« …Эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды» (В.Стасов)
Федотов Павел Андреевич - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии финляндский полк, Федотов переселился в Санкт-Петербург. Здесь, несмотря на соблазны к рассеянной жизни, представляемые столицей, на развлечения в кругу добрых товарищей и на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он умел находить время для своего любимого занятия - рисования, способность к которому проявились у него еще раньше и в классных рисунках, и в схожих портретах корпусных однокашников и начальников, и в забавных карикатурах на них, и в чертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные тетради.
Летом 1837 г., великий князь князя Михаил Павлович, возвратившись в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил красносельский лагерь. Пораженный живописностью происшедшей сцены встречи князя и гвардейцев, Федотов уселся за работу и всего за три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
В 1844 году (29 лет) Федотов выходит в отставку и решает осуществить свою мечту: стать профессиональным художником.
Поселившись в бедной квартире на Васильевском острове, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом, подчас терпя голод и холод, он еще усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры, как дома, так и в академических классах.
В картине «Свежий кавалер» художник отразил явления, характерные николаевской России.
«Свежий кавалер» (1846 г.), ГТГ, Москва. Небольшая комната, в которой происходит действие, кажется еще теснее из-за того, что она захламлена сломанной мебелью, пустыми бутылками, осколками посуды. Здесь многие вещи рассказывают о привычках хозяина. На столе и следы вечернего ужина (колбаса на бумаге, графин водки, свечной огарок со щипцами для снятия нагара), и туалетные принадлежности, попавшие сюда уже утром, когда герой стал собираться на службу. Под одним столом спит собака, из – под другого виднеется … голова гостя.
В первой картине Федотов только пробовал себя в масляной живописи. Вводя цвет, он скорее раскрашивал отдельные предметы, чем объединял их в гармоничную цветовую композицию.
Картины «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста» были показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в восхищение. Федотов получает разрешение от академии участвовать в программе на звание академика.
«Сватовство майора». (1848 г.), ГТГ, Москва. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери.
Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" - нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. "Это была снова трагедия, - писал В. В. Стасов, - грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы".
Художник говорил: «Живопись требует добросовестности».
Он любовно собирал вещи, которые изображал в своих картинах, по всему Петербургу. Например, нужную ему люстру для «Сватовства майора» он взял напрокат в трактире. Однажды Федотов рисовал кулебяку, но не успел ее закончить, пока она была горячей, и был вынужден купить еще одну.
Академическая выставка 1848 г. доставила Федотову, сверх почета и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, было велено отпускать ему по 300 рублей в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Следующей работе «Завтрак аристократа» (1849 – 1859 гг.) художник дал и другие названия, больше похожие на пословицы
«Не впору гость», «На брюхе – шелк, а в брюхе – щелк». Бедный, но желающий ударить в грязь лицом молодой щеголь, застигнут врасплох неожиданным гостем именно в тот момент, когда собирается приступить к своему скудному завтраку. Он прячет черствый ломоть хлеба под книгу и одновременно старается проглотить кусок, лежащий за щекой. Его поза и лицо выражают и страх, и неловкость, и желание сохранить свою репутацию.
К концу 40-х годов Федотов - зрелый мастер, художник со сложившимся мировоззрением, индивидуальным творческим лицом.
От многого - военной карьеры, богатства, личного счастья - отказался Федотов во имя искусства. Он твердо, без колебаний, шел по избранному пути и, несмотря на трудности, продолжал неутомимо работать. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов. Лучший из них - портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ).
В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника – «Вдовушка» (ГТГ). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Вещи опечатаны за долги, оставшиеся после мужа, в комнатах рыскают полицейские чиновники, описывая нехитрый скарб. Лирическая на первый взгляд картина оказывалась не менее острой и значительной, чем ранние полотна...
Почти одновременно с «Вдовушкой» Федотов написал еще две замечательные картины: «Анкор, еще анкор!» (1850-1851, ГТГ) и «Игроки» (1852, Гос. музей русского искусства, Киев)...
Герой картины «Анкор, еще анкор» – офицер, который видимо, служит где – то в глухой провинции. Он лежит на топчане и играет с собакой, подстриженной «под льва», заставляя ее прыгать через чубук курительной трубки. И это отупляющее занятие, и вся обстановка убогого временного жилища выражают скуку человека, который не знает, чем заполнить свои однообразные дни.
По меткому выражению Федотова, такие люди «убивают время, пока время не добьет их». Это произведение - вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века.
Довольно бросить беглый взгляд на совокупность произведений этого замечательного художника, чтобы распознать в них два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Преобладающий элемент этих работ - карикатура.
Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось на веки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Он открыл новую, еще никем до него не тронутую в нашей живописи тему сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим после него талантам. Не явись Федотов - русская живопись, быть может, еще долго не обратилась бы от школьных, вымышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами.
Жизнь Федотова кончилась трагически. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. «Федотов умер, - писал В. В. Стасов, - произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Вс