Просмотр содержимого документа
«Александр Бенуа — русский живописец, искусствовед и сценограф.»
Александр Бенуа— русский живописец, искусствовед и сценограф
(1870-1960)
Александр Николаевич Бенуа родился 21.4(3.5).1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Бенуа, выходца из Франции. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой).
Творчество Александра Бенуа поражает своей многоплановостью. Пейзажи и исторические композиции художника занимают почетное место в крупнейших музеях мира, а его работы в области книжной иллюстрации оказали сильное влияние на развитие русской графики. Мастер известен как талантливый режиссер театральных постановок. Живописец был основателем и идейным вдохновителем художественного сообщества «Мир искусства».
Александр Бенуа с раннего детства увлекался искусством, а учиться рисованию начал еще в одном из частных «детских садов» того времени — «Киндергартене». Окончив гимназию, он поступил в университет на юридический факультет. Первый очерк Бенуа об истории русской живописи вышел в 1894 году, искусствоведческий дебют художника вызвал бурное обсуждение и был положительно оценен критиками. После окончания университета живописец всецело посвятил себя изобразительному искусству.
«Купальня маркизы» (1906) — изящная и утонченная сценка из «Версальской серии», в которой стерты границы между реальной жизнью и театром.
Первая известная серия работ мастера — «Последние прогулки Людовика ХIV», написанная в 1896 году. Камерные композиции, выполненные в акварельной и смешанной технике, привлекли внимание Сергея Дягилева и Льва Бакста на выставке, организованной Павлом Третьяковым. Вместе они разработали концепцию объединения «Мир искусства», целью которого стал протест молодых художников против рутинных требований старой школы. Первая выставка сообщества состоялась в 1898 году и была с энтузиазмом принята молодежью.
«Король прогуливается в любую погоду» (1898) — работа из серии акварелей о французском «короле-солнце» создана на основе гравюр и шпалер XVII века, сценки производят сильное впечатление на зрителя за счет контраста величественного пейзажа и маленьких людских фигурок.
А. Бенуа Водный партер в Версале
Параллельно с организацией выставки Дягилев вел активную работу над журналом «Мир искусства», а Александр Бенуа стал автором программы нового издания. Первый номер вышел в 1898 году и выделялся на общем фоне благодаря своей продуманности и высокому качеству исполнения. Год спустя состоялась выставка под эгидой издания, где были представлены работы блестящих мастеров того времени: Исаака Левитана, Константина Коровина, Михаила Нестерова. Журнал выходил на протяжении шести лет.
Начиная с 1901 года, Бенуа много и плодотворно работал: писал монографии по истории искусства, публиковал критические очерки, рисовал декорации, занимался книжной иллюстрацией. Одно из самых значительных произведений мастера в области графики — рисунки к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Лаконичные и тщательно проработанные композиции не понравились заказчику, но получили высокую оценку художественного сообщества.
Иллюстрации к «Медному всаднику» (1905) — в рисунках художнику удалось передать весь ужас одиночества человека в обществе, а Петербург предстает как холодный, страшный и тоскливый город.
После Октябрьской революции Александр Бенуа оказался в числе художников, поддержавших новую власть — он заведовал картинной галереей Эрмитажа, одновременно занимался созданием декораций для Мариинского театра, был режиссером и художником БДТ, иллюстрировал литературные произведения. Мастер всегда был чужд политике, но разногласия с Советской властью, в конце концов побудили Бенуа в 1927 году эмигрировать во Францию.
Фото А. Бенуа за работой
В Париже художник работал над оформлением спектаклей и костюмов, сотрудничал с Сергеем Дягилевым, театром Ла Скала. Большая часть творческого наследия Александра Бенуа периода эмиграции относится к жанру книжной иллюстрации. Отъезд из России не лучшим образом повлиял на живописца — несмотря на высокий уровень мастерства, все его работы выглядят повторением уже пройденного. На закате жизни мастер много трудился над мемуарами. Художник скончался в ночь на 9 февраля 1960 года, причиной смерти стал грипп.
А. Бенуа Карлик
Наследие Александра Бенуа до сих пор сохраняет свою эстетическую и художественную ценность. Декорации к балету «Петрушка» стали классикой, иллюстрации много раз переиздавались, а труды по истории живописи изучают студенты вузов. Без упоминания его имени не обходится ни одно исследование, посвященное русскому искусству конца XIX – начала XX века.
«Комната Черномора» (1911) — одна из декораций к балетному спектаклю «Петрушка», эти работы считаются вершиной творчества Бенуа как театрального художника.