, что тот был даже удостоен права играть самого монарха в одной из своих пьес.
17 февраля 1673 года Мольер скончался в Париже у себя дома после исполнения четвертого по счету спектакля, поставленного по его пьесе «Мнимый больной». Поскольку лицедейство осуждалось церковью, Мольера похоронили тайно ночью на кладбище Сен-Жозеф. В 1817 году его останки были перезахоронены на кладбище Пэр-Лашэз.